Чубыкинская богадельня в г. Санкт-Петербурге

Главная Публикации История старообрядчества Чубыкинская богадельня в г. Санкт-Петербурге

Темы публикаций

Чубыкинская богадельня в г. Санкт-Петербурге

Поделиться:

История благотворительности в России искони связана с христианским милосердием и первоначально была прерогативой монастырей, где всегда находили приют больные и сирые, скрывающиеся от бедствий войны или тягот мира, где сберегали запас зерна на случай раздачи крестьянам для посевов в неурожайные годы. С ростом городской жизни богатые городские монастыри и храмы стали содержать приюты, больницы и богадельни. В имперской России ведущую роль в устроении дел милосердия долго играла императорская семья, гражданская деятельность в этой сфере стала расцветать после известных реформ Александра II и перед революционным сломом 1917 г. достигла наибольшей интенсивности.

Менее известна благотворительность старообрядческой церкви, как в связи с ее драматической историей, полной преследований и запретов, так и с сохранившейся, вплоть до наших дней, традицией умалчивания или выключения из общего ряда исторических дел и событий. Например, в прекрасно изданной «Ликами России» в 2000 г. большой книге «Благотворительность и милосердие в Санкт-Петербурге» о старообрядческих приютах и богадельнях нет и слова, в то время как почти каждый моленный староверческий дом имел в первом этаже не только помещения для причта, но и места для призреваемых, а при вероисповедных кладбищах старообрядцев всегда устраивались богадельни.

Чубыкинская богадельня в г. Санкт-Петербурге
Табличка на здании Чубыкинской богадельни

В христианской энциклопедии «Святыни Санкт-Петербурга» среди одиннадцати наиболее известных богаделен значится и одна старообрядческая — Чубыкинская, расположенная почти на окраине города, у Московской заставы, на бывшей Царской (Саарскосельской) перспективе, в то время уже — Забалканском проспекте (ныне Московский пр., 108). Богадельня принадлежала прихожанам Громовского вероисповедного кладбища, находящегося неподалеку, основанного согласно Указу генерал-губернатора в 1835 г. старообрядцами поповского (с 1846 — белокриницкого) согласия. Деньги на постройку и содержание богадельни в количестве 250 тыс. рублей завещал умерший в 1882 г. царскосельский купец Петр Иванович Чубыкин, член этой общины, в память которого и за упокой его души, молящиеся здесь после воскресных и праздничных служб совершали пятнадцать обязательных поклонов.

Участок был куплен в 1892 г., устав утвержден в мае 1895 министром внутренних дел, а на присвоение имени «Чубыкинская» последовало «высочайшее соизволение». Трехэтажное протяженное здание богадельни было построено в 1897-1899 гг. по проекту П.И. Гилева (по другим данным К.К. Циглера) и отличалось скромной, но ясной архитектурой, типичной для многих жилых и гражданских построек своего времени, в стиле, близком к «раннему классицизму». Фасад, с рустованными стенами и поэтажными горизонтальными тягами, разбит рядами вытянутых «петербургских» окон приятных пропорций, в белых прямоугольных наличниках, между спрятанными в руст пилястрами. Монотонность членений прерывают два выступающих ризалита, с портиками, входами и арками окон. Некоторую живописность вносят почти барочно вогнутые боковые стены ризалитов и сложные раскреповки карнизов, сочные архивольты арок замковыми камнями и два ряда разновеликих пилястр в портиках. Простая гармония форм поддержана двойным повторением треугольных фронтонов над ризалитами и над тамбурами входов. Архитектурный образ сдержан и ненавязчиво строг. Задний фасад, без архитектурной отделки, окружен двором усадьбой с постройками хозяйственного назначения.

Помещения описывались как большие и светлые. Согласно традиции, верхний этаж предназначался для домовой церкви, там же был и зал для общинных собраний. Именно распри с Синодом, требовавшим поместить здесь синодальную православную церковь, вразрез с волей завещателя, привели к тому, что фактически богадельня была открыта 15-го декабря 1905, уже после великого указа от 17 апреля того же года «Об укреплении начал веротерпимости», разрешавшего староверам строить церкви и с главами, и со звонницами, и с крестами. Храм был освящен старообрядческим епископом Виталием (В.И.Баженовым) в честь святителя Петра митрополита киевского и всея Руси чудотворца, который «сделал Москву сосредоточием церковной жизни для всего нашего отечества и немало содействовал собранию воедино раздробленной русской земли, показав себя на престоле достойным первосвятителем Руси».

Поскольку в храме, как городском, совершались большие праздничные службы и отмечались важные памятные дни, а число прихожан росло, в 1908 г., «во внимание к их удобствам и по всеобщему желанию», он был повышен на этаж, расширен «до размера площади в 500 кв. аршин, с возведением над ним звонницы», на что потребовалось 15 тыс. руб.

Первоначальный иконостас был вырезан К. Штейнгольцем, образа писаны московским иконописцем Н.М.Сазоновым; после расширения иконостас заменили на больший, работы В.Е. Кондратьева, с дополнительными образами, написанными М.М. Тюлиным. Храм был повторно освящен, и хотя внутренняя отделка еще не закончена, здесь состоялось торжественное богослужение «по случаю престольнаго праздника, дня памяти св. Петра митрополита, и в виду праздников Рождества Христова и Богоявления Господня, когда особенно чувствуется отсутствие храма в городе». Службы вел причт Громовской общины: о. Василий (Космачев), о. Прохор (Назаров), о. Никита (Швецов), д. Харлампий (Марков) и д. Иоанн (Иголкин). Пел хор певчих Громовского кладбища, смешанный и девичий, хор церкви Воскресения Христова с Воронежской ул., также принадлежавшей Громовскому приходу.

С самого начала назначение богадельни было многообразным. Основной функцией являлось «бесплатное призрение 70 человек, лишенных крова, престарелых и увечных обоего пола, без различий и сословий». Кроме того, принимались платные пенсионеры, от 10 до 15 руб. в месяц за полное иждивение. Отдельные «посторонние» благотворители учреждали от своего имени и для ими же выбранных людей постоянные (вечные) кровати, внося сумму, достаточную для того, чтобы проценты покрывали стоимость их содержания. В конечном счете, в богадельне проживало до 200 человек. Доктор богадельни Смолич считал ее внутреннее устройство, сравнительно с другими подобными учреждениями, образцовым, а условия содержания — наилучшими.

Помещения богадельни могли использоваться и для временного размещения лиц, например, когда в 1914 г. здесь поселили питомцев Московского старообрядческого института с директором А.С. Рыбаковым, приехавшими для выступления, а в начале Первой Мировой войны предоставили кровати для раненных воинов, устроив лазарет.

Богадельня управлялась согласно уставу комитетом из шести членов, избираемых прихожанами Громовского кладбища из своей среды. Довольно долгое время таковыми были В.Ф. Наумов (он же попечитель), И.Е. Богданов (его помощник), П.П. Духинов, Ф.С. Степанов (казначей общины), П.А. Голубин (председатель совета общины) и диакон И.Я. Кабанов. (Внучка попечителя этого заведения В.Ф.Наумова до сих пор живет в Санкт-Петербурге, вспоминая, как дед рассказывал ей о делах богадельни и показывал храм.)

Устав богадельни пересматривался в 1908 г., первоначально на общем собрании членов Громовской общины, затем на трехсоставном совещании комитета богадельни, совета общины и приглашенных прихожан, под руководством епископа Кирилла. Предметом рассмотрения являлись мера самостоятельности комитета, а также необходимость увеличить неприкосновенный капитал на 125 тыс. руб. путем перечисления из запасного. Изменения устава утверждались министерством внутренних дел. Вторая попытка пересмотра устава была предпринята в 1915 г.

Благосостояние богадельни в 1908 г. определялось в 676 тысячах руб.; в том числе здание с усадьбой в 300 тыс, руб. и % -ные бумаги на 350 тыс. руб. Постоянно осуществлялись частные пожертвования в денежном или натуральном выражении, как например, подготовка праздника или покупка подарков для детей или призреваемых, иногда по добровольной подписке нескольких лиц. На торжественных собраниях всегда благодарили жертвователей, известно имя одной из них — П.К.Тимофеева. В 1915 г. по предложению епископа Геронтия было создано благотворительное общество, работавшее, в основном, на нужды разгоравшейся войны.

При богадельне содержалось начальное старообрядческое училище, где дети (40-50 человек) не только получали бесплатное обучение, пособие, завтраки, но и подарки к праздникам. Периодически проводились отчетные выступления учащихся, как правило, совместно с учителями, где готовились исторические и историко-религиозные опусы, читались и пелись стихи и гимны. В конце отчета, превращенного в праздник, следовало угощение и раздача подарков. Воспитанникам устраивались и загородные прогулки, например, поездка на пароходе в Кронштадт, со службой в местном моленном доме, непременным пением, знакомством с историей города, посещением Морского собора и напоследок — корзиной яблок и апельсинов в дорогу. Ученики воскресной школы держали экзамен по Закону Божию и славянскому языку в присутствии епископа и большого числа гостей. Все заканчивалось хорошими баллами, подарком книг и трапезой.

Комитет богадельни вел большую просветительскую деятельность. По воскресным и праздничным дням устраивались чтения и песнопения. На торжественные собрания приглашались прихожане охтенской общины, других согласий, бывали гости из Москвы, среди которых известные старообрядческие деятели — Рябушинский, Бриллиантов, Мельниковы. Участие в чтении принимали: епископ Геронтий, священники Громовской, Охтенской и Кронштадской общин, учителя и другие лица.

Читали «на разные темы исторического, поучительного содержания, из жизни святых и вообще такие, которые полезны для христианина и спасения людей»: о воспитании детей, пении и его пользе, о таинстве брака и его значении, о молитве, любви и богослужении, о таинствах, Страшном суде Христове, о неверии, о втором Христовом пришествии, об иконографии, о христианах первых веков, о жизни и печали ея, — пояснение 50-го псалма — и другие; чтения происходили с «туманными картинами». На вечере памяти первого белокриницкого митрополита Амвросия, проходившего 29 ноября 1914, была отслужена лития, а затем следовали речи: В.Е. Мельникова: «Искание старообрядцами епископа» и Ф.Е. Мельникова: «Белокриницкий митрополит Амвросий» и «Промысел Божий в судьбах старообрядческой иерархии». Хор института исполнял различные церковные песнопения, закончив пением «Вечной памяти» митр. Амвросию. При помощи светового фонаря показывали портреты: митр. Амвросия, митр. Афанасия, иноков Павла и Алимпия, виды Белокриницкого монастыря, г. Цилли, г. Триеста, могилы митр. Амвросия и др. Этот вечер имел огромный успех. «Храм был переполнен слушателями. На вечере присутствовал и председатель полицейской власти. Несмотря на то, что речи братьев Мельниковых были значительно расширены сравнительно с тем, что они говорили на вечере в Москве 10-го ноября и были сказаны в более энергичных и откровенных выражениях, председатель петербургской власти не нашел в них ничего преступного. И, разумеется, он не закрыл вечер, как это было сделано в Москве московским председателем власти. В Москве оказывается одна «свобода», а в Петербурге другая».

Устраивались вечера и в честь значимых общественных событий, например в 1911 г. в честь 50-летия годовщины освобождения крестьян от помещичьего ига, что корреспондировалось и со свободами от 17 апреля 1905 г. «Дай, Бог» — писал очевидец — чтобы и впредь были усердники потрудиться после проповеди слова Божия, т.к. подобные чтения приносят весьма значительную пользу всем людям. Эти чтения вполне возможно назвать училищем благочестия и самым полезным и спасительным делом. Будем стараться, чтобы этот светозарный луч просвещения не гас, а блестел надлежащим светом и просвещал людей ко спасению и во Славу Божию». Так постепенно богадельня превращалась в настоящий духовный и деятельный епархиальный центр, тем более, что с 1911 г. здесь проходили съезды Петреградско-Тверекой епархии и было создано Петроградское братство свв. верховных апостолов Петра и Павла. В 1915 г. был поставлен вопрос об учреждении Московской митрополии и переносе кафедры архиепископа в Санкт-Петербург.

Но жизнь, как известно, вносит свои коррективы: случилась война, пришла революция. «27-го июля 1915 г. перед собранием в храме Чубыкинской богадельни было совершено всеми старообрядческими священнослужителями Петрограда, во главе с епископом Геронтием, соборное молебствие по особому чину древней Церкви с пением стихов «С нами Бог» и других трогательных песнопений по уставу патриарха Иосафа, бывшего при царе Михаиле Феодоровиче. Пение весьма трогательно было исполнено полным хором Громовского кладбища. Стихи канона настолько трогательны, что все молящиеся от умиления не могли удержаться от слез». И, к сожалению, эти слезы умиления очень скоро сменились на горькие: в 1922 богадельня была отобрана у старообрядцев навсегда, храм потерял звонницу, призреваемые выгнаны на улицу, прихожане и священники рассеяны, в том числе и по лагерям и ссылкам, многие расстреляны.

Наталия Бедник из сборника статей «Старообрядцы Санкт-Петербурга», 2005 г.

Поделиться: