Церковные таинства

Темы публикаций

Церковные таинства

Церковь, как добрая мать, сопровождает человека на всем жизненном пути, благословляет, утешает, укрепляет. Для любого ответственного дела христианин приходит в Божий храм за благословением. За фразой священника «Бог благословит» стоит очень много: с этого момента Сам Бог невидимо присутствует с нами в наших делах. При этом не все может складываться гладко, не все получается сразу, а что-то может не получиться вовсе. Но все происходящее, вне всякого сомнения, ради нашего блага. Бог видит больше, чем мы, Он заботится о той душевной пользе, которую мы вынесем из трудов, и устраивает все лучшим для нашей души образом.

Наиболее важные моменты жизни христианина сопровождаются таинствами. Таинство тоже церковное благословение, но уже не одной фразой, а целой группой молитв, которые вместе с христианином совершает священнослужитель.

Церковные таинства
Таинство венчания на Рогожском.

Церковных таинств семь:

  • крещение
  • миропомазание
  • евхаристия (причащение)
  • покаяние (исповедь)
  • брак (венчание)
  • елеосвящение (соборование)
  • священство (хиротония)

Церковь приветствует новорожденного человека и, едва-едва он немного окрепнет, приглашает его в храм для крещения. Крещение — духовное рождение. Человек уже не сам, но со Христом шествует по жизненному пути, окончание которого — в вечности.

Новокрещенному Церковь подает дары Святого Духа в таинстве миропомазания. Эти дары дают силы трудиться ради Церкви и ближнего. Они проявятся в разных талантах, которыми человек будет служить Богу и о распоряжениях которыми даст ответ перед Богом.

Тело человека предназначено стать храмом Божиим, ибо в тело вселяется Сам Христос в таинстве Евхаристии. Христианин причащается Тела и Крови Христовых для того, чтобы ощутить свое единство с Богом. Это единение — залог вечной жизни, вечного единства с Богом в Царствии Небесном.

В мирском понимании, начать жизнь с чистого листа очень сложно. Для христианина это возможно вполне. Надо лишь твердо признать свои ошибки, прийти в храм на исповедь. После определенных духовных трудов кающегося священник отпускает грехи, и соделанные проступки уже не имеют власти над христианином. Спасительный путь огражден заповедями Божиими. Нарушая эти заповеди, мы уклоняемся от него и возвращаемся вновь в таинстве Покаяния.

Чтобы избавить человека от одиночества, подарить ему радость общения, научить его делиться теплом души и радоваться этому теплу в свой адрес, Бог сотворил мужчину и женщину. Помогая друг другу, живя друг для друга, уступая и жертвуя муж и жена достигают той совершенной любви, к которой Бог призвал человека. Путь к этой любви начинается в таинстве Брака. Церковь венчает жениха и невесту, незримо соединяя их в единое целое и подавая благодать и силы жить друг для друга и единым целым служить Богу и Его Святой Церкви.

Христианин верит, что все постигающее его в жизни происходит ради его же блага по воле Божией и по Его попущению. Бог имеет власть надо всем, в том числе и над человеческим естеством. В случае тяжкой болезни христианин также приходит в Церковь и прибегает к таинству Елеосвящения. Совершая вместе со священником молитвы и помазуясь маслом, он получает прощение грехов и через это — облегчение телесных недугов.

Среди христиан есть избравшие особый путь служения Богу — священнослужители. У будущего священнослужителя может не быть каких-то особых дарований. Единственное, что отличает его от прочих — решение служить Богу. В таинстве Священства Бог благословляет это решение и подает священнослужителю особые дары, наделяет властью совершать таинства и ответственностью направлять христиан ко спасению.

Человек состоит из видимого тела и невидимой души. Потому и церковные таинства имеют две составляющие: видимую и невидимую. Видимые знамения (знаки) или действия ис­полнены невидимой благодати Божией.

Таинства преданы Богом Св. Церкви для освяще­ния и спасения ее верных чад.

«Не ведыи же и не брегии о них, той погибает», поэтому «прилежно со тщанием должни есмы поучатися о них, да познавше, достойне их употребляем и спасени будем» (Большой Катехизис, л. 304).

 «Господь Бог глубиною мудрости Своея, человеку, облеченному видимым телом, под видимыми и телесными знамениями подает Свои не­видимые дары. Ибо если бы человек имел только душу без тела, каковы суть ангелы, то взимал бы дары Божии без сих вещественных, и чувственных, и видимых знамений. Но так как человек облечен плотию, то принять благодать Божию помимо види­мых и чувственных знамений не может» (Беседа на Ев. от Матфея свт. Иоанна Златоустаго, беседа 82-я).

«Гос­подь установил Таинства двойственными, — с одной стороны, видимые и сложенные из стихий — ради на­шего тела, а с другой, мысленные, таинственные, исполненные невидимой благодати — ради нашего духа: потому что в этих Таинствах мы и телами, и душами очищаемся и просвещаемся, и делаемся при­частниками и исцеления, и вместе освящения» (Блаженный Симеон Солунский).

Таинства должны быть почитаемы, так как:

1) были установлены Самим Христом;

2) заключают в себе и подают верным благодать;

3) совершают заступление и возбранение от грехов.

Наиболее важные моменты жизни христианина сопровождаются таинствами. Таинство тоже церковное благословение, но уже не одной фразой, а целой группой молитв, которые вместе с христианином совершает священнослужитель.

Церковных таинств семь:

  • крещение
  • миропомазание
  • евхаристия (причащение)
  • покаяние (исповедь)
  • брак (венчание)
  • елеосвящение (соборование)
  • священство (хиротония)

Церковь приветствует новорожденного человека и, едва-едва он немного окрепнет, приглашает его в храм для Крещения. Крещение — духовное рождение. Человек уже не сам, но со Христом шествует по жизненному пути, окончание которого — в вечности.

Новокрещенному Церковь подает дары Святого Духа в таинстве Миропомазания. Эти дары дают силы трудиться ради Церкви и ближнего. Они проявятся в разных талантах, которыми человек будет служить Богу и о распоряжениях которыми даст ответ перед Богом.

Тело человека предназначено стать храмом Божиим, ибо в тело вселяется Сам Христос в таинстве Евхаристии. Христианин причащается Тела и Крови Христовых для того, чтобы ощутить свое единство с Богом. Это единение — залог вечной жизни, вечного единства с Богом в Царствии Небесном.

В мирском понимании, начать жизнь с чистого листа очень сложно. Для христианина это возможно вполне. Надо лишь твердо признать свои ошибки, прийти в храм на исповедь. После определенных духовных трудов кающегося священник отпускает грехи, и соделанные проступки уже не имеют власти над христианином. Спасительный путь огражден заповедями Божиими. Нарушая эти заповеди, мы уклоняемся от него и возвращаемся вновь в таинстве Покаяния.

Чтобы избавить человека от одиночества, подарить ему радость общения, научить его делиться теплом души и радоваться этому теплу в свой адрес, Бог сотворил мужчину и женщину. Помогая друг другу, живя друг для друга, уступая и жертвуя муж и жена достигают той совершенной любви, к которой Бог призвал человека. Путь к этой любви начинается в таинстве Брака. Церковь венчает жениха и невесту, незримо соединяя их в единое целое и подавая благодать и силы жить друг для друга и единым целым служить Богу и Его Святой Церкви.

Христианин верит, что все постигающее его в жизни происходит ради его же блага по воле Божией и по Его попущению. Бог имеет власть надо всем, в том числе и над человеческим естеством. В случае тяжкой болезни христианин также приходит в Церковь и прибегает к таинству Елеосвящения. Совершая вместе со священником молитвы и помазуясь маслом, он получает прощение грехов и через это — облегчение телесных недугов.

Среди христиан есть избравшие особый путь служения Богу — священнослужители. У будущего священнослужителя может не быть каких-то особых дарований. Единственное, что отличает его от прочих — решение служить Богу. В таинстве Священства Бог благословляет это решение и подает священнослужителю особые дары, наделяет властью совершать таинства и ответственностью направлять христиан ко спасению.

Человек состоит из видимого тела и невидимой души. Потому и церковные таинства имеют две составляющие: видимую и невидимую. Видимые знамения (знаки) или действия ис­полнены невидимой благодати Божией.

Таинства преданы Богом Св. Церкви для освяще­ния и спасения ее верных чад.

«Не ведыи же и не брегии о них, той погибает», поэтому «прилежно со тщанием должни есмы поучатися о них, да познавше, достойне их употребляем и спасени будем» (Большой Катехизис, л. 304).

 «Господь Бог глубиною мудрости Своея, человеку, облеченному видимым телом, под видимыми и телесными знамениями подает Свои не­видимые дары. Ибо если бы человек имел только душу без тела, каковы суть ангелы, то взимал бы дары Божии без сих вещественных, и чувственных, и видимых знамений. Но так как человек облечен плотию, то принять благодать Божию помимо види­мых и чувственных знамений не может» (Беседа на Ев. от Матфея свт. Иоанна Златоустаго, беседа 82-я).

«Гос­подь установил Таинства двойственными, — с одной стороны, видимые и сложенные из стихий — ради на­шего тела, а с другой, мысленные, таинственные, исполненные невидимой благодати — ради нашего духа: потому что в этих Таинствах мы и телами, и душами очищаемся и просвещаемся, и делаемся при­частниками и исцеления, и вместе освящения» (Блаженный Симеон Солунский).

Таинства должны быть почитаемы, так как:

1) были установлены Самим Христом;

2) заключают в себе и подают верным благодать;

3) совершают заступление и возбранение от грехов.

Таинство покаяния

В течение жизни все мы совершаем проступки. Иногда наша совесть сразу обличает нас в неправде, иногда мы спустя время понимаем, что наши действия были несовместимы в христианским образом жизни. Эти проступки называются грехами. Грехи тяготят душу при жизни, а в будущем препятствуют ей войти в жизнь вечную. Но пока земная жизнь не закончилась, у человека всегда есть возможность начать жизнь с чистого листа. Для этого Богом установлено таинство исповеди.

Церковные таинства

Покаяние — одно из семи церковных таинств, когда человек в присутствии священника кается Богу в содеянных грехах.

Каяться в содеянном можно и наедине с собой, однако для прощения грехов необходимо присутствие священника. Высшим священнослужителям — епископам и священникам — Богом дана власть отпускать грехи:

«Кому отпустите грехи, опустятся им, кому удержите — удержатся».

Смущаться присутствием священника при исповеди не стоит. Вместе с кающимся священник молится о прощении грехов, пытается разобраться в том, как помочь кающемуся исправится и больше не вернуться к греху. Он всего лишь свидетель, которому также знакомо чувство покаяния. Церковными правилами ему строго заповедано хранить тайну исповеди.

Рассуждая о роли священника в совершении таинства исповеди, епископ Михаил (Семенов) отмечал, что очень часто вся предшествующая подготовительная работа кающегося оказывается менее плодотворной, чем та же духовная работа перед алтарем Господа, в присутствии Его служителя. Обнажить перед другим человеком раны совести, весь стыд греха, можно только при большом напряжении воли. И эта-то духовная ломка, «распятие совести волей», и должна вызвать тот последний и окончательный перелом, который делает человека достойным благодати. Именно поэтому важно не только осознать свои грехи перед своею совестью, но и поведать о них Богу в присутствии священника.

Время совершения исповеди

К исповеди прибегают обычно в пост. Пост сам по себе располагает к покаянию и духовным трудам. В многодневные посты священники назначают организованную исповедь для своих духовных чад. В прочие дни исповедь также может состояться, но уже по личной договоренности со священником.

Что нужно для того, чтобы исповедаться

Самое главное, что нужно для исповеди — душевное расположение кающегося. Часто за исповедью следует причастие, к которому готовятся постом и молитвой в течение недели. Такая недельная подготовка настраивает в том числе и на исповедь.

Где и как совершается исповедь

Как правило, священники принимают на исповедь в каких-либо закрытых помещениях внутри храма, ко входам в которые выстраиваются исповедники. Например, в Покровском храме на Рогожском исповедь проходит в приделах за главным иконостасом. В некоторых храмах существуют специальные исповедальни. Ожидая своей очереди войти к священнику, следует вести себя спокойно и благоговейно, проводя время в размышлении о своих грехах и во внимании к совершаемой в храме службе. Перед тем как непосредственно идти на исповедь, принято совершить три земных поклона перед образом Божиим с молитвой «Боже, милостив…», а затем без крестного знамения поклониться в землю стоящим в церкви людям со словами: «Простите Христа ради». Они же, кланяясь в пояс, отвечают: «Бог простит». Войдя к священнику, исповедующийся четырежды (где-то принято трижды) кланяется в землю перед Святым Евангелием и Честным Крестом, лежащими на аналое, с молитвами: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя (поклон), создавыи мя, Господи, помилуй мя (поклон), без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя, грешнаго (поклон)», «Приими мя, Господи, кающася, и помилуй мя» (поклон).

Церковные таинства

В старину, называя каждый свой грех или отвечая на вопрос духовного отца, есть ли такой-то грех, исповедник каждый раз кланялся в землю (без крестнаго знамения) Святому Евангелию и Честному Кресту, в сердечном сокрушении обращаясь к духовному отцу со словами: «Грешен (или «грешна»), прости Христа ради, отче честный». Сегодня этот обычай уже почти повсеместно утрачен.

Если же на какой вопрос нужно по правде ответить нет, т.е. не согрешил в том, тогда исповедник со смирением стоя отвечает: «Благодатиею Божиею сохранен(а)».

После окончания исповеди исповедующийся вновь кланяется трижды в землю Св. Кресту и Евангелию с молитвой «Боже, милостив», а затем просит у иерея благословения причаститься Святых Христовых Тайн (о том, как правильно просить священнического благословения, см. ниже, в главе «О благословении…»). Когда покаявшийся в грехах человек выходит от священника, то совершает те же поклоны, только в пояс, какие творил, входя на исповедь. Люди же на поклон, обращенный к ним, отвечают: «С чистым покаянием».

Как часто необходимо исповедоваться

К исповеди христианин прибегает по мере необходимости — когда того потребует совесть. Однако нужно стараться проводить «генеральную уборку» в душе четыре раза в год. В году четыре поста. Пост — время, располагающее к покаянию. Как правило, в пост при храме составляется график приема исповеди. Следует помнить, что человек, не бывший на исповеди в течение долгого времени (в некоторых правилах — в течение года, в других — более трех лет) в случае смерти лишается церковного погребения.

С какого возраста начинается исповедь

Нет строгих указаний относительно того, в каком возрасте ребенок должен начать исповедоваться. Как правило, первая исповедь бывает, когда ребенок начинает учебу в школе, в возрасте примерно семи лет. В это время он уже дает себе отчет о своих поступках, может рассуждать о том, что он сделал правильно, а что нет.

Исповедь детская отличается от взрослой. Задачи священника и ребенка — научиться рассуждать о том, то есть благо с христианской точки зрения, а что нет. Далеко не все огрехи христианской жизни в этом возрасте зависят от ребенка. Далеко не все он может видеть. К примеру, он не соблюдает пост, потому что никто в семье не постится. Детская исповедь будет направлять дитя в сторону совершенствования христианского жития с учетом той ситуации, которая окружает ребенка в жизни, приучать его оценивать свои поступки.

Духовный отец

Жизнь христианина строится с присутствием в ней духовного отца. Духовник —священник, который помогает христианину возрастать духовно. К нему христианин, как правило, обращается за советом и для совершения треб: венчания, крещения и пр. Христианин приходит на исповедь не просто к любому священнику, а к духовному отцу, которого избирает для себя сам.

Церковные таинства

Учитывая спасительную важность отношений духовничества, Церковь дает каждому человеку право свободно выбирать духовника: «Избери себе отца духовного по сердцу» (Чин исповеди). Такие отношения предполагают высокую степень взаимного доверия христианина и его духовника-священника. К выбору духовного отца необходимо относиться с молитвой и рассуждением. Можно сначала пообщаться со священником, спросить его совета в каком-то несложном житейском деле. Однако стоит помнить, что при исповеди личные качества священника не играют роли. На исповеди кающийся исповедает свои грехи Богу, он совершает это в присутствии священника, который в этом таинстве действует от лица Господа и даже как бы заступает место Его. Благодать священства дает священнику власть разрешать грехи вне зависимости от собственного уровня христианского жития.

Личность священника может в силу нашего человеческого естества либо располагать нас к исповеди, либо вселять недоверие и тем самым препятствовать покаянию.

Бывает, что в какой-то момент жизни мы начинаем чувствовать, что понимание между нами и нашим духовным отцом исчезло. Это, конечно, грустно, но не отменяет нашей обязанности исповедоваться во грехах. Более того, сознавая, как настойчиво диавол стремится нарушить гармонию нашей духовной жизни, надо приложить все силы к тому, чтобы найти утерянное взаимопонимание со своим духовником.
Если же потеря взаимопонимания сознается обеими сторонами и никак не может быть восстановлена, можно поставить вопрос о перемене духовного отца.

Надо понимать: чтобы переменить духовника, должны быть достаточно веские причины, а не заурядное нежелание подчиняться ему и исполнять даваемые им заповеди и поручения, — говорится в книге «Таинство исповеди»

Если же человек все-таки окончательно убежден в необходимости сменить духовного отца, то для того, чтобы пойти на исповедь к другому священнику, требуется получить благословение прежнего духовника и искренне объяснить ему причины такого шага. На первой исповеди у другого духовного отца, прежде чем приступить собственно к исповеди, надо обязательно сообщить ему, где, когда и у кого в прошлый раз исповедовались, причащались ли, имеете ли какое отлучение от причастия и получено ли благословение прежнего духовника на то, чтобы перейти к другому. А затем уже приступить к исповеди и поведать обо всех прошлых грехах — как исповеданных, так и не исповеданных ранее, а также и о том, за какие грехи давалась епитимия и была ли она исполнена.

«В целом же, однажды выбрав себе духовника, христианин должен вверить свою духовную жизнь руководству этого священника и в последующем исповедоваться регулярно, и именно у него, стараясь тщательно выполнять все его духовные поручения и советы», — говорится в книге «Таинство исповеди».

Молиться друг за друга — взаимная обязанность пастыря и духовных чад. Священник в своих молитвах во время совершения таинств, особенно при служении литургии, а зачастую и в домашних молитвах, поминает всех своих духовных чад — христиан, которые избрали его духовным отцом. В свою очередь, и каждый христианин стремится в ежедневной домашней молитве молиться о здоровье и душевном спасении своего духовного отца.

Епитимия

Епитимия — духовное наставление, призванное помочь человеку преодолеть его греховные пристрастия и послужить искуплению вины за совершенный грех или грехи. Епитимия может заключаться в конкретных молитвенных поручениях (например, совершать ежедневно определенное количество поклонов с молитвой какому-либо святому или прочитывать сколько-нибудь кафизм), в особо оговариваемых видах воздержания (например, от мяса или от спиртного), в некоторых бытовых рекомендациях (например, не общаться с таким-то человеком, не заниматься таким-то делом, или, наоборот, что-то делать постоянно: например, творить милостыню). Все это определяется священником по его усмотрению на основе святоотеческих правил и церковных обычаев.

Церковные таинства

Епитимия дается, как правило, на конкретное оговариваемое время: на несколько лет, до следующей исповеди, до следующего поста). В вопросах выбора и назначения епитимии священник зачастую советуется и с самим кающимся, насколько она посильна для выполнения.

Епитимья — посильный, но не слишком лёгкий труд, который должен послужить на пользу душе кающегося. Исполнение епитимии свидетельствует об искреннем намерении кающегося получить прощение грехов, его готовность потрудиться ради этого.

Христос, вручая своим ученикам-апостолам власть прощения грехов, завещал: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». (Иоанн, 20,23). Иначе сказать, духовнику в полном соответствии с буквой и духом Евангелия дано право не только прощать грехи, но и до поры не прощать их. В прошедшие века обе эти возможности — простить и не простить — употреблялись Святою Церковью одинаково часто, что, несомненно, помогало христианам действенно совершенствоваться в соблюдении заповедей и добродетельном житии.

Если человек старательно исполняет полученную им епитимию, благодать Божия укрепляет его в соблюдении заповедей и охраняет от диавольских ухищрений. Исповедь, подкрепленная старательным соблюдением епитимии, никогда не бывает напрасной и непременно продвигает человека по пути духовного совершенствования.

Смысл епитимии заключается еще и в том, что, исполняя ее, человек своими трудами мало-помалу угашает праведный гнев Божий, возгоревшийся по причине совершенных им грехов, и склоняет Господа к милости. Тем самым человек идет к примирению с Богом. Поэтому и слова, завершающие исповедь, которые священник произносит от имени Господа — «Бог тебя простит», он произносит как бы авансом: Не сейчас уже простил, а именно — потом, впоследствии, после реально состоявшегося исправления жизни, и, во всяком случае, добросовестно исполненной епитимии.

Таинство елеосвящения (соборование)

Христианин всецело уповает на Господа, приписывая здоровье и болезни Его спасительному промыслу. Однако стремление сохранить здоровье, а в случае утраты восстановить его является естественным для всех, в том числе и для христиан. Тело — жилище Духа Святого, и забота о нем является естественной для человека.

В отношении болящих Церковь даже установила специальное таинство елеосвящения (соборование). Слово «елей» в переводе означает «масло» — молитвы при елеосвящении сопровождаются помазанием больных освященным маслом. Другое, народное, название таинства — соборование. По обычаю таинство совершается собором семи священников. Их количество может быть меньшим, это может быть даже один священник, это никак не повлияет на действительность таинства.

«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне» (Послание св. ап. Иакова).

В народе встречается суеверие, что соборование — последнее таинство перед смертью и что выздоровевший после соборования как бы исклю­чается из числа живых. Напротив, таинство елеосвящения установлено как раз ради выздоровления и многих немощных восставляло к жизни порой со смертного одра.

Для совершения елеосвящения на столе полагается Св. Крест, Евангелие и ставится блюдо с пшеницей. В пшеницу втыкают семь свечей, которые символизируют семь даров Святого Духа, и семь спичек, обернутых на концах ватой — для помазания. В пшеницу же ставятся и со­суды с маслом и вином (либо они стоят на столе). Образ пшеницы возрождает в болящих надежду: в этой иссохшей по виду пшенице есть начало жизни, и оно может в свое время дать росток, так и в иссохшем от болезни теле есть начало жизни, которая, по воле Божией, расцветает и здесь, на земле, и после всеобщего суда и воскресения. Больного помазывают маслом и вином — именно так, возливая вино и масло, врачевал раны милосердный самарянин из рассказанной Христом притчи (Лк. 10, 34).

Важное значение в этом таинстве имеет седмеричное число: соборуют семь священников, читается семь Евангелий, семь посланий апостольских и семь молитв, в которых испраши­вается больному разрешение от грехов и исцеление от болезней; больной семь раз помазуется. С числом семь связаны многие события священной истории. В Ветхом Завете крепкие стены Иерихона пали после того, как вокруг них семь раз обнесли святыню — ковчег с заветом. Так и над крепкою болезнию тела должен совершиться перелом после духовного, так ска­зать, обхода вокруг одра болезни, состоящего в семикратном чтении Евангелия, посланий апостольских и молитв и в семикратном помазании больного.

Во время таинства поется молебен о здравии и прощении грехов боль­ного. Освящение елея состоит из великой ектении, молитвы и пения тропарей во славу Спасителя, в честь Божией Матери и святых. Помазание больного елеем совершается по прочтении каждого из сеит Евангелий и посланий апостольских и молитвы. При помазании священник говорит: «Благословение Господа Бога и Спаса нашего Иcyca Христа на исцеление души же и телу рабу Божию (имя рек) всегдa и ныне» и т.д. а по помазании молитву: «Отче Святый, Врачу душам и телом»… В конце елеосвящения священник возлагает раскрытое Евангелие на голову больного, как бы руку Самого Спаси­теля, исцелявшего больных большею частью через прикосновение к ним, и читает разрешительную молитву.

Таинство священства

Таинство священства не является обязательным для каждого христианина. Священнослужителями способны стать не все, но только те, кто искренне желает всецело посвятить свою жизнь служению Богу и Церкви и достоин священного сана.

Церковные таинства

Особых служителей Своей Святой Церкви избрал Сам Господь Исус Христос. Он дал апостолам власть, учить, совершать таинства:

«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 29, 19).

«Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 23). 

По вознесении Христа на небо был ниспослан Святой Дух, который облек апостолов в силу, необходимую для служения. Эта сила передается из поколения в поколение от одного священнослужителя к другому через возложение рук.

Таинство священства сопровождается возложением рук епископа на голову поставляемого — рукоположением. Рукоположение — исключительная власть епископа, никакой другой священнослужитель совершать его не может. Епископ рукополагает церковнослужителей: свещеносцев и чтецов (совершает хиротесию) — и священнослужителей: диаконов, священников и подобных себе епископов (совершает хиротонию). Хиротония каждого чина священнослужителей имеет свои особенности, а каждый чин — свое предназначение.

Рукоположение в еписко­па, пресвитера и диакона совершается во время боже­ственной литургии, но в разное время. Рукоположение в диакона совершается по освящении Святых Даров, так как диакон только служит при совершении таинств, но не имеет права совершать их. Рукоположение в священника совершается после великого входа, для того чтобы новопосвященный мог принять участие в совершении евхаристии. Рукоположение в епископы — в начале литургии, потому что епископ имеет право не только совершать таинства, но и рукополагать в степени священства. Кроме того, рукоположение в епископа совершает собор епископов (не менее двух), а рукоположение в пресвитера и диакона — один.

Хиротесия

Хиротесией называется рукоположение низшего церковнослужителя — чтеца или свещеносца. Низшие церковнослужители не имеют благодати священства и ставятся епископским благословением, чтобы служить в храме чтением и пением.

Церковные таинства

К обязанностям чтеца относится чтение при богослужении установленных псалмов и молитв. Для того чтобы читать Апостол, эксапсалмы, сказывать прокимен, чтец становится на амвон. Облачением чтеца является стихарь, который надевается на кафтан.

Свещеносец предносит свечу при входах с кадилом и Евангелием и в других подобных случаях. К его обязанностям относится также приготовление кадила, возжигание свечей в храме, колокольный звон.

К обязанностям чтеца относится чтение при богослужении установленных псалмов и молитв. Для того чтобы читать Апостол, эксапсалмы, сказывать прокимен, чтец становится на амвон. Облачением чтеца является стихарь, который надевается на кафтан.

Свещеносец предносит свечу при входах с кадилом и Евангелием и в других подобных случаях. К его обязанностям относится также приготовление кадила, возжигание свечей в храме, колокольный звон.

Епископ — первая степень священства

Епископ — высший священнослужитель. Он не только сам совершает богослужение и все таинства, но имеет власть совершать рукоположения, то есть передавать другим благодатный дар совершать богослужения и таинства.

В отличие от священников епископ может: рукополагать священников, диаконов и чтецов;

освящать миро, престолы и антимисы.

Епископы могут иметь разные титулы: патриархи, митрополиты, архиепископы и собственно епископы. Они отличаются между собой размером области, которой управляют, количеством приходов, которые им доводится окормлять. Патриархом называются начальники больших церковных областей. Митрополиты — это начальники меньших областей, состоящих из нескольких епархий. Епископ управляет, как правило, одной епархией.

Различаясь между собой по чести, епископы всех титулов по благодати равны и самостоятельны в своих епархиях, подчиняются они только власти собора под председательством главного епископа области.

К епископу из уважения принято обращаться «преосвященный владыка (владыко)» (к старшему из епископов, митрополиту — «преосвященнейший владыка»). В разговорной речи употребляют обращение: «владыка святый». Владыками их из уважения называют потому, что они духовно окормляют паству, владычествуют над ней. Святыми, потому что святость епископ несет в себе от хиротонии.

«Покажи его святым», — просит о поставляемом архиерее архиерей поставляющий и таким образом молитвами рукополагает его во святого. «Помазываемые миром миряне не имеют даров священства или дарований апостолов, пророков и учителей, а потому именуются святыми только по причине помазывания миром. Архиерей же, вместе с этими дарованиями, через молитвы рукоположения, получает дар святости и, что ещё больше, право быть услышанным Богом, о чём он просит во имя спасения людей», — пишет блж. Симеон Фесалоникийский

Церковные таинства

Одежды епископа

По общему правилу высшая степень священства имеет все одежды низшей и кроме того еще свои одежды. Кроме священнических одежд в облачение епископа входят:

1. Омофорнадевается поверх всех одежд на плечи. Он знаменует души христиан, которые епископ по образу Господа Христа подъемлет на свое попечение, на свои плечи, как «овча заблудшее».

2. Митра — головной убор, символизирующий власть духовную.

3. Саккос. Первенствующие епископы области носят особую одежду саккос (в переводе мешок). Он означает ту царственную багряницу, которую ради поругания надели на Христа.

Кроме перечисленных есть еще следующие предметы.

Церковные таинства

Палица — это плат четыреугольный, знаменующий меч духовный.

Орлецы. Круглые коврики с изображеиием орла или орла, парящего над городом полагаются под ногами епископа во время служения. Они означают «парение» епископа над земной жизнью, молитвенное возношение к Богу.

Жезл. В руках епископ имеет жезл — символ его пастырской власти.

Современная Русская Православная Старообрядческая Церковь управляется митрополитом. Он избирается из числа епископов Церкви тайным голосованием Освященного Собора, в котором принимают участие священство и миряне. С принятием христианства Русь стала частью Константинопольского патриархата. Для управления приходами в Россию посылался из Константинополя митрополит. В 1441 году русская Митрополия впервые самостоятельно избрала себе предстоятеля из числа русских епископов. В 1589 году Московские митрополиты получили достоинство патриархов. В XVII веке при патриархе Никоне все епископы приняли  церковную реформу, кроме еп. Павла Коломенского, который был убит. Из священства и мирян, не принявших реформу, образовалась старообрядческая Церковь, которая стала искать возможности для присоединения епископа с целью восстановления трехчинной иерархии. Таким епископом стал митрополит Босно-Сараевский Амвросий, который в 1846 году присоединился к Церкви и рукоположил в ней епископов. Часть из них сохранила статус митрополита — сегодня это старообрядческая Церковь Румынии, другая часть, которая относилась к России, управлялась архиереями в звании архиепископов. В 1988 году архиепископ Московский также получил статус митрополита.

Священник — вторая степень священства

Священники призваны совершать богослужения, таинства и требы. В отличие от епископов, они не могут освящать храмы и рукополагать, т.е. совершать хиротонию. Священник, как правило, закрепляется за одним из храмов — является его настоятелем. Священники имеют разные наименования: одни называются иереями, другие протоиереями (прото с греческого значит старший). Имеющие сан священства иноки называются священноиноками, игуменами, архимандритами. Имена эти означают различие почестей и должностей, но по благодати священства все эти лица равны между собой.

Церковные таинства
Протоиерей Сергий Лисуренко (слева), иерей Алексей Лопатин (справа)

К священнику принято официально обращаться «досточтимый отец», на практике используется обращение «отче», в разговорной речи — «батюшка». Отцом его называют, поскольку у него есть духовные чада — христиане, приходящих к нему на исповедь. О таковых он имеет попечение и совершает молитвы за них, как родной отец.

Священник также называется пресвитером (греч. «старейший»,  то есть совершенный возрастом). Церковные правила требуют, чтоб рукополагаемый во священство был не моложе 30 лет. Впрочем, как в истории, так и в современности бывали исключения. Рукоположение ранее 30 лет объясняется церковной нуждой, а также духовным совершенством рукополагаемого.

Одежды священника. По общему правилу высшая степень священства имеет все одежды низшей и кроме того еще свои одежды. Священник, как и диакон, имеет стихарь, который он носит под ризой (он и называется у священника подризником), и поручи.

1. Эпитрахиль. Вместо ораря у священника эпитрахиль (одежда, возлагаемая на шею). Это тот же орарь, возложенный на шею и сшитый вдвое (прежде орарь даже не сшивался, как теперь, а только перегибался, спускаясь с обоих плеч). Удвоенный орарь знаменует сугубую обязанность священников.

2. Фелонь, или риза — верхняя одежда без рукавов. Она изображает багряницу, возложенную на Господа при Его страданиях.

3. Пояс — символ готовности совершать пастырское служение. Напоминает о препоясании Господа перед совершением Тайной вечери.

Рукоположение священника

Хиротония священника бывает на литургии. Рукополагаемый служит на ней, исполняя обязанности архидиакона: читает Евангелие, приняв благословение, и во время великого выхода несёт на голове Божественного Агнца, как бы завершая диаконское служение.

Когда Божественные Дары перенесены на престол и накрыты покровом (воздухом), назначенный к рукоположению проводится диаконами и поставляется напротив царских врат — до этого момента он все ещё диакон, сопровождаемый равночинными ему. Диаконы передают поставляемого в руки священников внутрь алтаря. В сопровождении священников он трижды обходит престол.

«Вступая таким образом в священный лик ангелов, он для того совершает это обхождение трижды, чтобы прославить Троицу. Этим он также призывает святых мучеников, как и сам подвизавшийся во Христе и потрудившийся в жизни ради Христа. Наконец, таким образом прославляется Христос — похвала апостолов и веселие мучеников, которые проповедовали Троицу Единосущную, Она же Сама прославляет всех», — пишет блж. Симеон.

Трижды обойдя престол, священники подводят поставляемого к архиерею. Архиерей запечатлевает главу поставляемого, тем самым начиная рукоположение. Будущий священник поставляется на колени и склоняет голову на престол. Епископ возложив ему на голову руку, имеющую дар сообщать Божественную благодать священства и уподобляющуюся вседействующей и всесильной, всеохраняющей и всепромышляющей Деснице, призывает Божественную благодать и из диакона производит поставляемого в пресвитера.

Затем, помолившись, да снидет благодать Духа на рукополагаемого (в то время как все трижды поют: «Кирие элейсон»), епископ снова трижды запечатлевает главу посвящаемого.

После первой молитвы и возгласа после прошений, следует вторая молитва и возглас после прошений. По окончании их епископ поднимает рукоположенного от престола. Это действие символизирует Божественное восшествие от низшего к Божественнейшему и высшему.

Затем архиерей поочередно преподносит новопоставленному части облачения.

Сначала архиерей переносит орарь с левого плеча священника на правое, передвигая заднюю часть ораря вперёд — так образуется епитрахиль. В сане диакона он мог только служить при Таинствах, отныне его служение более совершенно, на нем лежит большая обязанность и попечение. Епитрахиль означает благодать, а также благое иго священства. Надевая епитрахиль на рукополагаемого, архиерей произносит: «Достоин» (или по-гречески «аксиос») — свидетельствуя перед всеми, что рукополагаемый достоин атрибутов священства.

Затем священнику надевают фелонь — белую, без рукавов, одежду, покрывающую всё тело.

«Она без рукавов потому, что изображает вретище, в которое был облечён Спаситель, когда ругались над Ним», — отмечает блаженный Симеон.

Все происходящее до этого момента совершается при открытых царских вратах. С этого момента врата закрываются, священник почи до самого причащения стоит сбоку от престола.

Когда архиерей благословит и совершит Святые Дары призыванием Святаго Духа, тогда рукоположенный пресвитер опять призывается к нему. Взяв второй освящённый Хлеб правой рукой, архиерей даёт его рукоположенному, сложившему руки крестообразно в знак Божественного страдания и того, что руки распятого Господа пригвождены были за нас. Архиерей говорит: «Приими сей залог и сохрани его до Пришествия Господа, ибо Он востребует его от тебя».

Поцеловав руку епископа, отходит с Хлебом ко престолу и, положив руки с Хлебом

Далее, после преклонения главы и молитвы: «Вонми, Господи Исусе Христе», — иерей призывается опять, несёт Божественный Хлеб и полагает его на дискосе, так как пришло время возношения Святых Даров.

Тогда иерарх возносит и сей Хлеб, и лежащий на дискосе Хлеб Божественный, ибо они — единое Тело Христово. И раздельно, как установлено, совершает таинственное соединение в Чаше Тела и Крови и приобщение.

В этот день новопоставленный причащается прежде прочих священников ради обновления в нем Святаго Духа. Когда приобщится Святейших Тайн то принимает чашу и преподает остальным священнослужителям Божественную Кровь.

Завершает литургию новопоставленный уже как священник, выходя в храм для заамвонной молитвы.

Затем, принимая на всё благословение от архиерея, в течение седмицы ежедневно совершает литургию по уставу, чтобы научиться своему делу и чтобы священнодействие продолжалось непрерывно в течение семи дней, означающих символически всю земную жизнь нашу, и дабы, совершив служение в теперешней жизни, достигнуть небесного бесконечного священнослужения и непосредственного общения со Христом. При этом, как получивший великий духовный дар, он должен, по числу даров духовных, в течение стольких же дней непрестанно совершать дела благодати, как уже сказано ранее.

Диакон — третья степень священства

Диаконы — стоят на низшей ступени священнослужения, однако в отличие от церковнослужителей (прочих помощников алтаря) участвуют при самом совершении таинства евхаристии. Диаконы не могут сами совершать литургию и таинства, на службе облачаются лишь с благословения священника или епископа.

Церковные таинства

Диакон поставляется в возрасте не менее 25 лет. К моменту хиротонии он должен определиться с выбором семейного пути: либо вступить в брак, либо принять решение о том, что он не выступит в брак никогда. Женитьба после хиротонии или второй брак, по церковным правилам, несовместимы с диаконским служением.

Одежды диакона.

1. Стихарь — это широкая и длинная, большей частью светлая одежда — в знак «светлости и чистоты жизни», какая требуется от священнослужителя.

2. Орарь — длинная лента, носимая диаконом на левом плече. Наименование орарь производить от греческого «час», потому что, поднимая орарь, диакон в древности указывал «время» начала пения и молитвословий. Орарь символизирует крылья ангелов.

3. Поручи — нарукавники, символизирующие узы на руках Господа.

Рукоположение в диакона

Избранный в диакона при­водится с средины храма двумя диаконами чрез царские врата в алтарь и, низко поклонившись архиерею, который в то время сидит на кафедре близь престола, с пра­вой стороны, принимает от него благословение. Затем рукополагаемый три раза обводится протодиаконом вокруг престола, целуя каждый раз углы престола, руку и палицу епископа. Целование престола означаете горячую любовь рукополагаемого к Богу, а целование руки епископа и палицы — покорность власти епископа. Самое обхождение вокруг престола выражает духовное торжество, почему в это время поют: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся, молитеся ко Господу спастися душам нашим. Слава Тебе, Христе Боже, апостолом похвало и мучеником веселие, их же проповедь Троица единосущная».

Церковные таинства
Большую часть богослужения иподиакон Василий простоял на солие у иконы Богородицы

Обойдя три раза вокруг престола, рукополагаемый становится на правое колено с левой стороны престола, положив на престол руки крестообразно и голову. Епископ же, покрыв голову его омофором и возложив руку свою на его голову, громко читает молитву: «Божественная благодать…» Певчие отвечают: «Кирие елейсон; Господи помилуй». Вслед за тем епископ тайно читает две молитвы («Господи Боже наш…» и «Боже Спасе наш…»), в которых молит Господа и Бога нашего Исуса Христа сохранить новорукоположенного «во всякой честности» и даровать ему веру, любовь и силы к прохождению сего служения. Во время чтения этих молитв диакон говорит ектению: «Миром Господу помолимся» (тихим гласом); в алтаре поют: «Господи помилуй», тоже тихо. По окончании молитв святитель возлагает на рукоположенного одежды его сана: стихарь, орарь и поручи, громко возглашая каждый раз: «Достоин». Певчие от лица клира и народа повторяют это слово по-гречески: «Аксиос».

Обойдя три раза вокруг престола, рукополагаемый становится на правое колено с левой стороны престола, положив на престол руки крестообразно и голову. Епископ же, покрыв голову его омофором и возложив руку свою на его голову, громко читает молитву: «Божественная благодать…» Певчие отвечают: «Кирие елейсон; Господи помилуй». Вслед за тем епископ тайно читает две молитвы («Господи Боже наш…» и «Боже Спасе наш…»), в которых молит Господа и Бога нашего Исуса Христа сохранить новорукоположенного «во всякой честности» и даровать ему веру, любовь и силы к прохождению сего служения. Во время чтения этих молитв диакон говорит ектению: «Миром Господу помолимся» (тихим гласом); в алтаре поют: «Господи помилуй», тоже тихо. По окончании молитв святитель возлагает на рукоположенного одежды его сана: стихарь, орарь и поручи, громко возглашая каждый раз: «Достоин». Певчие от лица клира и народа повторяют это слово по-гречески: «Аксиос».

Таинство крещения

Церковь приветствует новорожденного человека и — едва-едва он немного окрепнет — приглашает его в храм для крещения. Крещение — духовное рождение. Человек уже не сам, но со Христом шествует по жизненному пути, окончание которого — в вечности.

Крещение, в ряду семи церковных таинств, по времени совершения над человеком, занимает первое место: оно дает человеку право именоваться христианином и приступать к другим таинствам. В этом таинстве человек очищается от грехов — первородного и личных и становится обновленным, невинным, безгрешным.

Таинству крещения предшествуют: а) молитвы о родившей женщине и б) мо­литвы при наречении имени младенцу. В молитвах о родильнице священник просит Господа о прощении грехов матери младенца, восстановлении ее здоровья и сохранении жизни ее самой и младенца. В молитве при наречении имени младенцу священник молится, чтобы младенец, живя по заповедям Божиим, удостоился получить царствие небесное. Младенцу дается имя святого в знак того, что он принимается в союз Церкви небесной и земной и должен идти по стопам святого в делах добра, которые ведут из земной Церкви в Церковь небесную.

Само священнодействие крещения состоит из двух частей: оглашения и собственно крещения и затем, вслед за ними, совершается священнодействие таинства миропомазания.

Чин оглашения

Слово «оглашение», значит научение православной вере. Благословив оглашенного, священник читает пять молитв. В первой он молит Господа дать крещаемому силы исполнять святые заповеди и совокупить стаду наследия Своего». «И налагает руку на главу его» в знак сообщения оглашаемому благодати, как и апостолы низводили Духа, возлагая руки свои. Оглашаемый, под рукой священника, сохраняется как бы «под кровом крил Божиих».

В следующих трех (заклинательных) молитвах священник именем Господа Исуса Христа заклинает диавола отступить от оглашаемого, «новоизбранного воина Христа Бога». Наконец, в последней молитве священник молит Владыку и Господа принять огла­шенного в число своих словесных овец и дать ему ангела-хранителя.

Затем священник три раза крестообразно дует на оглашаемого со словами: «Изжени от него всяк лукавый и нечистый дух, со­крытый и гнездящийся в сердцы его».

Бог, вначале сотворивший Адама, вдунул в него дыхание жизни. Теперь через вдуновение Божественное как бы обновляется душа, поврежденная грехом.

«И знаменует (священник) чело, уста его и перси трижды крестным знамением». Священник троекратно запечатлевает при­ступающего к крещению знамением креста на челе, чтобы освятился его ум; на устах, чтобы освятилось его слово и исповедало истину, и на персях, да будет чист сердцем, созерцает Бога, в Нем живет, и движется, и пребывает.

Отречение от диавола. Далее следует отречение от сатаны. После того как человек во время оглашения узнает истинное христианское учение, он уже готов отказаться от прежнего верования и от прежних привычек, укоренившихся в нем не без участия нечистой силы, т.е. диавола. А потому-то над оглашенным священник произносит так называемую заклинательную молитву, в которой именем Господа из оглашенного изгоняет диавола со всеми его слугами и чрез то очищает душу имеющего намерение креститься для принятия благодати крещения. Священник, сделав от имени Бога заклинание духу нечистому, три раза обращается и к доброй воле крещаемого с вопросом, отрекается ли он сам от сатаны и всех дел его. Крещаемый или его восприемник, обратившись на запад, который как место солнечного заката, откуда появляется тьма ночная, считается символом царства зла, темной, нечистой духовной силы, трижды отвечает: «отрицаюсь» сатаны и пр. Для того чтобы крещаемый как бы всеми тремя силами своей души, т.е. умом, сердцем и волею, сделал отречение от диавола, крещаемому снова трижды пред­лагаюсь вопрос: «Отрекаешься ли сатаны?» И кре­щаемый уверяет трижды: «Отрекохся сатаны» (отрекся).

Обещание Христу. Крещаемый отрекся от своей прежней жизни и от подчинения своему прежнему властелину, т.е. сатане. Остается крещаемому присо­единиться к другому обществу, подчиниться другой спасительной власти и начать лучшую жизнь. Оглашае­мый становится лицом к востоку. Это делается в знак того, что желающий креститься стремится к свету, ищет Христа, Который есть Восток свыше (Лк. 1, 78) и источник духовного просвещения, и идет к Нему.

Опущение рук вниз, что делает взрослый крещаемый, знаменует то, что он был доселе пленником и рабом диавола, что его измучили и изнурили игом рабства и что теперь он надеется получить освобождение от этого рабства чрез веру в Господа Исуса Христа и чрез Св. Крещение.

Священнослужитель спрашивает оглашенного о его решимости сочетаться со Христом: «Обещаваешилися Христу?» И крещаемый с опущенными руками, или вместо него восприемник, отвечает: «Обещаваюся Христу и верую во Единаго Бога Отца» и т.д. произ­носит Символ веры. По прочтении оглашенным Символа православной веры священник еще предлагает кре­щаемому прежний вопрос: «Обещаваешилися Христу?» После утвердительного ответа на этот вопрос крещаемый произносит опять Символ веры. И в третий раз предлагается ему вопрос: «Обещаваешилися ли Христу?» — и в третий раз произносится с твердою решимостью и сознанием ответ «Обещаваюся» и «Верую» и то же исповедание православной веры. Наконец свя­щенник еще троекратно спрашивает крещаемого, обещался ли он Христу, верует ли он в Христа, и так же троекратно призывает крещаемого поклониться Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Неразделимей.

Действия, сопровождающие крещение и миропомазание, торжественны и боголепны.

Священнослужители облачаются в фелонь (полное облачение, в том числе и в фелонь, — видимый знак радости и веселия). Восприемникам подаются зажженные свечи в знак радости и в знак того благодатного света, которого имеет скоро удостоиться воспринимаемый. Вода, приготовленная для крещения, согласно с древним обычаям, освящается: молитвой, троекратным священническим дуновением на нее, напоминающим действие животворящего Духа Божия, носившегося над водами в начале творения мира, и крестным знамением, которое ограждает воду от всякого другого, вредного, влияния. На благо­словленной и освященной таким образом воде три раза делается крестное знамение елеем, т.е. освященным деревянным маслом.

Вслед за этим, пред самым погружением крещаемого в воду, помазуются крестообразно елеем части его тела: лоб, очи, ноздри, уши, уста, грудь, руки и ноги. Это зна­чит, что крещаемый уже назначается для другой жизни — подобно дикой маслине прививается к плодоносной Маслине Иcyсу Христу и, помазанный елеем, подобно древ­ним, имеет вступить в постоянную борьбу со всеми вра­гами спасения, т.е. с миром, диаволом и собственной плотью. Масло, которое используется и в таинстве елеосвящения ради возвращения больному здоровья, здесь служит внешним свидетельством внутреннего исцеления крещаемого чрез погружение его в воду.

Крещаемый три раза погружается в воду. Вода должна быть чистой, без примеси. И здесь строго требуется, чтобы при первом погружении священ­ник говорил: «Крещается раб Божий или раба Божия (называет имя) во имя Отца, аминь»; при втором погружении: «и Сына, аминь»; при третьем: «и Святаго Духа, аминь». Погружение в воду означает, что крещаемый уми­рает для жизни греховной и спогребается со Христом для того, чтобы жить с Ним и в Нем (Рим. 6, 3–11, Кол. 2, 12–13). Это самое главное в таинстве крещения.

Ребенка из купели принимает восприемник или восприемница — крестный или крестная, или оба крестных родителя сразу. Крестные родители произносят за младенца отречение от сатаны, обещание Христу, читают Символ веры. Крещаемый младенец пока не может сам произнести молитвы и обещания. Крещение происходит по вере его родителей и восприемников. Взрослые при этом берут на себя обязательства сделать все для того, чтоб новопросвещенный христианин стал верным чадом Церкви Христовой.

Крещенный одевается в белую одежду в знак полученной им душев­ной чистоты и в напоминание о том, что теперь он должен вести жизнь в христианском обществе светлую, святую, чистую. Крестильную одежду крещенные в древности носили семь дней и благоговейно проводили все это время, сохраняя под нею помазание святым миром. Вместе с белой одеждой возла­гается на новокрещенного крест в знак того, что теперь крещенный должен исполнять волю распятого за нас на кресте Господа нашего Исуса Христа, хотя бы верующему пришлось нести крест страданий и скорби.

Далее крещенному крестообразно постригаются волосы на голове в знак его полного послушания Исусу Христу. В заключение всего крещенный младенец обносится восприемниками, а взрослый сам об­ходит вокруг купели три раза с зажженными свечами, выражая тем свою духовную радость, что он из чада гнева стал возлюбленным сыном Отца небесного, из мертвого прегрешениями стал живым для Бога, из погибшего — спасенным.

Таинство миропомазания

Новокрещенному Церковь подает дары Святого Духа в таинстве миропомазания. Эти дары дают силы трудиться ради Церкви и ближнего. Они проявятся в разных талантах, которыми человек будет служить Богу и о распоряжении которыми даст ответ перед Богом. Чтобы сохранить душевную чистоту, получаемую в крещении, чтобы возрастать и укрепляться в жизни духовной, нужна особенная помощь Божия, которая и подается в таинстве миропомазания. После соответствующей ектении и тайной молитвы о ниспослании на новопросвещенного Духа Святого, священник помазует крестообразно святым миром чело, глаза, уши, ноздри, уста, грудь и руки крещаемого со словами: «Печать дара Духа Святаго». На каждое помазание после этих слов священник произносит особые стихи. Так, помазуя чело, говорит: «Да избудет студа, его же первее преступив человек всюду ношаше». Также и к прочим частям тела есть отдельные стихи.

Воцерковление

По примеру Спасителя, который в 40-й день был принесен пречистою Материю Своею Девою Мариею в храм Иерусалимский, христианин на сороковой день также приносится своею матерью в храм. Благословив младенца с матерью, священник читает четыре молитвы. В этих молитвах он просит Господа сделать достойной принятия Св. Таин мать младенца и сохранить в святости и чистоте самого младенца. Затем священник с младенцем на руках идет к царским вратам и прикладывает его к святым царским дверям и местным иконам. «Аще же мужского пола, то после целования святых дверей и местных икон, вносить его во святый олтарь и творить акибы поклонитися ему ко святому престолу и целовати его».

Таинство брака

Чтобы избавить человека от одиночества, подарить ему радость общения, научить его делиться теплом души и радоваться этому теплу в свой адрес, Бог сотворил мужчину и женщину. Помогая друг другу, живя друг для друга, уступая и жертвуя, муж и жена достигают той совершенной любви, к которой Бог призвал человека. Путь к этой любви начинается в таинстве брака. Церковь венчает жениха и невесту, незримо соединяя их в единое целое и подавая благодать и силы жить друг для друга и единым целым служить Богу и Его святой Церкви.

Церковные таинства

Венчание состоит из двух частей: обручения и собственно венчания. Перед обручением священник спрашивает, добровольно ли и по собственному ли желанию они создают семью.

Обручение

В состав обручения входит:

1) вручение брачующимся зажженных свечей;

2) положение обручальных колец на престол;

3) вручение колец брачущимся и троекратная мена у них колец.

По церковному уставу, венчание совершается сразу после литургии. Жених и невеста по примеру древних благочестивых христиан стремятся приготовиться к таинству брака исповедью и причащением.

Жених в храме становится по правую, а невеста по левую сторону. Так соблюдается узаконенный Богом чин и благоприличие: муж — глава жены и в порядке стояния первенствует пред ней.

Священник проводит жениха и невесту в храм и кадит их, призывая на них благодать Святого Духа, действием и наитием которой отгоняется от брачущихся вся сила вражия.

Жениху и невесте вручаются зажжённые свечи в знак супружеской любви и целомудрия. Держа в руках светло горящие свечи, жених и невеста свидетельствуют, что и побуждения к браку у них самые светлые, чистые. Как светло и ярко горят свечи, так светла, чиста и целомудренна должна быть у вступающих в брак душа. Как пламенно горят свечи, так и жених с невестой должны гореть любовью друг к другу и к Богу на протяжении супружеской жизни.

Священник износит кольца из алтаря от престола в знак того, что брак совершается по благословению Божию, что жених и невеста поручают свою судьбу воле Промысла Божия и от Господа, от Его святого престола испрашивают благословение на свое обручение. Через положение на престол, через прикосновение к нему кольца освящаются.

После молитв о брачущихся священник берет с престола кольца, благословляет ими жениха и невесту и дает им кольца в руку. В древности перстень служил печатью и утверждением. Священник трижды меняет кольца, тем самым утверждается полная взаимная доверенность жениха и невесты: отселе они вверяют друг другу свои права, честь и спокойствие. С этих пор они будут жить друг для друга, будут обмениваться друг с другом всем. Как в кольце нет конца, так и эта взаимность между ними будет постоянная, бесконечная.

Венчание

Обручение совершается в притворе храма или в западной его части. Для венчания священник проводит пару внутрь храма к ана­лою, на котором лежат Святое Евангелие и Крест. Этим Церковь внушает, чтобы во всех путях своей жизни, при всех предприятиях и начинаниях, всегда супруги имели пред взором описанный Христом в Евангелии закон, чтобы в язвах распятого на кресте Христа Спасителя искали себе утешение среди треволнений житейских.

Молитвой из Паслтыри «Блажени вси боящиеся Господа» жениху и невесте напоминается о блаженном состоянии богобоязненных лю­дей в их супружеском, семейном быту. Страх Божий — краеугольный камень и тайна будущего семейного счастья. Итак, истинное счастье супружеского союза зависит от того, как супруги будут вести себя в отношении к Богу и св. заповедям Его: если новобрачные бу­дут благоговеть пред Богом и ходить путями Его, исполнять заповеди Его, то Сам Господь силою Своего всемогущества и премудрости будет устраивать внутрен­нее и внешнее благо их жизни.

Обрученные жених и невеста становятся на подножие — разостланный на полу светлый плат. Одно на двоих подножие напоминает о том, что в жизни они будут разделять одинаковую участь во всем, как счастливую, так и неблагополучную.

В молитвах, которые произносит священник, вспоминаются благословленные Богом ветхозаветные браки. Священник призывает на брачущихся то же благословение Господне, коего сподобились ветхозаветные праведники, молит Всевышнего сохранить брачущихся, как со­хранены были Ной в ковчеге, Иона во чреве китове и три отрока в пещи вавилонской, даровать новым супругам единомыслие душ и телес, долгоденствие, венец неувядаемый на небесах, даровать от росы небесные свыше и от тука земного, исполнить домы брачущихся пшеницы, вина и елея и всякие благостыни, дабы они могли делиться с нуждающимися. Вместе с тем пастырь Церкви умоляет Господа помянуть не только самих брачу­щихся, а и родителей их, ибо молитвы родителей утверждают основание домов.

Самая торжественная и важная часть венчания — изнесение от престола венцов. Венцы — символ царской власти. Жених и невеста благословляются быть как бы князьями дома, царями всего будущего потомства, а вместе получают в обязанность попечение о своем потомстве. В древности венцами украшались главы победителей. Возложение венцов на жениха и невесту служит для них как бы наградой за их целомудренную жизнь до брака.

При возложении венцов на жениха и невесту священник возглашает: «Господи Боже наш, славою и честию венчай его (ее)». Так Церковь низводит на брачущихся благодать Всесвятого Духа, освящающую их супружество, естественное рождение и воспитание детей. С этой минуты жених есть уже муж своей невесты, невеста — жена своего жениха; отселе они связаны не­расторжимыми узами брака, по непреложному слову Христа Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6).

По прочтении Евангелия преподается новое наставление супругам: приносится чаша с красным вином. Священник благословляет ее и дает жениху и невесте трижды вкушать из общей чаши в знак того, что отныне во все время последующей супружеской жизни все у них должно быть общее, одни желания и намерения и что все они должны делить пополам — и счастье, и несчастья, и радости, и скорби, и труды, и покой, и подвиги, и венцы за подвиги.

Затем священник троекратно обводит новобрачных кругом аналоя, выражая этим обхождением их ра­дость. По­вторяемый круг всегда служит символом вечности — жених и невеста обязуются хранить свой супружеский союз на протяжении всей жизни и ни по каким причинам не расторгать брака. Поются стихи: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся…», в которых брак изображается как честная награда за подвиг воздержания и чистоты. Обхождение вокруг аналоя совершается трижды во славу Св. Троицы, Которая таким образом призы­вается во свидетельство обета супругов. По окончании шествия произносится ектения и совершается отпуст, после чего снимаются венцы с новобрачных. Снятие венцов указывает на совершение таинства брака. Новобрачные приветствуют друг друга целованием в знак взаимной любви.

 

Поделиться: