Одним из самых продуктивных методов исторического исследования является так называемая периодизация — способ анализа и упорядочения массива исторических фактов. Метод периодизации используется в самых разных исследовательских направлениях и заключается в том, что эпоха делится на объединенные существенными историческими признаками отрезки истории. Периодизация используется для изучения истории древнего мира, античности, средневековья. Также она используется для описания более локальных явлений, таких как история этноса, страны, города. Периодизация может пригодиться в анализе этапов правления того или иного государственного руководителя, формы правления или социального строя. В политэкономической истории при помощи периодизации исследуют изменения, происходящие в социально-экономической жизни, их связь с географическими открытиями, техническими изобретениями и научных прогрессом.
Несомненно, периодизация касается и церковной истории, имеющей свои эпохи и периоды. Тем более это касается церковного раскола XVII века и последовавших за ним событий старообрядческой истории.
За время, прошедшее со времен церковного раскола, написаны сотни исторических, богословских, полемических и культурологических исследований, посвященных теме старообрядчества. Вместе с тем, большинство этих работ посвящены историческим событиям, отдельным персоналиям, культурно-историческим феноменам. Работ обобщающего характера, особенно по истории старообрядчества, немного, и они не отличаются тщательно продуманной периодизацией. Пока еще не утверждена официальная периодизация по предмету «История Русской Православной Старообрядческой Церкви».
Сегодня мы представляем нашим читателям первый опыт такой периодизации в контексте истории Русской Православной Старообрядческой Церкви.
1. 40-е годы XVII века.
Патриарх Иосиф. Книгопечатание. Издание новых учительных книг. Отношения с греческой Церковью. Идеи развития церковной жизни: устная проповедь священнослужителей, введение литургического единогласия, вместо многогласия и пр. Формирование «Кружка ревнителей благочестия» (боголюбцев) вокруг духовника царя Алексея Михайловича о. Стефана Вонифатьева — церковных деятелей, радеющих за здоровые реформы в Русской Церкви.
2. Реформа патриарха Никона. Междупатриаршество. 1652–1666 годы.
Избрание митрополита Никона (Минова) патриархом. Начало обрядовой реформы и исправления богослужебных книг. Замена двуперстия трехперстием. Литургическая реформа. Первые гонения на сторонников древлецерковного благочестия. Епископ Павел Коломенский. Клятва Собора 1656 года на двуперстие.
Конфликт властей: духовной в лице патриарха и светской в лице царя. Уход патриарха Никона с патриаршего престола.
Попытки сторонников церковной старины повлиять на царя и высших иерархов. Формирование церковной оппозиции. Первый вождь старообрядческого движения Иоанн Неронов. Колебания русского епископата. Вовлечение иностранных (греческих, сербских и иных) иерархов в конфликт между патриархом Никоном и царем. Возрастание влияния греков на русскую церковную политику.
3. 1667–1685 годы. Формирование отношения господствующего исповедания и государства к древлецерковным традициям и старообрядческому движению.
Клятва собора 1667 года на древлецерковное предание и придерживающихся его. Призыв собора к государственной власти с просьбой применения насилия против старообрядческого движения. Нарастание сопротивления реформам. Первые исповедники. Священномученик и исповедник протопоп Аввакум, преподобномученица и исповедница Феодора (Феодосия) Морозова. Соловецкое сидение 1668–1676. Патриарх Иоаким. «Хованщина» (1682), последняя попытка возврата к древлецерковному преданию.
4. 1685–1770. Церковь в условиях гонений.
Новообрядческие соборы 1681, 1685 годов, учение о казнении непокоряющихся. Формирование государственного законодательства в отношении староверов: репрессивные статьи царевны Софьи; Духовный регламент Петра I и другие законы. Поражение в правах для староверов, запрет на профессии, двойная подушная дань.
Осуществлялась расправа над монастырями, насельники которых отказывались принимать новые книги. Вот что рассказано в «Краткой истории Церкви» (Г.С. Чистяков):
«Одна из самых кровопролитных расправ свершилась в Соловецкой киновии — обители, просиявшей целым сонмом святых иноков и чудотворцев. Этот крупнейший на Севере Руси общежительный монастырь вместе со многими другими монастырями и скитами русской Церкви отказался принять новые книги. Соловецкие старцы решили продолжать службу Божию по старопечатным дониконовским изданиям. Они написали государю в течение нескольких лет пять челобитных, в которых умоляли царя только об одном: разрешить им оставаться в прежней вере неизменно.
В ответ на просьбы и мольбы смиренных иноков царь послал в Соловецкий монастырь войска, чтобы силою заставить старцев принять новые книги. Иноки затворились в обители за толстыми каменными стенами. Царские войска осаждали Соловецкий монастырь почти восемь лет, с 1668 по 1676 г. Наконец в ночь на 22 января 1676 г., в результате предательства одного из братий, нового иуды, отворившего тайный ход, стрельцы во главе с воеводой Мещериновым ворвались в обитель, и началась страшная расправа с насельниками монастыря.
Было замучено до 400 человек: одних повесили, других порубили на плахах, третьих утопили в проруби.
Не менее жестокая расправа состоялась в древнем Палеостровском монастыре. Войско новгородского воеводы «сташа за горою близ монастыря и начаша с пушек по монастырю стреляти и со всего воинского оружия». После первого неудачного штурма началась осада святой обители. Окруженные иноки «уготовляшеся к конечному смертному уготовлению, моляшеся день и нощь и пребываху в посте, и в молитвах, и в плаче, и в слезах просяще у Бога отпущения грехов своих». Через несколько месяцев усиленное «прибавочными стрельцами» войско ворвалось в киновию. Разозленные непреклонностью иноков и длительностью осады, получившие приказ «приступать без милости», солдаты развернули орудия и стали расстреливать центральный храм, в котором продолжалась служба поста Рождества Христова. Вскоре церковь загорелась, а вместе с ней запылали и все остальные постройки: «Монастырь со строением весь сгорел, и отец Герман со всеми собравшимися скончашася за древлецерковное благочестие числом к тысящи пять сот, усопши о Господе вечным сном».
В Ниловой пустыни иноки продолжали службу по древним книгам и согласно уставу, составленному основателем монастыря преподобным Нилом Сорским. Более 10 лет власти не знали об этом. Но пришел черед и этой пустыни. Новый священник привез «исправленные» книги, приказал отринуть древний устав и начал служить по-новому. Соборные старцы, собравшись на совет, отказались молиться с ним. В ход пошли испытанные меры — через несколько дней в обитель прибыл пристав с солдатами. Но и на этот раз иноки отказались подчиниться. «Покажи дерзновение, возбрани служить по-новому, а мы тебя не поддадим», — молили старцы церковного пономаря, святого подвижника Корнилия. Во время службы Корнилий оказал дерзновение и не разрешил попу читать новые молитвы. Пристав и его люди бросились избивать преподобного, которому в это время было уже около ста лет. После этого всем православным монахам пришлось бежать из Ниловой пустыни.
Ужасная драма разыгралась в Вязниковском скиту Владимирской губернии. В глухом лесном урочище спасались дивные отшельники, которые продолжили служить по старым книгам. Весть об этом дошла до местного архиерея. По его приказу в Вязники была направлена воинская команда. Солдаты схватили престарелых отшельников, привезли их на архиерейский двор и предали расправе. Пустынножителей поместили в сруб и «пламенем огня всеядного переселили страдальцев от здешнего всемучительства в бессмертное ликование Царя Небесного». Всего же во Владимирской губернии было сожжено 30 скитов».
Вымирание священства дораскольного поставления. Начало чиноприема в Церковь духовных лиц, перешедших из ереси. Керженский собор 1690 года, установивший второй чин приема от ереси никонианства, фактически ставший основой для поповского направления старообрядчества. Формирование в среде старообрядчества разных богословских позиций относительно современного состояния Церкви и отношения к новообрядчеству. Разделение старообрядческого движения на согласия. Образование периферийных духовных центров староверов разных согласий — Керженец, Ветка, Выг.
Первые попытки восстановления в Церкви трехчинной иерархии.
5. 1762–1825
Либерализация законодательства по отношению к староверам во время правления Екатерины II. Восстановление старообрядцев в гражданских правах. Отмена двойной дани. Переселение ветковских старообрядцев в новые осваиваемые районы страны. Возникновение духовных центров Церкви (поповского согласия) в столицах Российской империи: Рогожское кладбище (Москва), купеческий район Апраксина двора, Королевская моленная (Санкт-Петербург), — а также в нижнем Поволжье (Иргиз).
Вот что об этом периоде говорится в «Краткой истории Церкви»: «В 1761 г. появился указ, приглашающий и разрешающий тем старообрядцам, которые покинули Россию в годы гонений, вернуться в Отечество. Конечно, добровольное переселение старообрядцев было возможно только после предоставления им льгот. Петр III дал старообрядцам обещание, что в «содержании закона по их обыкновению и старопечатным книгам ни от кого возбранения не будет». Екатерининский указ 1762 г. подтверждал права переселяющихся в Россию старообрядцев и гарантировал, что «как в бритье бород, так и в ношении указного платья никаких притеснений не будет». Позднейшие указы уравняли старообрядцев в правах с остальным населением, предоставив им право свидетельствования в суде (1769 г.), освободив от двойного подушного оклада (1782 г.), разрешив занимать некоторые общественные должности (1785 г.).
Известно, что Г.А. Потемкин с симпатией относился к старообрядцам. Причиной его расположения к религиозным диссидентам были не только прагматические соображения (заселение степей), но и постоянный интерес к религиозным вопросам. Племянник Г.А. Потемкина Л.Н. Энгельгардт вспоминал: «…во время своей силы он держал у себя ученых раввинов, раскольников и всякого звания ученых людей; любимое его было упражнение, когда все разъезжались, призывать их к себе и стравливать их, а между тем сам изощрял себя в познаниях».
6. 1826–1905. Новые гонения на старообрядческую Церковь. Восстановление в Церкви трехчинной иерархии.
Николаевские гонения: запрет на переход духовных лиц в старообрядчество, запрет на строительство храмов. Церковные Соборы середины 30-х годов XIX века. Отказ от перехода в единоверие, переход духовенства на нелегальное положение, возобновление попыток восстановления трехчинной иерархии. Присоединение митрополита Амвросия к старообрядческой Церкви в Белой Кринице (1846) и появление наименования «Белокриницкое согласие». Восстановление древлеправославной иерархии на территории Российской империи. Архипастырская деятельность архиепископа Антония (Шутова). Образование новых церковных епархий. Раздор беглопоповства.
Усиление гонений в середине XIX века. Запечатание алтарей храмов Рогожского кладбища (1856).
Борьба за легализацию старообрядческого духовенства во второй половине XIX века.
Окружное послание и раздор неокружничества (1862). Образование параллельной неокружнической иерархии.
Возрождение практики ежегодных церковных соборов. Съезды мирян Белокриницкого согласия.
Вот что о периоде николаевских гонений и деятельности архиепископа Антония (Шутова) говорится в «Краткой истории Церкви»:
«Первые десятилетия существования архиепископии в Росиии были чрезвычайно тяжелые. Правительство Николая Первого поставило перед собой задачу уничтожить всех старообрядческих епископов и священников. Николаевская эпоха борьбы с древлеправославием началась с правительственного постановления 1826 года. Согласно ему, со всех староверческих молитвенных зданий были сняты кресты. Была запрещена постройка новых и ремонт старых зданий.
10 мая 1827 года последовало новое узаконение: решительно воспретить переезд старообрядческих священников из одного уезда в другой. В случае переезда местным властям предписывалось ловить священников и «поступать с ними как с бродягами». 8 ноября 1827 года было воспрещено принимать новых священников на Рогожское кладбище. В том же году переход в старообрядчество стал рассматриваться как уголовное преступление.
В 1832 году начались полицейские зачистки духовных центров староверия и массовые аресты священнослужителей, ушедших из новообрядчества после 1822 года.
В 1836 году по просьбе священного синода и новообрядных архиереев при поиске священнослужителей стали применяться вооруженные силы.
Однако, несмотря на широкомасштабные репрессии, количество древлеправославных христиан не уменьшалось. «Нельзя пройти молчанием того, что с 1827 года раскол не только не ослабел, но значительно усилился, и число раскольников чрезвычайно умножилось», — сокрушался по этому поводу чиновник по делам раскола П. Мельников-Печерский.
Значительная роль в укреплении Древлеправославной Церкви в этот период принадлежит святителю Антонию (Шутову). 3 февраля 1853 года он был рукоположен в Белокриницком монастыре во архиепископа Владимирского и всея Руси. Сразу после этого святитель прибыл в Россию и приступил к активному устроению церковных дел. Только в течение первых двух лет владыка рукоположил 54 священника. В последующем святитель совершал хиротонии каждую неделю. К концу жизни преосвященного в России было образовано двенадцать епархий, каждая из которых управлялась собственным епископом. Кроме этого, Антоний усердно трудился в побуждении христиан к созиданию храмов и молитвенных домов. Где по причинам преследований нельзя было поставить церковь или часовню, владыка благословлял создание тайных моленных. Для таковых мест архиепископ освятил несколько сотен переносных алтарей».
7. 1905–1917 годы. «Золотая эпоха» старообрядчества.
Подписание императором Николаем II указа об укреплении начал веротерпимости. Дарование старообрядцам свободы вероисповедания и распечатание алтарей храмов Рогожского кладбища.
Дискуссия вокруг закона о старообрядческих общинах. Рассмотрение вопроса о восстановлении в Москве кафедры древлеправославного (старообрядческого) митрополита. Массовое строительство храмов, книгоиздательская деятельность, создание старообрядческих общественных объединений (союз начетчиков).
Подписание мирных актов, которые привели к уврачеванию неокружнического раздора в 1906–1907 годах.
8. 1917–1929 годы. Старообрядческая Церковь в годы революции, Гражданской войны и первые годы советской власти.
Приветствие старообрядческими согласиями Февральской революции и поддержка Временного правительства. Поддержка народно-правского республиканского пути развития страны.
Революция 1917 года, отношение к ней старообрядчества.
Отъезд московского архиепископа Мелетия (Картушина) из столицы на Дон (1917–1922) и начало первых репрессий против старообрядчества. Указ об отделении Церкви от государства и экспроприация старообрядческой недвижимости, не имеющей культового назначения. Гражданская война и участие старообрядцев в белом движении. Соборы старообрядческой Церкви 1922–1927 годов, съезды старообрядцев Белокриницкой иерархии.
Последний Освященный собор состоялся в 1927 году. В это время в Древлеправославной Церкви Христовой служило 27 епископов. В 1928 году состоялся последний съезд старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию.
Встречи руководства старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии с представителями беглопоповского согласия о примирении. Снятие клятв на старые обряды отдельными иерархами новообрядческой церкви и синодом митропролита Сергия (Старгородского) (1929). Появление беглопоповской иерархии, впоследствии получившей наименование Новозыбковской.
9. 1929–1940 годы. Эпоха гонений
1930–1933 гг. политика коллективизации, которая привела к исчезновению социальной основы староверия — зажиточного крестьянства (постановление ЦК ВКП(б) «О мероприятиях по ликвидации кулаческих хозяйств в районах сплошной коллективизации»).
Начало активной борьбы с религией, широкомасштабное закрытие сельских старообрядческих храмов и монастырей. Репрессии против священнослужителей и мирян. Всероссийский процесс так называемого «старообрядческого фашистско-монархического центра», якобы замышлявшего свергнуть Советскую власть и вернуть на престол династию Романовых.
К концу 1930-х около 90% старообрядческих приходов были закрыты. На территории СССР не осталось ни одного легально действующего старообрядческого монастыря и учебного заведения. Большинство священников, иноков и архиереев были репрессированы.
В 1938 году единственным архиереем, оставшимся на свободе, был престарелый епископ Калужско-Смоленский Сава (Симеон Ананьев). Он единолично рукополагает в 1939 году епископа Паисия (Петрова) своим преемником на Калужско-Смоленскую епархию).
1940 г. Ввод советских войск в Бессарабию и Буковину. Переезд Белокриницкого митрополита в Браилу (Румыния). Начало репрессий против старообрядческой Церкви на присоединенных к СССР территориях.
10. 1941–1957 годы. Ослабление гонений в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период. Возрождение деятельности Московской старообрядческой Архиепископии.
Начало Великой Отечественной войны. Освобождение из лагеря для политических заключенных епископа Самарского Иринарха (Парфенова) (1941). Возведение его епископом Савой (Ананьевым) на московскую святительскую кафедру. 1942 г. — возвращение из заключения епископа Тверского и Санкт-Петербургского Геронтия (Лакомкина).
В 1944 году правительство формирует Совет по делам религиозных культов при СНК СССР, на который возлагается задача осуществлять связи «между Правительством СССР и руководителями религиозных объединений: мусульманского, иудейского, буддийского вероисповеданий, армяно-григорианской, старообрядческой, греко-католической, католической и лютеранской церквей».
В послевоенный период возобновляется издание церковного календаря, рукоположение епископов, священников и других священно- и церковнослужителей. Московские архиепископы Иринарх, Флавиан, Иосиф.
11. 1957–1988 годы. Период хрущевских гонений. Старообрядческая Церковь в эпоху позднего советского социализма.
Старообрядческая Церковь в годы хрущевских гонений и позднесоветский период. Иерархическая деятельность архиепископа Иосифа, архиепископа Никодима (Латышева).
Участие в конференциях по сохранению мира, внешние церковные контакты.
Снятие клятв со старых обрядов соборами РПЦ МП 1971 г. и РПЦЗ 1974 г.)
Шаги по сохранению старообрядческой иерархии в 1980-е годы, архипастырская деятельность епископа Донского и Кавказского Анастасия (Кононова) (1896–1986). Поставление епископа Алимпия в сан архиепископа Московского.
12. 1988–2018 годы. Установление свободы вероисповедания в России. Возрождение старообрядческой Церкви.
Избрание в 1988 году архиепископа Алимпия митрополитом Московским и всея Руси. Возобновление свободной иерархической деятельности, строительства храмов, издательской деятельности, возрождение дореволюционных и учреждение ряда новых епархий.
1996 г. Всеобщий старообрядческий собор. (В нем приняли участие митрополит Московский и всея Руси Алимпий, митрополит Белокриницкий Леонтий, епископы обоих Митрополий, священники и миряне).
Прославление старообрядческих святых.
2004 г. — избрание епископа Казанского и Вятского Андриана митрополитом Московским и всея Руси. Архипастырская деятельность митрополита Андриана.
2005 г. — избрание епископа Казанского и Вятского Корнилия митрополитом Московским и всея Руси.
Митрополит Московский и всея Руси Корнилий был избран предстоятелем Русской Православной Старообрядческой Церкви на Освященном Соборе, состоявшемся 18 октября 2005 г. в Москве для выборов нового предстоятеля Церкви вместо упокоившегося митрополита Андриана.
Владыка Корнилий регулярно посещает все епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви. Он совершает архиерейские служения в храмах епархий, возводит в священные степени священников, диаконов, чтецов и свещеносцев.
В ходе архипастырских визитов митрополит встречается с главами республик, областей, районов и муниципалитетов. На этих встречах решаются важнейшие вопросы бытия старообрядческой Церкви: предоставления земли под строительство храмов, реставрации памятников церковной архитектуры, возвращения церковных зданий в пользование Церковью, — а также разнообразные социальные и просветительские проекты, которые осуществляются совместно государством и старообрядческими общинами.
Большое внимание в годы предстоятельства митрополита Корнилия уделяется вопросу возрождения историко-архитектурного ансамбля «Рогожская слобода». Проведены масштабные строительно-реставрационные работы в Покровском и Христорождественском храмах, Доме причта и колокольне Успения Пресвятой Богородицы.
Одной из ярких примет эпохи митрополита Корнилия является значительное число новоосвященных храмов, всего за эти годы было освящено более 35 храмов.
2016 г. — проведение первой со времени церковного раскола межстарообрядческой международной конференции в Москве.
2017 г. — визит главы государства президента Российской Федерации В.В. Путина в духовный центр РПСЦ на Рогожском.
Глеб Станиславович Чистяков, редактор Информационно-издательского отдела Московской Митрополии РПСЦ