Старообрядчество в Марийском крае

Главная Публикации История старообрядчества Старообрядчество в Марийском крае

Темы публикаций

Старообрядчество в Марийском крае

Возможно ли православие среди народа, который тесно связан со своей традиционной языческой религией? Да, возможно. В Марийском крае существовало несколько поселений, жители которых в большинстве своем были старообрядцами. Потомки этих православных христиан, спустя много лет оказавшись в Йошкар-Оле, основали здесь православную старообрядческую общину. Сегодня община объединяет семьи с корнями из Сибири, с Урала, Нижегородчины и других исконно старообрядческих мест. Сегодняшний настоятель храма в столице Марий Эл родом из старообрядческого села в Румынии… Там, где есть вера, нет ничего невозможного!

Старообрядчество в Марийском крае

Старообрядческие поселения в Марийском крае возникали во времена гонений на старую веру, в правление Петра I. Староверы не поселялись в крупных населенных пунктах, они предпочитали сами образовывать русские деревни среди марийского коренного населения. Так возникло несколько поселений старообрядцев на северо-востоке Марийского края: деревни Долбачи, Елембаево близ современного пос. Торьял, деревни Лонганер, Писташ, Помашнур недалеко от пос. Куженер. Деревня Большие Ключи севернее поселка Сернур. Деревни Березино и Чернушка близ села Лаж (ныне Лебяжский район Кировской области). При впадении реки Ветлуги в Волгу на стороне поселка Юрино была деревня старообрядцев Липовка. Старообрядцы Козьмодемьянска в начале XIX века построили каменную церковь во имя Преображения Господня [1]. Немало христиан проживает в г. Волжске — они всегда были частыми прихожанами старообрядческого храма в Казани. Сегодня в республике три старообрядческие общины, но, пожалуй, в каждом большом населенном пункте есть несколько человек, которые говорят о своем православном старообрядческом уповании.

Старообрядческий святой — уроженец Марийской земли

В исторических документах имеются упоминания об иерее Исидоре Козьмодемьянском. Отец Исидор был рукоположен в священный сан еще до церковной реформы XVII века. С началом гонений на древлее благочестие в 1660-х или 1670-х годах он пришёл на Керженец (Нижегородская губ.), в скит Смольяны и до самой своей смерти оставался приверженцем древлецерковного благочестия. Был он «муж всеопасный, блюститель древлего благочестия и строгий исполнитель правил святых отец». Жизнь свою отец Исидор проводил в посте и молитвах, в ночных бдениях и земных поклонах. У него было много духовных чад из числа древлеправославных мирян, для которых он совершал все необходимые таинства и требы: крестил, венчал браки, исповедовал, причащал, совершал елеосвящение над болящими. И много душ управил в Небесное Царствие, куда и сам преставился во время, определенное Господом, в глубокой старости. Его мощи были обретены нетленными. Святой праведный Исидор прославлен как местночтимый святой, память его совершается 14 мая. [2]

Козьмодемьянск

Храм во имя Преображения Господня в Козьмодемьянске — один из старейших старообрядческих храмов на территории России. Он построен в 1823 году в бывшей Ямской слободе (ныне улица Советская). До советских времен здесь существовала крепкая богатая община старообрядцев — купцов и мещан.

Старообрядчество в Марийском крае
Храм Преображения Господня в г. Козьмодемьянске

Построенный во времена гонений храм изначально выглядел очень скромно и официально именовался моленной или часовней. В 1833 г. крупный городской пожар нанес ему большой ущерб — вся внутренняя отделка выгорела, сохранились только стены. Восстановить храм после пожара в первозданном виде так и не удалось.

В разное время здесь служили иереи Никола Сазанов (?–1909 г.), Василий Фуренков, (1909–1930 гг.), Иаков Слепнёв (служение — октябрь 1930–1937 гг.). Согласно документам за 1924 год, найденным в церковных архивах, на исповеди у о. Василия бывали 320 человек из общин г. Козьмодемьянска, окрестных деревень Покровское, Троицкий посад, Красная Горка, Болониха, Мумариха, Поляны.

В середине 1930-х годов храм был отобран у общины и разорен. Сначала здесь открыли комсомольский клуб. В 1947 г. в здании расположился мальтозный цех, где изготавливали солодовый сахар. В 1970-е гг. здесь был организован цех по металлоремонту, а в 1987 г. к алтарю пристроили кирпичный сарай.

После всех исторических перипетий в январе 1997 года была официально зарегистрирована Преображенская старообрядческая община, ей передали в пользование то, что на тот момент оставалось от прежнего старообрядческого храма — практически голые стены, едва прикрытые изрядно обветшавшей крышей. Перед общиной стояла задача расчистить завалы, восстановить утраченные конструкции, заново приобрести иконы, церковную утварь, книги, облачения, воссоздать иконостас. Не имелось ни одной фотографии храма, по которой можно было бы восстановить церковь в прежнем виде. Староверы в своем стремлении возродить храм были едины, несмотря на все сложности.

Уроженец Козьмодемьянска, профессор, доктор технических наук, ученый в области космической фотосъемки, первый человек, которому удалось снять заднюю поверхность Луны, старообрядец Борис Николаевич Родионов своими деньгами и техническими знаниями внес большой вклад в возрождение церкви для верующих. На это богоугодное дело откликнулись и другие.

1 октября 2000 г. церковь была освящена, и начались службы. По определению Освященного Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви, духовно окормлял общину Козьмодемьянска о. Александр Четвергов из Казани, будущий митрополит Андриан. Он же, будучи епископом Казанско-Вятским, поставил в июле 2003 года ко храму Преображения постоянного священника, и община обрела своего настоятеля о. Сергия Махнёва. [3]

Йошкар-Ола

В столице Марийского края старообрядческой общины не было ни до революции, ни в советское время. Проживавшие здесь христиане ездили для духовного окормления в Казань, а для общей молитвы собирались по домам. В 1995 году община получила государственную регистрацию. Первым председателем была Анастасия Демьяновна Смышляева, внучка известного в здешних местах протоиерея Мефодия Пинаева. Община ходатайствовала перед городской администрацией о выделении места под храм.

В 1998 году митрополит Алимпий (Гусев) освятил на окраине города место под строительство храма. Однако достаточного количества средств для строительства каменного здания у общины не было. Деревянные же постройки в черте города возводить было нельзя, поэтому в 2004 году община начинает строительство деревянного храма в поселке Знаменском у городской черты.

Выделению здесь земельного участка способствовал Борис Михайлович Смоленцев, один из активных прихожан, который в то время работал председателем совхоза «Знаменский». Строительство шло активно благодаря меценатам из числа местных старообрядцев Николе Федоровичу Волжанину, Андрею Ивановичу Егошину и энтузиазму прихожан Владимира Заплатина, Николы Бастракова, Галины Бабушкиной и многих других. Анастасия Демьяновна со временем передала заботу о храме новому председателю — Евгению Геннадьевичу Пашкову.

В 2005 году на праздник Успения Пресвятыя Богородицы на земле общины в Йошкар-Оле совершен молебен по чину, бываемому на основание церкви. На молебен под открытым небом собралось около тридцати человек. Был положен первый венец сруба в основание будущего деревянного храма. Община быстро и дружно возвела стены, покрыла храм крышей. Пока привезенный сруб не был собран окончательно, возле храма по очереди шло круглосуточное дежурство.

Старообрядчество в Марийском крае
Храм во имя иконы Богородицы «Всем скорбящим радость» г. Йошкар-Олы

3 февраля 2007 года митрополит Московский и всея Руси Корнилий освятил храм во имя иконы Пресвятой Богородицы «Всем скорбящим Радость». На торжестве по освящении храма активная прихожанка Анастасия Демьяновна Смышляева отметила: «Наши родители, наши бабушки и деды мечтали об этом. Для того чтобы попасть в церковь, им приходилось преодолевать большие расстояния и трудности. Наконец-то мы дождались храма в нашем родном городе».

С 2003 по 2018 год местную общину окормлял козьмодемьянский священник о. Сергий Махнёв. Отец Сергий с большой любовью относился к древнерусской церковной архитектуре. При его непосредственном участии за шесть лет на окраине города появился деревянный церковный комплекс. Первоначальный проект церкви был подготовлен митрополитом Московским и всея Руси Андрианом (Четверговым). Владыка Андриан предлагал построить одноглавую церковь с двускатными крышами. Позднее проект немного изменили. Церковь получилась наподобие храмов Русского Севера, крытая деревянной кровлей, со звонницей, с главками, крытыми осиновым лемехом, с деревянными крестами над ними. Традиционно коньки крыши вершают шелома, или охлупни. Внутри храм получился таким же по-старорусски светлым и гостеприимным: резной иконостас, деревянные подсвечники, узорное деревянное паникадило.

В том же стиле вырабатывался проект дома причта, который был заложен в 2010 году. В 2019 году рядом с домом причта возведен дом для епископа. 6 ноября 2018 года епископ Казанско-Вятский Евфимий рукоположил к йошкар-олинскому храму настоятеля — иерея Василия Трифана.

Старообрядчество в Марийском крае
Отец Василий Трифан

Сегодня церковь продолжает благоукрашаться. Мало-помалу облагораживается территория при храме. Не оставляют храм без внимания потомки тех прихожан, которые стояли у истоков строительства церкви: семьи Волжаниных, Пашковых, Ильиных, Бастраковых. Община принимает участие в общегородских мероприятиях. 15 марта 2018 года в Православном музее была организована ознакомительная выставка «Русская Православная Старообрядческая церковь в Марийском крае». Община не раз принимала участие в республиканских концертах церковных хоров. В 2019 году при йошкар-олинском храме впервые прошел пятидневный детский слет, собравший ребят из Марий Эл и Кировской области.

Илеть

Небольшой поселок в Звениговском районе на середине пути между Казанью и Йошкар-Олой привлек внимание зажиточных крестьян из старообрядческих селений Чувашии. Не дожидаясь новой волны раскулачиваний в 30-е гг. ХХ века, несколько семей из Можарок, в их числе Осины, Филипповы, Кутовы, Цапины, Ситулины, оставили свои хозяйства и переехали в лесную глушь марийских земель. Так сложилось, что здесь также оказались старообрядцы из поселков Татарстана.

Старообрядчество в Марийском крае
Храм свт. Алексия Московскаго чудотворца в п. Илеть

Общаясь между собой, иногда собираясь для общей молитвы, староверы Илети ездили на службу в Казань. В 2010 году семья Лысенко выкупила у местной администрации здание расформированной неполной средней школы. Здесь уже потомки тех первых поселенцев стали собираться для молитвы. В 2012 году была официально зарегистрирована община. Буквально за два года здешние старообрядцы смогли обновить, реконструировать здание и приспособить его под храм. 5 июня 2014 года епископ Казанско-Вятский Евфимий освятил его в честь святителя Алексия, Киевского и всея Руси, московского чудотворца.

Общину окормляет протоиерей Геннадий Четвергов из Казани, однако воскресные службы здесь совершаются регулярно и полностью: вечером вечерня и павечерница, а утреня и часы — по старой церковной традиции с раннего утра. Первое, что сделали в Илети после открытия церкви — организовали занятия воскресной школы. Почти с первых же дней заботу о воскресной школе взяла на себя Ольга Цепелева. И результат не заставил себя ждать: почти половина молящихся в храме — дети.

Одна из местных традиций — ежегодный крестный ход по улицам поселка на память святителя Алексия «летнего». На престольный праздник в 2019 году преосвященный епископ Евфимий рукоположил в илетском храме диакона Алексея Иванова.

Село Большие Ключи

В этом селении (ныне Сернурский район) в 1859–1873 годах числилось 34 двора, в 1884–1885 годах было 76 дворов, где проживали 215 мужчин, 263 женщины. Многие из семей были старообрядческими. Одними из главных попечителей местной старообрядческой общины были братья Софроновы Клеоник, Василий и Евгений Тимофеевичи. Софроновы владели мельницами, маслобойным, солодовенным и смолокуренным заведениями. В родном селе они возвели храм во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, который был освящен 22 мая 1911 года.

Старообрядчество в Марийском крае

С 1909 года эту общину возглавлял о. Иустин Пинаев. Последним священнослужителем был иерей Агафоник Пинаев, рукоположенный в этом храме 1 июля 1923 года. Отец Агафоник был раскулачен и выслан на спецпоселение в Архангельскую обл. Из устных свидетельств его родственников известно, что о. Агафонику удалось пережить ссылку и вернуться к церковному служению. Место его служения в те годы неизвестно, проживал о. Агафоник с семьей в Уфе. Реабилитирован 13 января 2004 г. Братья Софроновы также попали под раскулачивание.

Старообрядчество в Марийском крае
Установка поклонного креста на месте старообрядческого храма Пресвятой Троицы в с.Большие ключи

5 июня 1938 года церковь была закрыта и передана советским властям под хозяйственные нужды. Позднее там было хранилище зерна. С начала войны там размещался и действовал цех по производству крахмала и патоки. В 1957 году произошел пожар и бывшее здание церкви сгорело, строить что-либо на этом месте заново жители отказались. 2 октября 2015 года усилиями старообрядцев Йошкар-Олинской общины там установлен поклонный памятный крест. [1]

Красная Горка

Деревня Красная Горка расположена в Горномарийском районе неподалёку отКозьмодемьянска. По данным учета «религиозных общин, молитвенных зданий и служителей культа Марийской автономной области» (11.03.1930–23.11.1931 гг.), что хранятся в городском архиве Козьмодемьянска, в д. Красная горка имелся молитвенный дом, при котором было два церковнослужителя. Православное старообрядчество исповедали 81 человек. В «Родословной книге» Преображенской старообрядческой общины в Козьмодемьянске содержится множество записей о совершении погребения христиан из Красной Горки, что указывает на то, что в деревне было много старообрядцев. В довоенное время молитвенный дом был разорен советской властью и больше не восстановлен. Общины в Красной Горке сегодня также не зарегистрировано. [1]

Липовка

Деревня Липовка находилась в устье реки Ветлуги при впадении ее в Волгу, на правом берегу (Юринский район). В 1919 году здесь построена и освящена старообрядческая деревянная церковь во имя Пресвятой Троицы. Храм находился не на особом отдельном месте, а на частной земле, позади жилого дома. 

Настоятелем храма в Липовке был уроженец этой деревни иерей Василий Князев (род. в 1860 г). Отец Василий прослужил в храме более 25 лет. Он имел столь высокий авторитет у христиан и среди местных жителей, что на вопрос, какой ты веры, можно было ответить просто — князевской, и все сразу понимали, что перед ними старообрядцы во главе со о. Василием.

О. Василий был арестован органами ОГПУ, обвинен в антисоветской деятельности и заключен в тюрьму Козьмодемьянска. 17 января 1931 г. он был приговорен к выселению в отдаленные места сроком на 3 года, но в ссылку не попал. Находясь в постоянном холоде казематов, священник смертельно заболел воспалением легких. В тюрьме о. Василий и преставился ко Господу в возрасте 70 лет. По просьбе родных власти отдали тело о. Василия, он был погребен на родине. В 30-е гг. по требованию советских властей храм был закрыт. Позднее он был разобран на бревна, из которых на ином месте была собрана школа. Сама деревня прекратила свое существование в 1980 году в связи с угрозой затопления Чебоксарским водохранилищем. До этих мест воды не дошли, но жизнь в деревне не возобновилась. На месте селения сейчас некошеное поле. Со слов местных жителей, было определено местоположение церкви. [1]

Старообрядчество в Марийском крае
У поклонного креста на месте старообрядческого храма в с. Липовка

2 июня 2015 года по инициативе иерея Сергия Махнёва сюда был совершен крестный ход и установлен поклонный крест на месте некогда стоявшего здесь храма.

Деревня Березино

Деревня Березино находилась возле современной границы с Кировской областью. Сведений о дате возникновения этого поселения нет, но, очевидно, его издавна населяли старообрядцы. В описании Вятской губернии В.С. Шабалина есть упоминание, что старообрядческий храм здесь стоял с XVIII в.

Старообрядчество в Марийском крае
Старообрядческое кладбище в Березино

Из описания храма за 1924 год: «Здание храма… часть жилого дома священника Михаила Андреева Пинаева в починке Березино Кокшинской волости Уржумского уезда, здание деревянное, крытое деревом, размеры здания внутри: длина 14 ½ ар., ширина 9 ар., вышина 5 ар., коридор 3 ар. Наружный вид: на здании небольшая глава с крестом, рядом со зданием колокольня на 4 столбах, наверху ея крест. Алтарь отделен от общего храма иконостасом». Внутри храма был установлен четырехъярусный иконостас, имелся полный набор книг и священнических облачений. На звоннице имелось четыре колокола, самый большой весил 15 пудов 5 фунтов.

В начале ХХ в. в Покровской церкви служили священники отец и сын Пинаевы. Иерей Михаил Андреевич служил в Покровском храме 32 года, отошел ко Господу 14 января 1920 г. Сын его, Мефодий Михайлович (род. в 1884 г.), начал служение иереем с 1920 г. С 30-х годов XIX века он постоянно подвергался преследованию со стороны советской власти. 30 апреля 1950 г. был арестован и осужден по ст. 58-10 на 10 лет лишения свободы с поражением в правах на 5 лет. Реабилитирован в 1960 году. После освобождения из лагерей ГУЛАГа служил в общине Волгограда, до конца жизни исполняя свой священнический долг. Упокоился о. Мефодий 25.01 1974 г. в возрасте 90 лет.

В 1930-е годы в храме служил иерей Иустин Пинаев, родной брат о. Михаила Пинаева. О. Михаил был арестован органами ОГПУ НКВД в 1937 г. Приговорен к 10 годам лагерей, дальнейшая судьба его неизвестна.

Сведений о закрытии Покровской церкви не найдено. По воспоминаниям старообрядца Виталия Попова, после войны здание церкви было разобрано, а утварь храма была перенесена в моленный дом деревни Чернушка, где было возобновлено богослужение. Сегодня деревня не существует. [1]

Старообрядчество в Марийском крае

В разных уголках Марийского края сегодня проживает немало христиан, чьи предки держались древлеправославной Христовой веры. Гонения на Церковь в ХХ веке имели печальные последствия не только для историко-культурного наследия, но и для душ людей. Стерты с лица земли храмы и часовни, и знания о вере предков стерты из памяти потомков. Говорить о вере долгое время было не принято. Многие сегодня по сохранившимся в семейных архивах характерным иконам, предметам молитвенного обихода и книгам с удивлением узнают, что их род старообрядческий. Те, кому удалось сохранить историческую память, передают ее новым поколениям.

В столице Марий Эл Йошкар-Оле, Козьмодемьянске и Илети регулярно совершаются богослужения в храмах. Церкви здесь открыты для всех, кому не безразлична вера предков и древнерусская культура. Церковное убранство, одежда на молящихся, богослужебное пение здесь по сей день такие же, какими они были 300 лет назад на всей Русской земле. Для старообрядцев это не замершая музейная экспозиция, а естественный и единственно возможный уклад. Это образ жизни, в приоритетах которого — крепкая семья, добросовестный труд, помощь ближнему.

Источники

  1. http://maristarover.ru
  2. Иерей Вадим Коровин. Святой праведный Исидор Керженский (Козьмодемьянский) http://rpsc.ru/publications/person/isidor_kerzhenskij/
  3. Татьяна Киреева. Храм Преображения Господня http://www.kmkmuzey.ru/2014-05-21-06-40-56/articles/4440

Фото: Вячеслав Леухин, Евгений Туманов, Сергей Тригубенко

Поделиться: