Старообрядцы, не смотря на несправедливые притеснения и постоянные обвинения, были одной из самых грамотных частей русского общества XVIII-XX вв., и это не смотря на запрет с 1850 г. старообрядцам обучаться в высших учебных заведениях. В монастырях и скитах устраивались школы и библиотеки, в которых трудилось большое количество переписчиков. В Москве до 1835 г. действовало старообрядческое училище, до 1869 г. существовала старообрядческая школа на Покровке. Но цивилизация развивалась, как и преподаваемые дисциплины в светских учебных заведениях. Научить своих детей таким дисциплинам, как Тригонометрии, Физике, Географии и некоторым другим старообрядцы не могли.
После дарованных свобод вероисповедания в 1905 г. вопрос получения образования стал одним из основных в старообрядчестве. Также большой проблемой стало отсутствие педагогических кадров. Не смотря на большое уважение к начетчикам – богословам, которые были весьма эрудированы и являлись знатоками христианской культуры, их образованность зависела только от уровня их начитанности (отсюда и название – начетчики). Для полноценного преподавания различных дисциплин как взрослым, так и детям, у старообрядцев не было преподавателя с полноценным высшим образованием.
Уже в 1905 г. многие старообрядцы начали поступать в высшие (университеты, институты) и средние (гимназии, училища) учебные заведения. При этом на Рогожском с позволения Министерства народного просвещения открывается училище-школа для мальчиков и девочек из 3 классов, которое просуществовало до 1918 г. В апреле 1908 г. предпринята попытка открытия подготовительных педагогических курсов для подготовки старообрядческих учителей и учительниц начальных училищ, но усилия не принесли желаемых результатов.
Во второй половине 1909 г. Попечительским советом Рогожского кладбища принимается решение об учреждении нового высшего старообрядческого института. Специально созданной комиссии во главе с Александром Степановичем Рыбаковым (1884-1977) было поручено разработка концепции и программы обучения создаваемого учебного заведения.
По словам Иоанна Распопина, комиссия отнеслась достаточно внимательно к поставленной перед ней задаче. Была проведена значительная работа, испрошено мнение архиепископа Иоанна, епископа Александра (Богатенко), епископа Михаила (Семенова) как авторитетных образованных руководителей, других видных деятелей старообрядчества, и, кроме того, комиссия ознакомилась с мнениями специалистов по народному образованию. Представленный ими материал лег в основу работы комиссии, результаты которой были представлены совету общины Рогожского кладбища в виде учебного плана и примерных программ старообрядческого 6-классного института.
В итоге в 1910 г. комиссией была разработана программа открытия в Рогожской общине шестиклассного института. Учебный план был сформулирован в общем виде:
- Старообрядческий шестиклассный институт имеет своей ближайшей задачей приготовлять старообрядцев к служению в звании священнослужителей и учителей начальных старообрядческих училищ.
- В институте полагается 6 классов с годичными курсами.
- В первый класс института без экзамена поступают ученики, окончившие курс двухклассного приходского и сельского училищ, ученики городского по положению 1872 года училища не ниже 3-го класса онаго, в возрасте 14–18 лет. Лица с домашним образованием принимаются по приемному экзамену.
- В старообрядческом институте преподаются по установленным и утвержденным программам следующие предметы: история Священного Писания; малый катехизис, литургика; догматическое, основное, сравнительное богословие; история Церкви; история русской Церкви; история старообрядчества; церковное право; русский, славянский, греческий, немецкий языки; алгебра, геометрия, всеобщая история; русская история; география; физика; природоведение; логика; психология; введение в философию; педагогика; гигиена; рисование; пение.
- Старообрядческий институт помещается в здании, отводимом общиной Рогожского кладбища.
- Институт содержится на средства московской старообрядческой общины Рогожского кладбища и на плату, взимаемую за обучение учащихся по соглашению с родителями.
- Учебные пособия для института приобретаются на средства московской старообрядческой общины Рогожского кладбища.
- В старообрядческом институте обучаются приходящие ученики и живущие (если будет открыто общежитие) на общей ученической квартире.
- Преподавание в институте ведется заведующим и лицами, имеющими на то право по образованию».
Данная информация вызвала значительный резонанс в старообрядческом обществе. В тематических газетах и журналах высказывались разные мнения, но общественный настрой был положительным.
«Старообрядчество должно создать своим шестиклассным институтом новый тип духовной школы, тип жизненный и здоровый. Программа будущего института составлена так, что за эти 6 классов дастся все, что можно дать, имея основой богословие, по самым разнообразным вопросам жизни» (Журнал «Церковь»).
Архиепископ Иоанн (Картушин) в одном из воззваний писал: «Цель этого высшего в старообрядчесвте духовно-просветительского учреждения – воспитывать для старообрядческих училищ стойких в вере учителей и законоучителей, нравственно безукоризненных, искренне преданных заветам Святой Церкви, свособных на духовное и просветительское служение старообрядчеству».
Торжественное открытие Старообрядческого учительско-богословного института состоялось 10 сентября 1912 г. в Николо-Ямском тупике здания МСОКР (Московская старообрядческая община Рогожского кладбища). Молебен и водосвятие возглавил архиепископ Московский и всея Руси Иоанн в сослужении епископа Рязанского и Егорьевского Александра. В журнале «Церковь» за 1912 г. публиковалась обращение владыки Иоанна к заведущему институтом А. С. Рыбакову:
«На вас с надеждой смотрит не только Москва, но и вся старообрядческая Русь. От того, каков будет институт, зависит вопрос и о самом образовании в старообрядчестве. Будет удачен пример — еще откроются институты, не будет удачен — старообрядчество оставит мысль о высших старообрядческих школах»
В первый класс было зачислено порядка 30 учеников из крестьянских сословия, мещанских и казачьих семей. Среди учеников не было москвичей, зато поступили абитуриенты из Северного Кавказа, Кубани, Сибири, Урала, Дона. В процессе обучения упор делался на самостоятельную подготовку, также ученики получали практические навыки по столярному и слесарному делу. Преподавательский состав не получалось набрать исключительно из старообрядцев Белокриницкого согласия, потому приглашались «иноверцы».
О. Иоанн Севастьянов в своей статье «Деятельность Московского старообрядческого института» публикует учебный план за 1908/1909 учебный год:
Предметы\классы | 1 класс | 2 класс | 3 класс |
Закон Божий | 2 часа | 2 часа | 2 часа |
Педагогика и дидактика | 2 | 2 | |
История педагогики | 1 | ||
Русский и цер.-слав. языки | 5 | 5 | 2 |
Арифметика и алгебра | 5 | 4 | 1 |
Геометрия | 2 | 2 | |
Тригонометрия | 1 | ||
Методика арифметики | 1 | ||
История | 3 | 2 | 2 |
География | 2 | 2 | |
Естественная история | 4 | 3 | 1 |
Физика | 2 | 2 | |
Черчение, рисование | 5 | 4 | 2 |
Школьная гигиена | 1 | ||
Пение | 2 | 2 | 2 |
Гимнастика | 2 | 2 | 1 |
Итого | 32 | 31 | 21 |
Предметы\ классы | 1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | 5 кл. | 6 кл. |
Догматическое богословие | 4 | |||||
Нравственное богословие | 2 | |||||
Основное богословие | 2 | |||||
Сравнительное богословие | 1 | |||||
Церковное право | 3 | 3 | ||||
История старообрядчества | 4 | 2 | 2 | |||
История Св. Писания | 6 | 6 | ||||
История Восточной, Западной и Русской Церкви | 4 | 4 | ||||
Катехизис | 1 | |||||
Богослужение | 2 | |||||
География | 3 | 2 | 2 | 2 | ||
Русский язык | 6 | 6 | 4 | 4 | ||
Славянский язык | 2 | 2 | ||||
Арифметика | 4 | |||||
Алгебра | 3 | 3 | 1 | |||
Геометрия | 3 | 3 | 2 | |||
Русская и всеобщая история | 3 | 3 | 4 | 2 | ||
Физика | 3 | 3 | ||||
Природоведение | 3 | 3 | ||||
Логика, психология | 3 | |||||
Введение в философию | 1 | 2 | ||||
Педагогика | 12 | 9 | ||||
Гигиена | 1 | |||||
Греческий язык | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 |
Немецкий язык | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Рисование | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 |
Пение | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 |
Итого | 34 | 34 | 31 | 29 | 33 | 32 |
На страницах журнала «Церковь» неоднократно публиковал свое видение обучения в институте его директор А. С. Рыбаков, в одном из которых писал:
«Воспитывая учеников на святоотеческих образцах, руководители института воспитательный метод проводят и в общеобразовательных предметах. Ученик приучается к тому, чтобы знания, выносимые из института, он мог применить и в жизни […]. Руководители хотели бы, чтобы, выходя из института, он был и земледелец, и огородник, и садовник, плотник, столяр и маляр, и в то же время — учитель, воспитатель молодого поколения, чтобы он был самостоятельным, настойчивым и деятельным […]. Старообрядческий институт должен развить в своем воспитаннике необходимую самостоятельность, должен приучить его к нравственному и физическому труду […]. Мы решили поставить в основу изучения не учебник, а самостоятельные работы учащихся. Учебник изучается, но в классе не рассказывается. Преподаватель контролирует работу ученика, но не после каждого урока, а после прохождения какого-либо определенного отдела. Главную работу учащихся мы перенесли на рефераты. Над выбранной темой ученик работает 1-2 недели, прочитывает ряд книг и результаты своей работы излагает устно в классе. То, о чем рассказывает ученик в классе, остальными учениками еще не изучалось, они знают учебник, но излагающий реферат прочитывает еще и ряд книг. Процесс изложения проходит за кафедрой, что приучает говорить при слушателях»
В связи с развитием института и ростом количества обучающихся, появилась проблема с нехваткой помещений. Была образована строительная комиссия для сооружения нового здания для института, в состав которой вошли Г. М. Кузнецов (председатель), С.П.Рябушинский, Т.С. Морозов и другие почетные старообрядцы. Комиссия решила к весне 1914 г. построить новый учебный корпус института и общежитие на 100 мест.
Начавшаяся война с Германией подвинула сроки окончания строительства. Также на Освященном Соборе 1915 г. архиепископ Иоанн вынес вопрос о материальной поддержкой института. Несмотря на многочисленные трудности, 28 сентября Старообрядческий институт все-таки переехал в новое здание.
Однако переезд не решил всех проблем, поскольку обострились финансовые трудности обеспечения образовательного учреждения. В итоге Попечительский Совет не смог открыть в 1916 г. 5 класс и набор на обучение в 1 класс. После понижения статуса институт приравнивался к заведениям 1-го разряда и мог выпускать только учителей начальной школы, давая возможность доступа в высшие учебные заведения. Также в этом году произошла смена директора на К.Н. Швецова. При этом вначале 1917 г. в четырех классах института обучалось порядка 90 учеников, большинство из которых были с окраин Российской империи.
Новый директор К.Н. Швецов пытался включить институт в государственную систему образования, при котором старообрядческое образовательное учреждение становилось средним учебным заведением с возможностью самостоятельной выдачи, при успешном окончании, диплома «народного учителя». Такое ходатайство поддержал Попечительский совет МСОРК и оно было передано в Министерство народного просвещения.
Во многом из-за трагической для старообрядчества Октябрьской революции 1917 г. Старообрядческий богословско-учительский институт осенью 1918 г. был закрыт. Помещение было приватизировано Советской властью.
В 2017 г. из здания выехала общеобразовательная школа, помещение было передано Русской Православной Старообрядческой Церкви. На заседании Совета Митрополии 14-15 мая 2019 г. было принято решение о возрождении московского старообрядческого института.
В наши дни силами Министерства Культуры РФ происходит реставрация здания института.