Дубчесские скиты старообрядцев-часовенных

Главная Публикации История старообрядчества Дубчесские скиты старообрядцев-часовенных

Темы публикаций

Дубчесские скиты старообрядцев-часовенных

Старообрядческие скиты расположены в бассейне реки Дубчес (левый берег нижнего течения Енисея, ниже устья реки Подкаменной Тунгуски, впадающей с правого берега). В устье реки Дубчес находится село Ворогово, населённое преимущественно староверами-часовенными. Сами скиты стоят по притокам Дубчеса Сандакчес и Тогульчес, причём на Сандакчесе находится промысловая фактория староверов Сандакчес.

Достаточно подробно история возникновения Дубчесских скитов описана у Н.Н. Покровского в его книге «Староверы часовенные на Востоке Сибири» (М., 2002). Стоит лишь заметить, что были они основаны переселившимися из Томской тайги (с берегов рек Чулым и Парбиг) иноками-часовенными в 1939–1940 гг. Вплоть до разорения скитов МГБ в 1951 г. руководил скитами о. Антоний (Людивиновсков).

Надо отметить, что Н. Покровский практически не пишет о жизни скитов после разорения, упоминая лишь о том, что после амнистии 1956 г. скиты начали восстанавливать вернувшиеся из заключения иноки. Сам же Покровский был в этих скитах: так, в начале 90-х он летал туда на вертолёте: дело в том, что кроме как весной, в скиты по земле не добраться — очень болотистая местность.

Ныне на Дубчесе и его притоках насчитывается девять монастырей: шесть женских и три мужских. Наиболее авторитетным из наставников является о. Михаил. Настоятелями двух других мужских скитов являются о. Лаврентий и о. Нифонт. Также уважаемыми отцами считаются о. Сергий Жарко и о. Георгий, который служит библиотекарем монастырской библиотеки. Надо отметить, что о. Георгий является одним из начитаннейших иноков среди монастырской братии.

Общее количество иноков и инокинь превосходит шесть сотен(!), причём сильно преобладает молодёжь. Надо отметить, что сами скиты являются, по сути дела, духовным центром часовенного согласия. Они окормляют даже заграничные часовенные общины Аляски, Канады, Южной Америки, чему подтверждением служат иноки и инокини, приехавшие из этих регионов

Дубчесские скиты очень крепко связаны со скитами на Верхнем Енисее (Республика Тува) по реке Каа-Хем (Малый Енисей) близ староверческого села Ужеп. Кстати, оттуда происходит священноинок Евагрий (Подмазов), ныне священствующий в Кызыле, хотя, по его признанию, у него «осталась келья на Каа-Хеме».

Поделиться: