Воплощение библейских мотивов в русской живописи

Главная Публикации Церковь и мир Воплощение библейских мотивов в русской живописи

Темы публикаций

Воплощение библейских мотивов в русской живописи

Религиозная живопись, для которой наиболее характерна христианско-библейская проблематика, является крайне востребованной в XXI в., что объясняется кризисной остротой духовного состояния современного общества. Сегодня, когда, с одной стороны, наблюдается продолжающийся кризис духовности, а с другой — начинается частичное возрождение традиционных ценностей, обращение к творчеству русских художников представляется особенно значимым. Для того чтобы не потерять черты преемственности, необходимо опираться на предшествующие традиции, накопленный художественный опыт.

Воплощение библейских мотивов в русской живописи

Русские художники середины XIX — начала XX вв. стремились к раскрытию духовных ценностей, внутреннего мира человека. Их образы отличаются пронзительностью характера. Ценнейшими особенностями живописи русских мастеров выступают психологизм, глубокий интерес к духовному миру. Художники демонстрируют повышенную нравственную ответственность, осознание необходимости социального служения. Именно сейчас, когда во многом утрачены эстетические и нравственные идеалы и принципы, следует продемонстрировать значение высокой идейности, которая была свойственна творчеству отечественных художников.

Процесс духовных исканий на рубеже XIX–XX вв. происходит на фоне роста исторического, национального самопознания, усиления интереса к изучению древнерусских памятников. Концепция национальной идеи была мировоззренческим фундаментом, на котором выстраивалась русская живопись. Национальная идея как базовая составляющая русской ментальности получила акцентированное выражение в художественных образах целой плеяды русских мастеров.

Главная особенность творчества русских художников — следование историческому опыту национальных традиций. Наблюдается пристальное внимание живописцев к древнерусским истокам и традициям. Основными характеристиками русской живописи того периода является душевность, психологичность (изображение «диалектики души»), акцент на настроение, соблюдение принципов народности, историзма, высокой художественности. В творчестве русских живописцев передаются знания о невидимой части мироздания, главным образом о мире «горнем», с которым человек связан душевно и духовно.

Христианские принципы сострадания, отзывчивости обостряли социальную чуткость художников. В живописи происходит обнаружение духовного опыта, религиозных переживаний и устремлений. Художники пытаются по-новому посмотреть на развитие истории человечества. На первое место выступают такие категории, как Бог, вечность, смысл бытия, цель жизни человека.
В это время в творчестве отечественных художников наблюдается отображение острейших социальных проблем, в связи с чем происходит усиление роли духовно-библейских мотивов. В этой связи осуществляется постоянное осмысление сюжетов Священного Писания, происходит поиск Истины. Живопись строится «на принципе противостояния и взаимопроникновения света и тьмы» .
Основные объекты изображения для русских мастеров (Н.Н. Ге, А.А. Иванова, И.Н. Крамского, В.Д. Поленова, В.М. Васнецова, М.В. Нестерова и др.) — евангельские сюжеты и персонажи, прежде всего образ Христа.

Русских живописцев всегда волновал образ Христа. Образ Христа здесь глубоко символичен и определяет развитие высокой христианской духовности. Опыт отечественных мастеров, воплощавших в своем творчестве образ Христа — многообразен. «Нетрудно обнаружить, что у каждого человека, у каждого художника было свое представление о Христе — Его историческом, философском, нравственном значении, о типичности Его образа. Изменения в понимании и претворении образа-типа Христа в той или иной мере зависят от эволюции общественных настроений, идеологии разных социальных групп, перипетий жизни художников, их мировоззрения и изменений стиля в искусстве» .

Образ Христа был достаточно разнообразно осмыслен и широко воплощен мастерами первой половины XIX в. Так, в картине А. Егорова «Истязание Спасителя» (1814 г.) фигура Христа наполнена спокойным величием. Художник воплотил представление об идеальном герое, стойко встречающем страдания .

В. Шебуев в картине «Положение во гроб» (1848 г.) передал драматизм происходящего евангельского события. Художник в одном пространстве картины связал земное и небесное. Над лежащей в пеленах фигурой Исуса Христа высоко вознесен крест с терновым венцом, что символизирует не только орудие страстей Христовых, но и мост от земного, физического мира к небесному, духовному. Высокие римские своды, находящиеся над лестницей, ведущей в склеп, экспрессия цвета в одежде показывают величие и торжественность свершающегося события. В. Шебуевым выполнен и еще целый ряд композиций и росписей на христологическую тематику — «Тайная Вечеря» (конец 1830-х гг.), «Христос, приведенный в судилище вместе с двумя разбойниками» (1844 г.) и др.

Картина Ф. Бруни «Моление о чаше» (сер. 1830-х гг.) представляет фигуру Христа в красном одеянии, молящегося на Елеонской горе. Опершись на камень, стоя на коленях, Он молит Бога Отца, чтобы «миновала Его чаша сия» — чаша страдания и распятия на кресте. «Моление о Чаше» изображает Исуса Христа полным скорби и предчувствия страданий и производит сильное впечатление на зрителя .

На картине В.Л. Боровиковского «Бог Отец, созерцающий мертвого Христа» (1810-е гг.), изображен Христос, лежащий на облаках, прислонившись головой к коленям Бога Саваофа. Лучезарный свет, исходящий от Саваофа, озаряет все воздушное пространство и почившего смертным сном язвенного и прободенного копьем Христа. На груди Саваофа виден голубь. Обозначенные красными контурами ангелы парят в высоте. Под облаком находится земной шар .
Образ Христа всегда вызывал интерес выдающегося художника Н.Н. Ге. Живописец активно искал новые формы с целью постижения евангельских мотивов. Христологическая тематика становится центральной у Н. Ге. В его произведениях во всей полноте выражено учение Христа, что приближает зрительскую аудиторию к христианской вере. В картинах Ге, с изображением евангельских сюжетов, ярко проявились любовь к ближнему, переживание социальных проблем, стремление к совершению добродетелей.

В «Тайной Вечере» (1863 г.) Христос возлежит, совершив последнюю трапезу со своими двенадцатью апостолами. Учитель пребывает в тяжелых раздумьях, в состоянии глубокой скорби. Его ученик Иуда уходит с целью дальнейшего предательства. Данное произведение вызывает печальные переживания в связи с непониманием людьми добра, духовности, справедливости и истины. Произведение Ге «Христос в Гефсиманском саду» (1831–1894 гг.) показывает переживания и чувства Господа, Который испытывает тяжелейшие страдания в Гефсиманском саду. В другой картине «Голгофа» в образе Христа запечатлено драматическое и одновременно высокое значение Жертвы Спасителя. Картина Ге «Распятие» (1892 г.) изображает трех человек, подвергшихся страшной казни. «Я долго думал, зачем нужно Распятие… — для возбуждения жалости, сострадания оно не нужно… Распятие нужно, чтобы осознать и почувствовать, что Христос умер за меня. Я сотрясу все их мозги страданиями Христа. Я заставлю их рыдать, а не умиляться», — пишет Н. Ге.

Центральное место в религиозно-художественном творчестве знаменитого художника В.М. Васнецова отводится образу Христа. В произведении «Христос и Пилат перед народом» (1869 г.) художник призывает людей к высоким христианским идеалам.

В.Д. Поленов в своих произведениях старался отразить внутренний мир Христа, Его переживания, мысли. Поленов пытался воплотить идеал в своем образе Исуса Христа, выступающего олицетворением высшей ступени формирования человеческого разума и силы духа. В картине «На Генисаретском (Тивериадском) озере» (1888 г.) заложена идея гармонии человека с природой. Фигура Христа композиционно смещена вправо, Христос как будто парит над землей. Посох символизирует веру, которая выступает опорой для верующего человека на трудном жизненном пути. Христос Сам есть опора для человека. Красота евангельского сюжета выражена В. Поленовым через красоту живописи. Кроме того, художник, воплощая образ Христа, изобразил социальные проблемы современности. «Увлечение Поленовым передачей подлинности изображаемого, его жизненной достоверностью имело свой смысл. Оно было обусловлено тем, что художник настойчиво стремился утвердить реальность личности Христа и всех событий, связанных с Ним, чтобы доказать жизненность и Его значение для развития человеческого общества» .
Религиозная живопись К. Брюллова направлена не только на воссоздание окружающих обстоятельств в евангельских сюжетах, но и на передачу реальных переживаний действующих лиц: «Распятие» (1838 г.); «Христос во гробе» (1840-е г.) — изображение Христа и склонившегося над Ним ангела; «Спаситель в терновом венце» (1849 г.) — отягченный страданиями, Исус Христос обращает к небу полные слез глаза, на Его лице выражены скорбь, кротость и терпение.
Самобытное развитие получил образ Христа в религиозной живописи А.А. Иванова. Библейская тема ярко воплотилась в картине «Хождение по водам» (1850-е гг.). Здесь иллюстрируется стержневая мысль евангельского события — спасительная сила веры. В работе «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения» (1835 г.) А. Иванов открыл глубины человеческой души, стремящейся к своему Спасителю. Большое впечатление производит экспрессия лица Марии Магдалины, где радость (сияющая улыбка) смешана с недавними слезами .

Мощный образ Христа как своего рода центра мира предстает в картине А. Иванова «Явление Христа народу» (1837–1857 гг.). «Всего замечательнее то обстоятельство, что главное лицо всей картины, Спаситель, поставлен на далеком плане. Иванов не впал в искушение выдвинуть Его вперед. Иоанн видел Исуса идущего, очевидно, в некотором удалении, и Иванов так и передал происходящее», — писал славянофил А.С. Хомяков.

Новость о пришествии Мессии произвела сильное волнение среди собравшегося иудейского народа, что ярко отразил А. Иванов в своей картине. «Задача композиции заключалась в том, чтобы отразить на лицах крестившихся впечатление от спокойной и величавой фигуры Мессии, который шествует из пустыни к берегу Иордана» .

А. Иванов изображает Христа, Который несет миру истину, милосердие и утешение; показывает Его божественное происхождение и подчеркивает, что Этот Человек — не от мира сего . В данной картине Христа принято толковать как защитника слабых, униженных. Он приходит в мир, чтобы спасти всех людей, независимо от их положения, статуса, материального состояния, что он прощает грешников, которые стремятся к перемене своего образа жизни.

В картине А. Иванова «Явление Христа народу» «сливается в целостную картину весь смысл Красоты, как в её духовной, так и в ,,вещной” созерцательности Бытия: Слова и Образа. Этический образ выявлен через определение Души как высшего проявления божественного Духа в человеке. Нравственное — через со-переживание, со-страдание, через центр Души — совесть» .
Особый интерес представляет формирование образа Спасителя в выдающейся картине И. Крамского «Христос в пустыне» (1872 г.). «Христос в пустыне» — обобщенный образ, живописное олицетворение высокой идеи Нового Завета. Принято считать, что Христос — самая чистая форма, какую мог найти И. Крамской для выражения тревожащих его чувств и мыслей. В центре произведения — евангельское повествование об искушениях Спасителя. Картина ярко показывает решение Спасителя «положить душу за ближних» (Ин. 15, 13).

В полотне «Христос в пустыне» было очевидно стремление И. Крамского приблизиться к опыту А. Иванова. Как отмечают исследователи, «еще, будучи молодым человеком, Крамской пережил сильное эстетическое потрясение от картины А. Иванова «Явление Христа народу». Его ранила и трагическая судьба великого художника. Крамской в публицистике, письмах и в личных беседах всегда с необыкновенным теплом отзывался об Иванове и стремился быть продолжателем его традиций в живописи» .

Крамской погрузился в глубокий поиск своего собственного подхода к изображению Христа: «Бывало, вечерком уйдешь гулять, и долго по полям бродишь, до ужаса дойдешь, и вот видишь фигуру, статую. На утре, усталый, измученный, исстрадавшийся, сидит один между камнями, печальными, холодными камнями; руки судорожно и крепко, крепко сжаты, пальцы впились, ноги поранены, и голова опущена. Крепко задумался, давно молчит, так давно, что губы как будто запеклись, глаза не замечают предметов, и только время от времени брови шевелятся, повинуясь законам мускульного движения» .

Созданный И. Крамским образ Христа — это образ благородного героя, жертвенно положившего жизнь за всё человечество. Христос сидит на большом камне в пустыне, сосредоточенно погруженный в глубокие думы. В пустыне нет проложенных дорог — каждый лично выбирает свой собственный путь. Христос избрал трудный путь служения человечеству. «На утре, усталый, измученный, исстрадавшийся, сидит Он один между камнями, печальными, холодными камнями. Крепко задумался, давно молчит, так давно, что губы как будто запеклись, глаза не замечают предметов. Ничего Он не чувствует, что холодно немножко, не чувствует, что весь Он уже как будто окоченел от продолжительного и неподвижного сиденья» .

«Христос в пустыне» — воплощение мыслей о судьбах России и мира в целом. Художник показывает борьбу со злом и насилием через идею самопожертвования, выражает свои личные раздумья о самоотверженной борьбе за высокие общечеловеческие ценности и идеалы. В картине продемонстрирована духовная драма современных людей, не смиряющихся с социальным злом.

Художник актуализирует Священную историю в контексте современной ему проблематики. Созданный Крамским образ Христа как чело¬века высокого гражданского долга отождествлен с духовным обликом. Христос, сидящий на камне, размышляет о социальной несправедливости. Следы мучительных и глубоких переживаний видны на усталом, омраченном лице Христа.
Композиционно картина И. Крамского «Христос в пустыне» очень проста. Но при всей простоте построения в идейно-художественном смысле картина отличается глубиной и сложностью. В данном произведении образ Христа — «выражение громадной нравственной силы, ненависти ко злу, совершенной силы…» В созданном художником образе Христа нет праздничного, героического, но в его нищем виде, под рубищем, в смиренной простоте, кроется истинное величие и сила.

В картине «Христос в пустыне» автор убедительно высказывается о весьма значимой проблеме для русской интеллигенции — нравственном выборе, который должен сделать каждый человек, ощущающий ответственность за судьбу России. «Христос Крамского — человек, мучительно раздумывающий над судьбами людей. Традиционную евангельскую тему художник использовал для того, чтобы выразить идею моральной ответственности человека перед обществом».

Воплощение религиозно-нравственных мотивов ярко осуществлено в живописи М.В. Нестерова. В биографических исследованиях жизни М.В. Нестерова тмечается, что лето 1888 г. он провел в Сергиевом Посаде . Примечательно, что именно здесь художник создает замысел произведения «Пустынник» (1888–1889), обретая свою основную тему. «Этой темой стала тема монашеской Руси, которая никоим образом не конкретизирована в историческом времени. Она представляется художнику в качестве вневременного идеала изначальной слитности существования человека и жизни природы — природы первозданной, которая не обременена игом цивилизации, удалена от шума современных городов».

Данное произведение М.В. Нестерова вполне можно назвать «первым опытом художника, который сразу выявил яркую индивидуальность его творчества». Философ В.В. Розанов отмечал, что Нестеров пишет не самого Христа, а то, «как человек прибегает к Христу».

Особое место в творчестве художника занимает произведение «Видение отроку Варфоломею», (1889–1890), где воплощен образ святого Сергия Радонежского. Как отмечают исследователи, «картина стала своего рода манифестом символизма в рамках русских религиозных изобразительных традиций, так как на первом плане здесь стоит не догма, а переживания человека, причем атмосферу видения, чуда в равной мере мастер воплотил и в фигурах, и в изображенном осеннем пейзаже».

Картина отмечена стремлением художника создать внутреннее пространство, показать типичный пейзаж среднерусской природы. Согласно мысли самого М.В. Нестерова, человек и природа… взаимно необходимы и создают целостность впечатлений . По утверждению исследователей, «идея пробуждающегося национального самосознания, процесса нового строительства храмов на Руси заложена художником в ландшафте, в мальчике пастухе, образ которого напоминает молодую березку (как символ новой Руси, созданный призывами преподобного отца Сергия Радонежского о мире, братстве, сотрудничестве), в фигуре монаха, что похожа на ствол темного старого дерева (символ византийского православия)» .
Центральной темой работ М.В. Нестерова становятся религия и природа. Обращает на себя внимание тот факт, что мастера вдохновляли национальные церковно-художественные древности. Особенностью исполнения исторических образов в произведениях художника стало соединение мистического с реальным, создание «условно-реального». Исторические образы в живописи М.В. Нестерова имеют особый национальный оттенок. Произведения художника отличаются духовным восприятием, тонким религиозным мироощущением, пониманием особого исторического пути развития России.

Тонкой и образной символикой обладает картина «Благословение Христом отрока» (1926). Увеличив и приблизив к зрителю изображения Христа и отрока, художник использовал специальный прием — кадрировку. На эту особенность его творчества обратила внимание исследователь И. Волошина, которая отмечает: «Нестеров сумел утвердить значимость изображенных событий, оттененных внешней жанровостью обстановки» .

М.В. Нестеровым в картине усилен акцент идеи выбора, который предстояло сделать герою: жить в миру, в семье или посвятить свой путь Богу? Отрок выбирает духовный подвиг, что заметно по его особому блеску в глазах. По поводу образа отрока в картине исследователи отмечают: «Образ его лишен исторической конкретности. Это и Варфоломей (хотя в житии Сергия Радонежского мы не найдем этого эпизода с Христом), это и мальчик из «Души народа». Образ является трансформированным, философски-обобщенным. Он превратился в символ духовного служения Высшему Идеалу. Служения жертвенного. В связи с этим лик Христа трагичен, а в его благословляющем жесте затаена отеческая нежность» .
Религиозная живопись М.В. Нестерова сопряжена с изображением русской природы, которая выступает источником раскрытия особенностей русской души. В религиозных произведениях художника пейзаж изображен как воплощение определенного миропорядка, которому чужда суета окружающего мира, человеческое несовершенство.

Подведем итог: в русской живописи XIX–XX вв. объективируются ментальные особенности русской души, стремящейся к свободе, воле, покою, безмерной любви, слиянию с Христом-Богом. Этико-аксиологические категории впитаны в мировоззренческую ткань русского искусства XIX — начала XX веков. Русская живопись одухотворена библейской тематикой, духовно-христианскими мотивами и сюжетными линиями, особенно актуальным выступает образ Спасителя мира. Как и тогда, сегодня религиозная живопись крайне востребованна, что объясняется кризисной остротой духовного состояния современного общества. Произведения, в которых воплощен образ Христа, не утратили своего мощного воздействия на человека и в наши дни.

Поделиться: