Преподобный Максим Грек писал в XVI веке: «От врагов свидетельства бывают наиболее достоверными». Как это понять? Возможно ли для противников староверия вдруг признать святость кого-то из ревнителей Старой веры? Как ни странно, бывает в наше время и такое. Показательна история преподобного Далмата, который не принял Никоновых новшеств, гнушался причащаться от нововеров, почему и считался еще в начале XVIII века «злым раскольником», проклятым и отлученным тем самым от господствующей церкви, но совсем недавно прославлен как святой Синодом русских новообрядцев…
В суровом Сибирском крае, в остроге Берёзове, в семье казачьего атамана Ивана Мокринского и его супруги, которая происходила из крещёных татар, в феврале 1594 года родился сын, нареченный при крещении в честь преподобного Димитрия Прилуцкого, чудотворца. Мальчик воспитывался в христианской вере, в неприятии всякого языческого суеверия. Позже семья воеводы, заслужившего дворянство, была переведена в Тобольск. Димитрий, возмужав, поступил на государеву службу, был тобольским городничим, позже — приказчиком в Вагайском остроге. Димитрий обзавёлся собственной семьёй, у него родились пятеро сыновей и дочерей. Государева жалованья на содержание семьи не хватало, приходилось заниматься ещё и хлебопашеством. Семейство не бедствовало, но достаток его был довольно скромным.
Достигнув пятидесятилетнего возраста, Димитрий решил посвятить себя Богу. Оставив службу, жену и повзрослевших уже детей, он ушёл на Урал, в окрестности Невьянска, и стал иноком Богоявленского монастыря. При пострижении ему нарекли имя Далмат. Поскольку он был из «государевых людей», имел опыт руководителя, иноки монастыря стали просить Далмата стать «строителем» (хозяйственным руководителем) их монастыря. Тот же, стремясь к иноческому смирению, а не человеческой славе, сбежал из обители. Странствуя по необъятным просторам Сибири, он пришёл к месту впадения речки Течь в Исе́ть, где нашёл пещеру, в которой и поселился, чтобы нести подвиг отшельничества. Освоившись на этом месте, называвшемся Белое Городище, инок построил там для молитвы деревянную часовню, куда поместил принесённую из монастыря икону Успения Пресвятой Богородицы.
Татарин Елигей, на чьих землях находилась пещера, сдавал эти земли в аренду жителям Невьянска и Ирбита для ловли рыбы и пушного зверя. Узнав от арендаторов о самовольном поселении какого-то монаха, Елигей решил изгнать «захватчика» из пещеры. Он пришёл с толпою вооружённых татар к пещере преподобного, чтобы его изгнать, но святой Далмат смело вышел к нему навстречу и сообщил, что является ему по матери родственником. Устыдившись, Елигей ушел восвояси.
Однако диавол вновь распалил в его сердце страсть против преподобного. В 1645 году, когда Елигей заночевал близ пещеры о. Далмата, чтобы ночью напасть на него и убить, ему явилась в грозном видении Пресвятая Богородица, пред образом Успения Которой молился в это время преподобный. Святая Дева была облачена в багряные ризы, вокруг главы сиял венец, в деснице Она держала небольшой хлыст, которым грозила Елигею. Божия Матерь повелела злоумышленнику не только не причинять старцу вреда, но и отдать всю окрестную землю иноку Далмату.
Очнувшись от видения, Елигей попросил прощения у отшельника за злой умысел. В знак примирения он подарил преподобному свои шлем-шишак и кольчугу, которые были у него с собою для нападения на безоружного монаха. До революции 1917 года эти реликвии хранились в Далматовом монастыре (ныне же остался один только шлем, находящийся в местном музее). В 1646 году Елигей закрепил земли Белого Городища за отцом Далматом.
Слух об исетском отшельнике разошёлся по сибирским и уральским городам и весям, и к его пещере потянулись люди, ищущие иноческого подвига. Так образовался Свято-Успенский Далматов монастырь, официально утверждённый царём Алексеем Михайловичем. Братия хотела сделать игуменом монастыря самого Далмата, но тот по смирению воспротивился. Старец принял схиму и стал жить затворником в замкнутой келье, в сенях которой поставил собственноручно выдолбленный из колоды гроб, «для воспоминания о смерти». Среди иноков монастыря был и родной сын прп. Далмата, который принял постриг с именем Исаака. Его и сделали первым настоятелем обители. Он принял священный сан и возглавил Успенский монастырь. Негласным же руководителем, без которого никакие важные дела не совершались, был преподобный Далмат.
Однажды, в 1651 году (по другим данным, в 1646-м), когда преподобный на некое время покинул обитель для уединенной молитвы в пустыне, на монастырь напало войско царевича Дивлет-Гирея. Монастырь был сожжён, часть иноков была убита, часть отведена в плен. Среди обугленных руин храма чудесным образом сохранилась икона Успения Пресвятой Богородицы, принесённая преподобным из невьянского монастыря: только киот её слегка обгорел в нескольких местах. День, в который произошло это чудо, 15 февраля, стал монастырским праздником в честь этой иконы. Чудотворный образ был украшен драгоценным окладом и сохранялся в монастыре до советского разорения.
В 1653 году началась злосчастная реформа патриарха Никона. Далеко от Москвы сибирская земля, не сразу узнали здесь о новшествах. Иноки Далматовой обители во главе с основателем монастыря не подчинились «Никоновым затейкам» и сохраняли неизменно древлецерковное благочестие. Долгое время это оставалось незамеченным властями. Но в 1668 г. по доносу недоброжелателей из монастыря был удалён игумен Исаак за «сношения с раскольниками». Эта мера не помогла, старец Далмат и его братия оставались при «старой вере». Известно, что игумен монастыря Феофил духовно окормлял старообрядцев Сибири и Урала, наставляя их в вере и благочестии, совершая для них таинства и требы… Долгое время обитель негласно придерживалась старой веры, до начала следующего столетия.
Затворник Далмат почил от трудов своих в возрасте 103 лет 25 июня 1697 года. О его принадлежности до самой смерти к «старой вере» свидетельствовали современники. Так, постриженник Далматовой обители, ставший позже игуменом невьянского Богоявленского монастыря, в одном из доносов писал, что преподобный Далмат до самой смерти был «злой раскольник» (так в то время власти обзывали староверов) и не принимал причастия от новообрядцев. Этот документ сохранился доныне в Российском государственном историческом архиве (ф. 796, оп. 7, №40, л. 91 об. — 92).
Тело преподобного Далмата было положено в выдолбленный им гроб и погребено в кирпичном склепе, над которым поставили деревянную часовню. Христиане-староверы стали почитать святую могилу сразу же после преставления преподобного: поклонялись его гробнице, пили воду из святого источника, находившегося рядом. В народе сложился обычай приходить к гробу святого 15 августа, на праздник Успения Богородицы, и 9 мая, в день святителя Николы. При гробе о. Далмата стали происходить чудеса и исцеления, которые продолжались даже и в XIX столетии, когда их стали записывать в особую книгу. Только за один век там записали более тридцати таких чудесных событий.
Народ твёрдо верил в святость преподобного Далмата, и, несмотря на его принадлежность к староверию, господствующая церковь не возбраняла его почитания, а даже узаконила его, признав отца Далмата местночтимым святым, а уже в XXI столетии — даже официально канонизировав.
Как мощи святителя Николы ныне находятся в руках иноверных, чтобы чудесами и исцелениями свидетельствовать пред ними об истине православия, так и честный гроб преподобного Далмата, находящийся в новообрядческом монастыре, происходящими от него чудесами свидетельствует об истинности старой православной веры. Видимо, именно поэтому массовое посещение его усыпальницы староверы совершали именно 9 мая — в день пренесения мощей святителя Николы в итальянский «римо-католический» город Бар.
Над склепом святого был устроен деревянный саркофаг, расписанный сценами из его жития, а с восточной стороны поставлен большой старообрядческий деревянный крест-распятие. После советского разорения монастыря церковь превратили в театр, а потом — в заводской склад, а саркофаг, как и прочее убранство храма, уничтожили. Но сам склеп, находящийся под землею, не пострадал.
В 1994 г. мощи преподобного Далмата были извлечены из склепа и перенесены в храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всем скорбящим Радость», находящийся в восстановленном Далматовом монастыре. Частицы мощей находятся в ряде храмов нескольких епархий Московского Патриархата.
Имя преподобного ныне носит город Далматово Курганской области.
День памяти сего святого (преставление) 25 июня по церковному стилю.
Тропарь преподобному Далмату Исетскому, глас 7-й. О́т мира кры́яся, и сла́вы челове́ческия избега́я, удали́лся еси́ в пусты́ню, и всели́ся в верте́пе преподо́бне, еди́ному Бо́гу бесе́дуя, и в за́поведех Его́ до конца́ пре́был еси, и наста́вив мно́гия ко спасе́нию; те́мже и Госпо́дь теб́е просла́ви, и ны́не в небе́сных селе́ниих, моли́ Того́ при́сно о́тче Далма́те, спасти́ душа́ на́ша.
Кондак, глас 2-й. В моли́твах неусыпа́я преблаже́нне, наста́вник изя́щныи и́ноком яви́ся, и оби́тель Пречи́стей Богоро́дице соста́ви, ве́ру же оте́ческую соблюде́ до сме́рти, те́мже вене́ц живота́ прие́м на́ Небеси, моли́ о на́с о́тче Далма́те.
Икос. Пусты́ню гра́д сотвори́л еси́ о́тче, труды́ и сле́зы твои́ми, посто́м же и бде́нии и моли́твами, очи́стив души́ своея́ зерца́ло, при́сно взира́ше ко́ Господу, па́мятию сме́ртною у́м огражда́я, те́мже сме́ртию честно́ю пре́д Господе́м, в вы́шния кро́вы престав́ися блаже́нне, иде́же ликовству́я со а́нгелы, чи́сте зри́ши Святу́ю Тро́ицу, Ея́же предстоя́ престо́лу, моли́ о на́с о́тче Далма́те.