Примирение окружников и неокружников

Главная Публикации История старообрядчества Примирение окружников и неокружников

Темы публикаций

Примирение окружников и неокружников

В 1862 г. в истории старообрядчества произошло весьма печальное событие. Изданное 24 февраля 1862 г. московским старообрядческим Духовным Советом и подписанное архиепископом Антонием (Шутовым), епископом Онуфрием (Парусов), епископом Пафнутием (Шикиным), епископом балтовским Варлаамом «Окружное послание»[ii] привело к серьезному разделению в старообрядческой среде. Значительная часть старообрядцев белокриницкого согласия посчитала этот документ еретическим, направленным на сближение с Греко-Российской церковью и категорически отвергла его.

На первом этапе развития противоокружнической смуты лидером несогласных с Посланием стал Белокриницкий митрополит Кирилл (Тимофеев). В феврале 1863 г. митрополит Кирилл прибыл в Москву и 2 марта сделал «Объявление о непризнании Окружного послания»[iii]. Митрополит писал – «Сим нашим определением уничтожаем оное Окружное Послание». Вместе с митрополитом Кириллом из епископов это Объявление подписали  архиепископ Антоний (Шутов) и епископ Софроний (Жиров).

Кроме «Объявления», митрополит Кирилл провел в Белой Кринице 20 июня 1863 г. Собор, на котором было принято решение об уничтожении Окружного Послания. Из епископов непосредственное участие в Белокриницком Соборе 1863 г. помимо самого митрополита Кирилла, принимал епископ тульский Сергий. Митрополит Кирилл внес в решение Собора пункт о разрыве литургического общения со всеми, кто не отвергает Послания. «Епископы, которые не будут согласны на опровержение Окружного Послания будут отселе подлежать суду, запрещению и устранению Церковного соединения, потому что о них сообщиться во все епархии, дабы от таковых Епископов и Священников уклонялись и не принимали их личности на всякое священнодействие».[iv] Фактически, митрополит Кирилл разорвал церковное общение с Московской Архиепископией.

В это же время, в июне 1863 г, в Москве проходил Собор Российской Архиепископии. В нем принимали участие 9 епископов – архиепископ владимирский Антоний (Шутов), епископ саратовский Афанасий (Кулябин), епископ Онуфрий (Парусов), епископ кавказский Иов (Зрянин), епископ казанский Пафнутий (Шикин), епископ балтовский Варлаам, епископ тульчинский Иустин (Игнатьев), епископ тобольский Савватий (Левшин) и представитель епископа оренбургского Константина (Коровина). На этом соборе было сформулировано лояльное отношение к окружному Посланию – «не вменять в непременную обязанность руководствоваться Окружным Посланием, а оставлять его на произвол каждого и строго воспрещать всем христианам, как духовным, так и мирским, за оное иметь между собой раздор или несогласие»[v].

В 1864 г. митрополит Кирилл пошел на дальнейший разрыв и обострение взаимоотношений с Московской Архиепископией. Он подписал указ об упразднении московского Духовного совета, отказался признать архиепископа Антония (Шутова) Московским и рукоположил на Московскую кафедру другого епископа Антония – Климова. В ответ на это, Попечители Рогожского кладбища отказались упразднять Духовный Совет, и не приняли на кафедру епископа Антония (Климова).

В 1866-67 гг. в Подмосковье и в Молдавии прошли два старообрядческих Собора, на котором противники «Окружного послания» приняли решение проклясть этот документ, отменить приношение просфоры на Литургии за царя и объявить всех несогласных с таким решением старообрядцев-поповцев еретиками третьего чина, не молиться с ними, и не общаться в трапезе. Это стало началом неокружнического раскола. На долгие годы в России сосуществовали две белокриницкие иерархии. Старообрядцы разделились на т.н. «окружников» и т.н. «неокружников». Во главе российских т.н. «окружников» стоял архиепископ Антоний (Шутов), во главе т.н. «неокружников» – епископ Антоний (Климов).

В 1868 г. митрополит Кирилл понял тяжесть всей ситуации, которую он поддержал рукоположением епископа Антония (Климова), и попытался сгладить положение посредством очередного проклятия «Окружного послания» на соборе в Белой Кринице и назначением на Московскую кафедру двух епископов одновременно – Антония (Шутова) и Антония (Климова). Но это не привело к примирению. Антагонизм только нарастал. В Москве, в Подмосковье, особенно, в Гуслицах, в Нижегородской губернии, на юге России шло постепенное размежевание старообрядческих общин на т.н. «окружников» и т.н. «неокружников».

В 1869 г. митрополит Кирилл заявил о том, что он внимательно разобрался в проблеме, связанной с «Окружным посланием», признал неправоту т.н. «неокружников» и объявил о поддержке архиепископа Антония (Шутова) и т.н. «неокружников».

В 1870 епископ Антоний (Климов) провел в Москве свой Собор и отлучил от общения всех сторонников «Окружного послания». В том числе, и самого митрополита Кирилла.

Осенью 1870г. митрополит Кирилл издал указ о запрещении епископа Антония (Климова) и просил его покаяться в раздоре под страхом извержения из сана.

5 июня 1871 г, на Соборе в Белой Кринице, который возглавлял митрополит Кирилл, епископ Антоний (Климов) был извержен из сана. Таким образом получилось, что для т.н. «окружников» иерархия т.н. «неокружников» оказалась незаконной, их первоиерарх оказался изверженным из сана епископа.

 Епископ Антоний (Климов) не признал своего извержения и в 1873 г. единолично рукоположил епископа нижегородского Иосифа.

В 1876 г. епископ Иосиф нижегородский рукополагает епископа балтского Кирилла (Яблочникова).

В 1884 г. епископ Иосиф нижегородский рукоположил на московскую кафедру епископа Иова (Борисова)

В 1884 г. епископ Кирилл (Яблочников) рукоположил епископа Пафнутия саратовского

В 1894 г. епископ Иов (Борисов) рукоположил епископа Михаила Новозыбковского.

В 1897 г. епископ Пафнутий саратовский рукоположил епископа Кирилла (Политова) (ум. 1924 г).

В 1897 г. епископ Иов (Борисов) рукоположил епископа Даниила богородского.

Таким образом, к концу XIX в. в России насчитывалось 13 т.н. окружнических епископов и 6 т.н. неокружнических. При этом, с точки зрения т.н. «окружников», т.н. «неокружнические» епископы были рукоположены от изверженного епископа Антония (Климова). Но при этом, к нач. XX в. установилась практика взаимного чиноприема т.н. «окружниками» т.н. «неокружников» и наоборот. Т.н. «окружники» принимали в свое общество т.н. «неокружников» третьим чином, а т.н. «неокружники» не имели на этот счет консолидированного мнения и принимали в свое общество т.н. «окружников» различными чинами – временами это был третий чин, временами первый чин[vi].

Центрами неокружнических общин стали подмосковные Гуслицы, Бессарабия (особенно, Куреневский монастырь), Одесская и Нижегородская губернии.

С самого начала, т.н. «окружники» предпринимали целый ряд попыток примирения. Был издан ряд общецерковных документов, признающих несвоевременность, двусмысленность Окружного Послания, было принято решение не руководствоваться Окружным Посланием и считать его «яко не бывшим».

В 1894 г епископы-т.н. «окружники» во главе с архиепископом Савватием (Левшиным) обратились к т.н. «неокружникам» с «Грамотой старообрядческих епископов к братиям, находящимся в разделении»[vii]. В этом обращении предлагалось без всяких условий «предать прошедшее вечному забвению и сплотиться при взаимных и добрых отношениях и снисхождениях друг другу в одну целую и нераздельную семью». Но никаких последствий эта инициатива не имела.

Начало XX в. в истории старообрядчества ознаменовалось получением гражданских свобод и возможностью развития церковно-общественной жизни. Именно в этот период обострилась проблема размежевания старообрядцев белокриницкой иерархии. Развитие общественных связей, возможности социального и экономического взаимодействия приводили к поиску компромисса на местах. В т.н. «окружнических» и т.н. «неокружнических» общинах зрело желание примирения. Появилась возможность широкого обсуждения причин разделения. И при массовом обсуждении этих причин выявилась несостоятельность большинства претензий друг к другу. К этому времени между разделившимися старообрядцами сформировалось понимание тех вопросов, которые оставались камнем преткновения. Но для т.н. «неокружников» оставалось еще два важных вопроса. Первый — отношение к именованию Спасителя Исус с двумя «и» – т.н. «неокружники» считали это ересью, а т.н. «окружники» – лишь «неприемлемым написанием», второй — приношение 5-й просфоры на Литургии – т.н. «окружники» приносили просфору непосредственно, за русского царя, а т.н. «неокружники» – «о державе русския земли»[viii].

Основными инициаторами процесса примирения т.н. «окружников» и т.н. «неокружников» стали миряне — «попечитель Общественного молитвенного храма, что в Девкином пер., в Москве, Коломенский 1-й гильдии купец Никита Тимофеевич Кацепов, московский 2-й гильдии купец Степан Степанович Гаврилов, прихожанин Московского Муравьевского прихода Зиновий Ерохин, попечитель старообрядческих молитвенных храмов по Рязанскому уезду, рязанский купец Федот Игнатьевич Масленников»[ix]. При их активном посредничестве 20 июля 1903 г. в г. Гомеле состоялась первая за долгое время встреча-совещание т.н. «окружнических» архиереев Иоанна (Картушина), Иннокентия (Усова) и Арсения (Швецова) с т.н. «неокружнической» делегацией во главе с епископом одесским Кириллом (Политовым). В процессе переговоров т.н. «неокружники» предложили для обсуждения проект примирительного акта, в котором учитывался их взгляд на вопросы разделения.

Особый импульс развитию мирного процесса придал Высочайший Указ 17 апреля 1905 г. о даровании свободы вероисповедания и Указ 17 октября 1905 г о свободе собраний и союзов. Эти гражданские права сделали возможным легальные совещания, собрания и съезды для старообрядцев всех согласий. И возможность открытого диалога послужила толчком к развитию примирительных переговоров между т.н. «окружниками» и т.н. «неокружниками». Инициаторами, как и прежде, были миряне.

В январе-феврале 1906 г. при посредничестве Н.Т. Кацепова и Ф.И. Масленникова в Москве прошла серия встреч архиереев двух согласий

19 января 1906 г. архиепископ Иоанн провел переговоры с епископом Кириллом. Была достигнута договоренность предпринять дальнейшие усилия для поиска компромисса[x].

3 февраля прошла встреча высших иерархов т.н. «окружников» и т.н. «неокружников». На квартире священника Иоанна Терехова в Москве встретились архиепископ Иоанн, епископ Арсений (Швецов), с одной стороны, и епископы Иов (Борисов), Даниил богородский, и Кирилл (Политов), с другой. На встрече шло обсуждение разногласий между двумя согласиями и поиск путей их преодоления. Главной проблемой был вопрос о пятой просфоре. Архиереи решили создать совместную комиссию для поиска компромисса в этом вопросе. На этой встрече иерархи выразили взаимное желание провести совместный Собор, посвященный рассмотрению несогласий и возможного примирения разделившихся старообрядцев. Важно, что на этих встречах не обсуждался вопрос взаимного чиноприема, не было речи об объединении. Возможное примирение виделось посредством подписания Мирного акта и совершением совместной Литургии.

8 февраля 1906 г. в Москве прошло совещание т.н. «неокружников»[xi], в котором, кроме трех архиереев приняли участие 10 священников и 45 мирян. Повестка этого форума исчерпывалась обсуждением возможного примирения с окружниками. После долгого обсуждения было принято решение, «что нет существенных и важных причин для разделения старообрядчества…Сомнение оставалось лишь в вопросе о приношении пятой просфоры на Литургии»[xii]

На этом совещании, без создания совместной комиссии, был выработан проект Мирной грамоты для примирения с окружниками.

В этом проекте содержалось 8 пунктов. По своему содержанию он был практически идентичен документу, предложенному в Гомеле.

«…1. Все, после издания Окружного Послания, соборные постановления, укорительные друг против друга, оставить в забвении…

2.Окружное Послание, как уничтоженное, не принимать к руководству…

3. Беспоповские тетради, о которых говорилось в «Послании», отвергаем…

4. Господствующая в России церковь верует в Господа Бога, но не правильно, за хулу на пресвятое имя Спасителя Исус и за прочие свои хуления и заблуждения…

5. Произношение и написание Иисус…признавать нововводством и ересию…

6.Крест четвероконечный употреблять при осенении и других, приличествующих тому действиях, но употребление его с изображением распятия Господня воспрещается…

7. Об опресноках латинских понимать согласно Большому Потребнику…

8. Согласно священному писанию и древне-церковному обычаю должно молиться за царя, если он не единоверен с нами и лишь, в таком случае, не приносить о нем 5-й просфоры»[xiii]

Нужно обратить внимание, что т.н. «неокружники» в своем проекте не называли Российскую Церковь еретической.

9 февраля этот проект был представлен архиеп. Иоанну.

Т.н. «окружники» ознакомились с этим документом и на его основе предложили свой, компромиссный проект грамоты. 11 февраля архиепископ Иоанн совместно с епископом Арсением передали его епископу Иову (Борисову). В нем отличались пункты о господствующей Церкви, имени Исус и молении за царя:

«4. Господствующая в России церковь…в порицании единоиотного имени Христова Исус, и в некоторых других предметах еретичествует…

5. Имя Иисус – как нововводное, не бывшее во всеобдержности древлероссийской церкви, не принимать…

8. Согласно завещанию св. апостола Павла и преданию и уставам православной церкви, бывшей до Никона, а равно и нашей старообрядческой, должно молиться и приносить жертву и за царей инославных, под державою коих жительствуем»[xiv].

Оба предложенных проекта сходились в уничтожении Окружного послания и всех «соборных постановлений и сочинений, укорительных друг против друга»[xv] Но «неокружнический» вариант Мирного акта не признавал ересью написание имени Исус с двумя «и» и допускал приношение пятой просфоры за русского царя. Для т.н. «неокружников» имясловие Иисус считалось ересью, а «молиться за царя должно, если он не единоверен с нами и лишь, в таком случае, не приносить о нем 5-й просфоры»[xvi]

Эти переговоры оставили некоторую неопределенность дальнейшего развития диалога. И в этой ситуации миряне взяли инициативу на себя. В марте 1906 г. Н.Т. Кацепов, З.В. Ерохин, Ф.И. Масленников, С.С. Гаврилов и П.Н. Пастухов обратились в Воззванием к т.н. «неокружникам» с предложением собраться на Всероссийский съезд для обсуждения вариантов примирения. Все расходы на проведение мероприятие эти меценаты брали на себя. Воззвание было разослано во все т.н. «неокружнические» общины[xvii].

На такую активность мирян резко отреагировали ряд т.н. «неокружнических» священников и новый советник епископа Иова (Борисова), помощник по особым поручениям московского градоначальника, председатель общественной организации «Союз старообрядцев» полковник Ф.Г. Колонтаев. Именно, под его давлением, 13 апреля 1906 г. епископ Иов, неожиданно для большинства т.н. «неокружников», провел в Москве внеочередной Собор, на котором из иерархов присутствовали только он и епископ Даниил богородский, около 30 священников и представители мирян[xviii]. Активные сторонники примирения епископы Кирилл (Политов) и Михаил новозыбковский, на этот Собор приглашены не были. Но при этом, принимали участие З.В. Ерохин и С.С.Гаврилов.

На Соборе был полностью отвергнут прежний проект Мирной грамоты от 8 февраля 1906 г, епископы Иов и Даниил заявили, что они отрекаются от разработанного ими проекта, отвергают саму возможность примирения. На Соборе заявили, что т.н. «окружники» являются еретиками 3 чина, и соединение с ними возможно только через их покаяние и соответствующий чиноприем[xix]. Т.е. разговор мог идти не о примирении, а о подчинении т.н. «окружников» власти епископа Иова (Борисова).

Такое решение собора стало неожиданностью для большинства т.н. «неокружников». Н.Т. Кацепов и Ф.И.Масленников провели отдельное совещание мирян, на котором приняли решение все равно созвать Всероссийский съезд мирян-неокружников 1 июня 1906 г[xx]. З.В. Ерохин и С.С. Гаврилов не поддержали эту инициативу

20-23 апреля 1906 г. в Москве прошел Освященный Собор старообрядческих епископов-т.н. «окружников». На этом форуме рассматривался вопрос примирения с т.н. «неокружниками». Эта инициатива была поддержана и епископы решили направить своих делегатов на Всероссийский съезд мирян т.н. «неокружников»[xxi]. В ходе прений на Соборе, кроме единогласного одобрения желаемого примирения, были озвучены интересные подробности сложившейся богослужебной практики во взаимоотношениях т.н. «окружников» и т.н. «неокружников». Настоятель Саратовской старообрядческой общины священник Георгий Фомичев рассказал на Соборе, как они взаимодействуют с неокружниками: «У нас теперь уже очень близкое отношение с ними, в особенности, по отношению браков. Если моя духовная дочь выходит замуж к ним, то я обручаю желающих вступить в законное супружество, а священник их прихода венчает, конечно, без всякого присоединения. Также и наоборот, т.е. если жених нашей стороны, а невеста их, то тот священник обручает, а я венчаю»[xxii].

Освященному Собору было предложено рассмотреть проект примирительной грамоты, составленной на совместном собрании окружнической и неокружнической общин города Саратова. В этом проекте предлагалось совершить примирение без всяких условий и претензий, отменить все взаимно наложенные иерархами прещения и запрещения, оставить вопрос приношения пятой просфоры на совесть каждого служащего священника и сохранить епархиальные должности за всеми епископами. Этот документ Освященный Собор принял за основу для ведения диалога.

10 мая 1906 г прошел съезд т.н. «неокружников» в Куреневском монастыре. Под председательством епископов Кирилла (Политова) и Петра бессарабского, более 500 делегатов южных областей, единогласно поддержали инициативу по примирению с т.н. «окружниками» и избрали своих делегатов на предстоящий Всероссийский съезд 1 июня[xxiii].

1-2 июня 1906 г. в Москве состоялся Всероссийский съезд старообрядцев, не приемлющих Окружное послание. Съезд был разрешен министром внутренних дел и имел два вопроса повестки дня – об общинах старообрядцев-неокружников и о примирении с окружниками. Второй вопрос стал самым насущным для собравшихся.

На это мероприятие прибыли более 230 делегатов из разных неокружнических общин. На съезд также были допущены два начетчика-окружника Ф.Е. Мельников и М.И. Бриллиантов. Эти представители архиепископа Иоанна (Картушина) приняли активное участие в обсуждении проекта примирительного акта и давали все исчерпывающие комментарии со стороны окружников.

Н.П.Кацепов был избран председателем съезда, а Ф.И.Масленников – заместителем. Секретарями стали диакон Ф.Гусляков и М.И. Бочин.

В результате многочасовых обсуждений подтвердили общепризнанное уничтожение самого Окружного послания. В отношении имени Спасителя, участвовавшему в прениях М.И. Бриллиантову удалось убедить собравшихся в том, что нельзя признавать имя Иисус еретическим, ибо оно часто употреблялось и в дораскольных печатных книгах. Начетчик смог эффектно предоставить неокружникам доказательство того, что имя Иисус иногда употреблялось в дораскольных книгах. М.И. Бриллиантов, взял Общую минею с крылоса «неокружнической» моленной, в которой происходило заседание и нашел там пример имени Иисус. Это наименование было признано как «нововводное и погрешительное». Съезд принял решение по этому вопросу – не называть ересью имя Иисус, но «имя Иисус в наименование Христа Спасителя и в начертании, усвоенное господствующей церковью со времен бывшего патриарха Никона, как нововводное, не бывшее во всеобдержности древлероссийской церкви, не принимать»[xxiv].

Второй вопрос, по которому искался компромисс – это приношение пятой просфоры. К поздней ночи 2 июня было выработано такое решение – «Согласно учения апостола Павла, должно молиться за царя и за вся, иже во власти суть. Приношение же пятой просфоры в проскомидии на Божественной литургии за царя (иноверного) оставить на совесть приносящего»[xxv].

Эти пункты были внесены в проект примирительной грамоты, которую миряне выработали для рассмотрения ее епископами.

Новый проект содержал 11 пунктов. В том числе, о совместном управлении епархиями епископами в тех случаях, если после примирения на одной территории будут находится два епископа – окружнический и неокружнический.

4 июня 1906 г. в молитвенном доме неокружника Терехова, началось совместное заседание неокружнических и окружнические архиереев. Во встрече принимали участие архиепископ Иоанн (Картушин), епископы Иннокентий (Усов) и Арсений (Швецов), и епископы Иов (Борисов), Даниил богородский, Михаил новозыбковский, Кирилл (Политов) и Пафнутий саратовский, ряд священнослужителей и мирян с обоих сторон.

Окружнические иерархи сразу предложили подписать выработанный накануне акт примирения и совершить соборную молитву. Епископ Иов ожидаемо отверг это предложение, выступил с требованием к окружникам признать их грех Окружного послания и просить о приеме их в лоно Церкви через покаяние.

Такая неконструктивная позиция вызвала значительное возмущение и у присутствующих окружников, и у части неокружников. В процессе прений между старообрядческими иерархами возник новый вопрос, разделяющий два согласия. Это признание законности неокружнических иерархов. Как было указано выше, все неокружнические иерархи вели свое преемство от епископа Антония (Климова), который был извержен из сана рукоположившим его митрополитом Кириллом (Тимофеевым). И как выяснилось на заседании, это весьма смущало самих неокружнических епископов.

Окружнические иерархи высказывали свое мнение, что они признают иерархическое достоинство неокружнических епископов в том случае, если они примирятся с Церковью. Архиепископ Иоанн (Картушин) заявил: “Церковь признавала действительными саны и за изверженными несторианами, мелетианами и другими еретиками. Кто от раздора приходит к церкви, тот уже покаянием избавляется от прежних осуждений и запрещений»[xxvi]. Более того, на этом же заседании обсуждалась возможность неокружническим епископам занять вдовствующие кафедры окружнических епархий.

Но все переговоры были омрачены неконструктивной позицией епископа Иова. Без всяких объяснений после продолжительных прений, неокружнические епископы, кроме Михаила новозыбковского покинули заседание. Оставшийся епископ Михаил, часть священнослужителей, доработали проект примирительного документа и выразили желание его подписать.

Подписание Мирного акта произошло 5 июня 1906 г в гостинице Рогожской общины. В ситуации, когда почти все неокружнические епископы отказались подписывать документ, его пункт о пятой просфоре был несколько переработан. «В вопросе о молитвословии за царя и в приношении пятой просфоры, поступать согласно учению и преданию святой Христовой Церкви и ея отец»[xxvii].

После окончательной доработки документа, архиепископ Иоанн (Картушин) сказал собравшимся – «За этот акт, быть может, враги мира будут нас осуждать, чернить, злословить. Но ради мира церковного, я готов жертвовать собою. Пусть меня судят. Но да совершиться доброе дело мира. Ответственность за него я беру на себя»[xxviii].

Мирный акт подписали архиепископ Иоанн (Картушин), епископ Иннокентий (Усов), епископ Арсений (Швецов), епископ Михаил новозыбковский, 6 неокружнических священников.

После подписания документа был совершен совместный благодарственный молебен в Христорождественском храме Рогожской общины. В богослужении принимали участие все подписавшие мирный акт священнослужители – бывшие окружники и неокружники.

10 июня 1906 г. архиепископ Иоанн направил очередное послание епископу Иову (Борисову) с предложением присоединиться к Мирному акту[xxix]. Епископ Иов сослался на необходимость обсудить этот вопрос со всеми неокружническими общинами. На 15 июня он назначил новое заседание епископов-неокружников Епископы Кирилл (Политов), Пафнутий саратовский и Петр бессарабский на этом заседании справедливо выразили мнение, что этой инициативой епископ Иов пытался «оттянуть примирение, которого настоятельно требовали» все старообрядцы.

В этой ситуации, примирившиеся старообрядцы вели активную работу по разъяснению значения Мирного акта, возможностей совместного сосуществования окружников и неокружников. Во второй половине лета 1906 г. произошел целый рад примирительных собраний в старообрядческих общинах Подмосковья, Одесской, Бессарабской, Черниговской, Екатеринослаской губерний, в Поволжье.

В августе 1906 г. прежние неокружники, в т.ч. Н.Т. Кацепов, Ф.И. Масленников, были уже полноправными участниками VII Всероссийского съезда старообрядцев в Н.Новгороде. Н.Т. Кацепов даже был избран председателем одного из заседаний.

На Освященном Соборе 20-22 сентября 1906г. в Москве, к Мирному акту присоединился самый авторитетный и образованный иерарх неокружников епископ одесский и балтский Кирилл (Политов). 22 сентября епископ Кирилл и представлявший его епархию диакон Феодор Гусляков подписали Мирный акт[xxx]. Характерно, что уже на этом Соборе епископ Михаил новозыбковский и епископ Кирилл (Политов) участвовали как полноправные архиереи белокриницкой иерархии.

После примирения епископ Кирилл попытался примирить с окружниками всю подчиненную ему епархию. 15 октября 1906 г. в гор. Гайсине, Виницкой губернии, прошел съезд одесской и балтской епархии. В нем принимали участие архиепископ Иоанн (Картушин), епископы Иннокентий (Усов), Кирилл (Политов), Петр куреневский[xxxi].

На этом съезде стала более ясна роль некоторых мирян-неокружников, которые заняли позицию против примирения двух согласий. На гайсинском съезде активную роль играли купец З.В. Ерохин и председатель «Союза старообрядцев» Ф. Г. Колонтаев. И если З.В. Ерохин был потомственным старообрядцем, то Ф.Г.Колонтаев присоединился к неокружникам только в 1905 г, перейдя к ним от нетовцев, а до этого был в господствующей церкви. Эти люди имели значительное влияние на епископа Иова. На гайсинском съезде выявилась существенная политическая подоплека под объединением старообрядцев. Ф.Г.Колонтаев к этому времени заявил что «старообрядцы-неокружники искренно желают прекращения несогласий, но примирению этому препятствуют не «Окружное послание», а недоверие к «красным» окружникам – Сироткину, Рябушинскому и компании, с их прислужниками епископами Швецовым, Усовым и Кириллом»[xxxii]. Именно Ф.Г. Колонтаев и З.В.Ерохин на съезде в Гайсине перевели полемику о примирении в русло личностных претензий к архиепископу Иоанну и епископу Арсению. Были озвучены претензии к книгам издания епископа Арсения и высказываниям архиепископа Иоанна. Этот прием позволил не допустить примирительной резолюции съезда

Несмотря на это, сам процесс примирения был уже запущен и его развитию ни что не могло помешать. Важным моментом примирения было то, что все священнослужители–неокружники, несмотря на прежние прещения, оставались в своих санах. Сразу же после примирения, тот или иной иерарх или священник начинали сослужить со всеми окружниками, включались в состав Освященного Собора. При этом, например, епископ Михаил новозыбковский продолжал управлять своей епархией вместе с окружническим епископом Гермогеном, а епископу Кириллу (Политову) было поручено окормление важной С-Петербургской епархии.

15 марта 1907 г с окружникми примирился епископ Сергий, енисейский и минусинский[xxxiii]. Сергий был сторонником запрещенного епископа Иосифа нижегородского. Но, несмотря на это, он по решению архиепископа Иоанна (Картушина) также продолжил управлять епархией вместе с окружническим епископом Иоасафом.

После неудачи в Гайсине, епископ Кирилл не оставил надежды примирить свою епархию с окружниками. При его непосредственном участии, в конце 1906-нач.1907 гг большинство неокружнических общин юга России, Одесской губернии, Бессарабии, выразили желание примириться с окружниками. Для предотвращения этого, епископ Иов попытался восстановить свой контроль. И он рукоположил на одесскую епархию епископа Мефодия (Соколова).

9 апреля 1907 г в Бендерах, Бессарабской губернии, был созван очередной съезд неокружнических общин. На нем решался вопрос о деятельности епископа Мефодия (Соколова) и примирении куреневских монастырей. На съезде присутствовали епископы Кирилл (Политов), Иннокентий (Усов), Петр бессарабский, Киприан тверской. Активное участие в мероприятии приняли Ф.Г. Колонтаев и З.В. Ерохин. По результатам этого собрания было принято решение о выдворении из епархии епископа Мефодия и примирении с окружниками епископа Петра бессарабского и епископа Киприана тверского, а также 19 общин Бессарабской и Балтской епархий[xxxiv]. Собрание завершилось подписанием знаменитого Бендерского мирного акта, который, собственно, повторял Московский мирный акт от 5 июня 1906 г.

Таким образом, к середине 1907 г. большинство неокружнических епископов и общин примирились с окружниками. Окружнические епископы проявили существенную икономию и такт во взаимоотношениях со своими собратьями. И это принесло существенный результат в деле мира. Неокружники органично влились в церковную и общественную жизнь старообрядцев белокриницкой иерархии.

При этом, единичные общины неокружников существовали вплоть до 40 гг. XX в. Непримирившиеся иерархи, такие как Иов (Борисов), Даниил богородский, Мефодий (Соколов) в скорости разделились между собою по вопросу принятия зарегистрированных государством общин. Немногочисленные неокружнические общины сохранялись в Москве, Подмосковье, Нижегородской губернии и в Сибири. З.В. Ерохин в 1912 г примирился с архиепископом Иоанном. Ф.Г. Колонтаев исчез из поля деятельности старообрядцев. Последний неокружнический епископ Петр (Глазов) примирился в 1940 г.

Был прекращен раздор старообрядцев, длившийся более полувека.


[i]

[ii] Окружное послание Единыя Святыя Соборныя, Апостольския Древлеправославнокафолическия Церкви//Николаев К.Н. Очерк истории поповщины с 1846 г. — М. 1865.  С. 49-66

[iii] Объявление Кирилла о непризнании им Окружного послания// Там же. С. 67-69

[iv] Соборный Белокриницкий акт о признании Окружного Послания противузаконным// Николаев К.Н. Очерк истории поповщины с 1846 г. — М. 1865.  С. 93-95

[v] ОР РГБ Ф.247. д. 25. Ед.хр. 148, л. 503. Цит. по Перекрестов Р.И. Ксенос.- Клинцы. 2013. Т. 1. С. 562

[vi] В Православной Церкви существует три чина принятия еретиков или раздорников в церковное общение. Определение чина принятия зависит от степени радикальности, отдаления от Православия того религиозного общества, из которого человек приходит к Церкви

Первый чин – принятие посредством совершения Таинства Крещения.

Второй чин – принятие посредством совершения Таинства Миропомазания. 

Третий чин – принятие посредством прочтения покаянных молитв.

[vii] Еще о мире//старообрядческая газета  Голос старообрядца. Москва. 7 мая 1906 г №31

[viii] К миру!//Голос старообрядца. 16 апреля 1906 г. № 26

[ix] Еще о мире//Голос старообрядца 11 мая 1906 №32

[x] Возобновление переговоров между «окружниками» и «неокружниками» о примирении//журнал Старообрядец. Н. Новгород. 1906. №3. С. 351

[xi] На пути к единению//Голос старообрядца. 16 февраля 1906 г.

[xii] На пути к единению//Голос старообрядца. 16 февраля 1906 г.

[xiii] Проект примирения, представленный со стороны «неокружников»//Старообрядец. 1906 №3. С. 355

[xiv] Проект примирения, представленный со стороны «окружников»// Старообрядец. 1906 №3. С. 354

[xv] Возобновление переговоров между «окружниками» и «неокружниками» о примирении//Старообрядец. 1906. №3. С. 354-355

[xvi] Там же.

[xvii] Еще о мире// Голос старообрядца 11 мая 1906 г. №32

[xviii] Съезд старообрядцев-неокружников//Голос старообрядца 16 апреля 1906 г. №26

[xix] Неотложный мир//Старообрядец. 1906. №5 С. 569

[xx] Письмо в редакцию//Голос старообрядца №29; Еще о мире//Голос старообрядца 11 мая 1906 г. №30

[xxi] Постановления Освященных соборов старообрядческих епископов 1898-1912 гг. – М.: Тип. П.П. Рябушинского, 1913. — С.56

[xxii] Собор Старообрядческих епископов//Голос старообрядца, 18 мая 1906 г, №34

[xxiii] Еще о мире//Голос старообрядца 18 мая 1906 г. №34

[xxiv] Съезд старообрядцев-неокружников. Заседание второе//Голос старообрядца 15 июня 1906 г. №42

[xxv] Там же.

[xxvi] Съезд старообрядцев-неокружников//Голос старообрядца. 25 июня 1906 г. №45

[xxvii] Съезд старообрядцев-неокружников. На Рогожском кладбище//Голос старообрядца. 2 июля 1906 г. №47

[xxviii] Там же.

[xxix] К вопросу о мире//Голос старообрядца18 июня 1906 г. №43

[xxx] Примирение//Голос старообрядца 24 сентября 1906 г №70

[xxxi] Собор старообрядцев на юге//Старообрядческая жизнь. Прил. к газете Народное благо №6

[xxxii] Новые проделки и козни врагов//Старообрядец. 1906 №11. С. 1411

[xxxiii] Примирение епископа//старообрядческая газета Слово правды. М. 15 марта 1907  № 22С.2

[xxxiv] Определение Бендерского Собора//Слово правды 20 апреля 1907 г. №32; Последние известия //Старообрядец 1907 №4 С.491

Поделиться: