Духовные условия мира

Главная Публикации Церковь и мир Духовные условия мира

Темы публикаций

Духовные условия мира

Несколько месяцев тянется война и уносит тысячи жертв — наших сыновей, братьев, отцов. Божьей милостью за нашими воинами следует победа. И покорные воле Божьей, мы переносим горе и тяготы войны с верой и надеждой. Но, конечно, все мы жаждем мира, желаем конца побоища и отдыха в царстве тихом и безмятежном.

В Апостоле на день 9 ноября указаны условия истинного мира и пути к миру. Мир наш Христос. «Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду плотью Своей, а закон заповедей учением, дабы из двух создав в Себе Самом одном нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом, посредством креста убив вражду в нем» (Ефес. 2, 14–22).

Христос уничтожил вражду двух миров, языческого и иудейского, своей любовью и крестной жертвой. В любви Он указал пути к миру и единению всех. Это прекращение вражды мировой было, по апостолу, следствием примирения неба с землею. Какой завет для нашего времени в этих словах: какое утешение для «народа мира» среди пламени войны.

Мир — необходимое достояние тех, кто живет Христом и Его любовью. Мир посылается тому народу, который усвоил закон Христов о любви к ближним и дальним о том, что нет во Христе еллина и иудея, нет врагов, а есть только братья. Мы люди мира. Мы, русские, не враги даже тем, против кого идем с оружием за правду. В частности, самый гром войны погасил малые следы внутреннего немирья, внутренней вражды отдельных народностей и сословий. В этом миролюбии духа уже обеспечение счастливого мира: народ миролюбивый и объединённый непобедим.

Только нужно еще шире принять в душу этот завет мира, еще больше закрепить внутреннее единство народа, еще больше слиться в единой национальной душе.

И ближе всего нужно единство — «слияние всех» в общей работе для родины в скорбные для нея дни. Родина — наша мать. Я живо представляю эту картину одного патриота. «Мать собрала около себя детей, простерла над ними руки и благословила.

— Дети, я даю вам одежду и пищу; колыбель малютке, дом взрослому и могилку тому, кто покидает этот мир. Я издавна сидела у вашей колыбели и напевала вам колыбельныя песни. Я следила за вашими первыми шагами и учила вас. Вам иногда казалось, что я была строгой матерью; да, я жила с вами не в неге и изобилии — учила вас работать и испытывать лишения, чтобы воспитать вас сильными. И вот я требую, чтобы вы любили меня, как я любила вас. Работайте для матери и молитесь за нее. Когда ваша мать бедна, вы должны сделать ее богатою. Когда она печальна, вы должны ее обрадовать… Она мерзнет, и вы должны согреть ее… Она живет во мраке, и вы должны зажечь яркий свет в ея окнах. И тогда я, мать ваша, буду молить всемогущего Бога — сделать вас счастливыми и даровать вам мир…» (притча).

Эта мать — наша родина… И кто на ея речи скажет: «Не хотим служить тебе».

Теперь она говорит яснее: «Дети… Я в скорби великой… Чужая рука нанесла мне удар… И вот многие из вас жизнь свою отдают мне на защиту, ища для меня покоя и мира. А вы, остальные, крепче держитесь в единстве и общей работе. Отдайте мне ваше время, отдайте ваши сбережения — долю вашей трудовой копейки на то, чтобы укрепить руку и дух борцов; укрепляйте мир друг с другом и соединяйте силы всех в единую силу для борьбы и отпора. И вы завоюете мир благостный».

Эта речь матери-родины, как колокол пасхальный, звучит ныне. Ответим на нее, как послушныя дети. Принесем все, что можем принести для того, чтобы спасти страну от рук разбойников, будем теплом, светом и бодростью тех, кто стоит за мать вооруженной рукой, и укрепим их. И получим мир, счастливый и скорый. Но нет ли еще условий для скорейшего получения мира? Есть, и они не раз указаны в святых чтениях нашей Церкви, как раз в эти дни.

Вот — рассказ о тяжелом бедствии в Новгороде. Тяжкий мор постиг город. И косит смерть тысячи. Как остановить смерть? Ответ дает Иона, архиепископ Новгородский.

«В дни скорби измените самый способ жизни, — говорит он народу. — Христиане, страшное вижу я. Кругом смерть, но перед лицом смерти я вижу прежний грех. Неужели мало вам этих смертей, что вы и душу свою отдаете смерти? По проповеди пророка Ионы, мне тезоименитого, народ Ниневии перед лицом бедствия постился от человека до скота, от царя до поденщика… И смерть была побеждена покаянием. Чтобы остановить смерть, и мы пойдем к Источнику жизни»…

Ответом на речь Ионы было изменение всей жизни города. А сама Ниневия, какую указывало как образец Евангелие минувшей недели? В самом деле, как живет перед лицом бедствия языческий город? Он совершенно отказался от своего прежнего образа бытия. Изменилось лицо огромного города. Замолкли рынки. Утихло пение и музыка. И «злые обращались от пути зла своего и от насилия рук своих» (Ионы 3, 8).

Не должно ли у нас точно так же бедствие войны принести не только единение во взаимопомощи, но и внутреннее изменение жизни — великое покаяние. В дни поста и подобает жизнь поста. Желающий мира должен молить об этом Вышняго, как ниневитяне, очистив руки свои и душу свою. И будет мир.

Епископ Михаил (Семенов). Старообрядческий журнал «Слово Церкви», 1914 г.

Поделиться: