Отражение нравственно-религиозной проблематики в русской литературе

Главная Публикации Наука и вера Отражение нравственно-религиозной проблематики в русской литературе

Темы публикаций

Отражение нравственно-религиозной проблематики в русской литературе

В современном обществе происходит утрата ценностных ориентиров, традиционных общечеловеческих ценностей, действуют двойные стандарты морали. Зло маскируется под добро, этические понятия в реальных человеческих отношениях и в социуме не действуют. В этой связи возрос неподдельный интерес к осмыслению нравственно-религиозной и духовно-философской проблематики в русской литературе. Проблемы, поднимаемые в произведениях русских поэтов и писателей, не потеряли своей актуальности и приобретают особое значение в нынешней кризисной ситуации.

Отражение нравственно-религиозной проблематики в русской литературе

Наиболее ярко нравственно-психологическая тема проявляется в цикле пьес «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина. В основе цикла находится анализ внутреннего мира человека, человеческих страстей.

«Маленькие трагедии», созданные А.С. Пушкиным в период Болдинской осени 1830 г., занимают особое место в творчестве великого русского поэта. «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина представляют собой драматургический цикл, в котором проводится анализ определенной системы страстей человеческих. В остросюжетных ситуациях с предельной глубиной раскрывается человеческая душа, поверженная какой-либо страстью или пороком.
«Маленькие трагедии» — уникальная серия коротких пьес, концентрирующих в себе массу ценностно-жизненных смыслов. В драматической форме автор отразил свои наблюдения в сфере человеческой психологии. В качестве основной особенности «Маленьких трагедий» исследователи отмечают «установку на психологизм» ; «драмы Пушкина — драмы психологического характера» .

«Маленькие трагедии» объединены идеей порочности индивидуалистических страстей. В цикле «речь идет о предельных возможностях личности, о цене человека в человеческом обществе» ; «каждая из маленьких трагедий — это утверждение себя личностью — в деньгах, в искусстве, в любви, и в каждой из трагедий опровержение личности, встречающей, в конце концов, последнее препятствие — смерть» .

В каждой пьесе автор анализирует одну какую-либо страсть. Цикл открывается пьесой «Скупой рыцарь». Действия происходят в эпоху средневекового рыцарства. Основной темой выступает психологический анализ души человека, человеческих страстей. Эта трагическая история повествует о нравственном упадке, моральной деградации личности. Скупость, страсть к приобретению, собиранию и накоплению денег, исказили сознание барона Филиппа.

Центральная сюжетная линия состоит в конфликте отца и сына. Альбер — храбрый рыцарь, добродушный человек —осуждает страсть отца. Барон считает сына, наследника накопленного богатства, своим злейшим врагом, поскольку думает, что после его смерти Альбер растратит все собранное богатство. Барон ненавидит сына и хочет его смерти.

Мы видим, что страсть к наживе, жадность барона оказывается губительной и для сына, искажая его характер. У Альбера возникает ненависть к отцу, потому что из-за его скупости он живет в нищете. Альбер не чувствует ни какого сочувствия по отношению к своему отцу и ждет его смерти. В конце пьесы следует трагическая развязка — отец вызывает сына на дуэль, а сын с радостной готовностью поднимает брошенную ему перчатку.

В основе другой пьесы «Моцарт и Сальери» лежит осмысление такой страсти, как зависть, которая выступает антиподом вдохновения, противоположностью любви, и носит разрушительный характер. Сальери завидует Моцарту, его творческой гениальности. Зависть, появившаяся из желания иметь дар гения — ключевой мотив трагедии. Зависть подчинила себе всю жизнь Сальери. Он лишен внутренней свободы, опустошен, подвержен всепоглощающей страсти. Сальери присуща одержимость Моцартом, граничащая с безумием.

Следующая пьеса «Каменный гость» повествует о трагедии любовной страсти. В «Каменном госте» точно отражены атмосфера и колорит Испании периода Возрождения. С одной стороны — романтика, серенады и любовь, с другой — террор, фанатизм, средневековые религиозные запреты, инквизиция. Главный герой Дон Гуан, как обладатель безудержного стремления к удовольствиям, бросает смелый вызов старым общественным порядкам.

Дон Гуан — олицетворение поверхностного представления о любви. Ему не свойственна подлинная любовь, в нем преобладает жажда «побед», чувственных наслаждений, безнравственных развлечений. Легкомысленность, безответственность, аморальность — основные черты образа главного героя. На его душе даже убийство человека. Затем, встретившись с Донной Анной, Дон Гуан меняется, становится пленником настоящей, глубокой любовной страсти. Высота любовного чувства соединена с трагизмом: любовь несет смерть. Здесь предвосхищена тема «Пира во время чумы». Главный герой — грешный человек умирает, неся наказание за свои безудержные страсти и пороки.

В завершающей цикл пьесе «Пир во время чумы» иллюстрируется страсть к наслаждению жизнью, что в итоге трагично и губительно. Трагизм пьесы заключается в том, что Председатель хотя и совершает героические поступки, но при этом ему не присуща жертвенность ради людей. Священник, обладая гуманной самоотверженностью, тем не менее, не приемлет личной духовной отваги простых людей и противопоставляет ей авторитет религии. Герои произведения «Пир во время чумы» — жертвы соблазнов, искушений своего века и своих страстей. Автор взывает к нравственной ответственности человека за свои действия.

Последние месяцы жизни А.С. Пушкина отмечены глубокими духовными исканиями, творческим подъемом. В последний творческий период не только произошли коренные изменения внутри художественной системы, но и обозначились новые направления в решении поэтом философско-этических проблем. Последний год жизни А.С. Пушкина стал важнейшим этапом в контексте взаимоотношений с миром и с самим собой.

«Каменноостровский цикл» А.С. Пушкина посвящен проблемам смысла жизни, положения человека в мире, его внутренней духовной свободы, смерти и бессмертия. В отличие от ранней лирики, позднее творчество поэта наполнено глубочайшим духовно-религиозным смыслом.

В «Каменноостровском цикле» стихотворений была сформулирована новая нравственная позиция, отражающая другое осмысление проблем творческой судьбы и личной, внутренней жизни личности. В основе стихотворений, созданных на Каменном острове, лежат размышления о духовной свободе человека, о множестве преград, стоящих на его пути, о суете мирского бытия. «Каменноостровский цикл» — итог творческого и духовного пути поэта.

В стихотворении цикла «Отцы пустынники и жены непорочны» поэт практически полностью воспроизвел молитву преподобного Ефрема Сирина, которая читается в дни Страстной недели. «Отцы пустынники и жены непорочны» открывает Пасхальный цикл и задает покаянный тон всему циклу стихов.

Стихотворение «Подражание итальянскому» приводит к воспоминанию и переживанию Страстной седмицы — последних дней земной жизни Христа, предательства Его Иудой, которое приводит его к самоубийству. Сатана «лобзанием насквозь прожигает уста» Иуды. «Подражание итальянскому» демонстрирует попытку адской власти извратить Божественный план. Однако поцелуй Сатаны не награда, а наказание, данное Иуде, согласно замыслу Бога.
В стихотворении А.С. Пушкин противопоставляет два мира, Божественный и сатанинский. «Фразы, слова, морфемы синхронно принадлежат как бы двум сферам. Словосочетания «предатель ученик», «труп живой», «проклятый владыка», «лобзанием прожег» несут в себе свое собственное отрицание. Применение слов в извращенном контексте истребляет их священное значение, образовывая ощущение гротеска» .

«Подражание итальянскому» — это религиозно-философское осмысление природы зла, соотношения добра и зла. «Разлад, который Сатана попытался внести в Божественный строй, был только временным. Обнажив внутренний механизм сатанинской субверсии, стихотворение Пушкина утверждает первичность высшей власти, заключительное слово стихотворения об Иуде — «Христос». Отступничество увенчалось теодицеей» .

В стихотворении «Мирская власть» А.С. Пушкин суммирует два тематических и стилевых направления: светское и религиозное. В основе лежит евангельское событие распятия Исуса Христа. «Мирская власть» акцентирует тематику отношения человека к власти.
«Мирская власть» воспроизводит события, связанные с распятием и крестной смертью Христа, в пятницу пополудни. Христос является центральным образом произведения. В самом начале присутствует «животворящее древо» — крест. Здесь показано, что Христа предает мирская власть. А.С. Пушкин драматизирует конфликт между земной властью и небесной (Божественной). В произведении Царствие Божие остается неуязвимым. Следует отметить, что слова поэта о солдатах, стоящих на часах у плащаницы, явились пророческими. Они свидетельствуют об обстоятельствах его похорон, во время которых, согласно приказу, присутствовали военные.

Данное стихотворение замыкает ряд стихотворений, связанных с темой Пасхи Христовой. Здесь отрывается новый Пушкин, который постиг Божий замысел и определил свое место в нем.
Следует отметить, что существует внутренняя связь стихотворения «Мирская власть» со следующим стихом А.С. Пушкина «Когда за городом, задумчив, я брожу» (с учетом противостояния двух образов)

В стихотворении «Когда за городом, задумчив я брожу» А.С. Пушкин выразил свое отношение к роскоши и столичной жизни. Произведение можно разделить на две части: в первой части говорится о столичном кладбище (кладбище Санкт-Петербурга), во второй — о сельском кладбище. В контексте перехода от одной части к другой изменяется настрой автора. В основе стихотворения лежит конфликт между городским и деревенским, материальным и духовным, смерть и бессмертием, разрушением и вечностью.
Логично завершает каменноостровский лирический цикл известнейшее стихотворение А.С. Пушкина «Я памятник воздвиг себе нерукотворный». Как уже говорилось выше, «Памятник» считается седьмым номером цикла, хотя и не был пронумерован А.С. Пушкиным. По утверждению ряда исследователей, это стихотворение венчает комплекс идей Страстной седмицы, итогом которой является Воскресение Христово.

Итак, в последнем стихотворном «каменноостровском цикле» А.С. Пушкина выражены идеи нравственного самосовершенствования, абсолютной духовной свободы, показан серьезный религиозный настрой поэта. Каменноостровский цикл А.С. Пушкина посвящен проблемам смысла жизни, положения человека в мире, его внутренней духовной свободы, смерти и бессмертия. В отличие от ранней лирики, позднее творчество поэта наполнено глубочайшим духовно-религиозным смыслом, что говорит о его ценностно-смысловой переориентации. В «каменноостровском цикле» А.С. Пушкин продемонстрировал, что христианство, в его понимании, совершило величайший духовный и политический переворот в мировой истории.

Огромный интерес представляют вопросы, связанные с осмыслением духовно-нравственных и религиозных проблем в творчестве М.Ю. Лермонтова. В творческом наследии поэта имеет глубокое воплощение тема души и ее спасения.

По мнению известного русского историка В.О. Ключевского, «Поэзия Лермонтова на последней ступени своего развития близко подошла национально-религиозному настроению, и его грусть становилась художественным выражением того стиха молитвы, который служит формулой русского религиозного настроения: да будет воля Твоя. Никакой христианский народ своим бытом, всею своею историей не прочувствовал этого стиха так глубоко, как русский, и ни один русский поэт доселе не был так способен глубоко проникнуться этим народным чувством и дать ему художественное выражение, как Лермонтов» .

По выражению А.Ф. Лосева, русская художественная литература, ярким представителем которой является М.Ю. Лермонтов, вела постоянную работу над самыми значительными, вечными проблемами человеческого духа.

В.В. Розанов писал о Лермонтове: «Он знал тайну выхода из природы — в Бога, из ,,стихий” — к небу; т. е. этот 27-летний юноша имел ключ той ,,гармонии”, о которой вечно и смутно говорил Достоевский» .
П.А. Флоренский в своих рассуждениях отмечал, что «райский аспект» взаимоотношения человека с Богом, «мелькал в первоначальных замыслах Лермонтова».

Русский поэт Михаил Лермонтов рассматривал душу человека как «некий особый мир, своеобразную реальность, которая в своей глубине связана с космическим и божественным бытием», — пишет С.Л. Франк.

И.Н. Ильин отметил: «Русская поэзия вместила в себя глубочайшие идеи русской религиозности и русской философии; и сама стала органом национального самосознания» . Свое земное предназначение Лермонтов реализовывал в единстве скорби и духовного прозрения, страдания и радостей .

В мировоззренческой картине поэта душа выступает центром психической и эмоциональной жизни человека. В произведении Лермонтова «Любовь мертвеца» душа противопоставляется смерти; она существует вне времени. Мировоззренческая модель Лермонтова раскрывается посредством взаимодействия образа души и экзистенциональной категории «вечность». Душа всегда сохраняет память о вечности, что показывает их единство. Так, известный философ Д.С. Мережковский, анализируя проблему души у Лермонтова, отмечает: «Душа поэта обладает острейшей памятью о вечности» .

Проблема взаимодействия души и вечности представлена в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Ангел». Стихотворение пронизано музыкой, мелодичностью, и вследствие этого душа и все существующее в мире слушают святую песнь, хвалебную песню ангелов. В «Ангеле» Лермонтов создал «космос» человеческой души, которая сопричастна Божественной истине. «В поэтике Лермонтова доминирует свет и звук, мир важнее слышать, чем видеть, необходимо воспринимать голос неземных сфер, слышать голос Бога, говорить с Ним. Высшее постижение мира датируется через свет и звук» .

Внимая ангельскому пению, душа радуется, уподобляясь при этом ангелам. В.И. Коровин отмечает, что в стихотворении Лермонтова «Ангел» образ рая противопоставляется образу «мира печали и слёз» .
В стихотворении ангельское пение и оставшийся от него звук слышатся в одно и то же время. Доземное бытие души как будто сопровождает прижизненное томление души. Данное произведение есть «пример литературного воплощения пространственно-временной перспективы… дальнее и краткое (ангельский полет и пение) дано крупно и подробно, целой картиной, а ближнее и длительное (долгое земное томление души) увидено как в перевернутый бинокль» . В «Ангеле» «нет ни вопля отчаяния, ни гордого сатанинского протеста, ни бешеного чувства ненависти или холодности к людям, которыми он прикрывает глубоко любящее сердце свое» .

В лирике Лермонтова доминируют полярные начала внутреннего состояния человека, такие антиподы как Ангел и Демон, представляющие противоборствующие силы. Поэт создает триаду — ангел-человек-демон и показывает, что в душе человеке могут столкнуться священное начало с безнравственностью. Душа зависима от демонических внушений. Поэзия М.Ю. Лермонтова — это борьба небесных и земных стремлений души человека.

Тема спасения души находит свое яркое воплощение в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». «Мцыри» — «это поэма о смысле бытия, об истинных ценностях человеческой жизни» .
Согласно христианским представлениям, сущность человеческой души — образ Бога. Собственно задаче обнаружения образа Божия и спасения в Боге подчиняется сюжетная мотивация поступков героя поэмы.

«Образ Мцыри сложен — это и бунтовщик, и чужестранец, и беглец, и ,,естественный человек”, и жаждущий познания сирота, мечтающий о доме, и юноша, вступающий в пору столкновений и конфликтов с миром». Страсти ведут героя по неправильному пути, по дороге греха, но у него есть свобода воли пойти по грешному пути или встать на истинный путь. Через душевные и телесные страдания герой идет к смирению и богопознанию.

Сотериологическая проблематика широко актуализируется в поэме. Герой Лермонтова хотя и устремлен к познанию Бога, но стихийный поиск физической свободы не дает ему постичь свободу духовную. В конце поэмы автор демонстрирует акт христианского смирения в предсмертной исповеди своего героя. «Мцыри исцеляется и вступает в новую область жизни — мистическую по преимуществу, и она обозначена образом опытного христианина, «пересказывающего» свою юношескую исповедь и передающего все тонкости смертельно опасной духовной борьбы» . Герой получает спасение в Боге: «в конце исповеди Мцыри смиряется и, следовательно, духовно исцеляется» .
В другой поэме М.Ю. Лермонтова «Демон» также содержится мотив покаянного обращения к Богу в поиске спасения души. Главные содержательные линии — раскаяние и спасение. В целом, путь спасения души лермонтовских героев неизбежно связан с тяжелейшими процессами внутренней борьбы, стремлением к богообщению. Поэт, изобразив сложный путь богопознания героев, показал трудности духовной борьбы на пути к спасению в Боге.

Религиозные мотивы ярко отражены в творчестве русского поэта С. Есенина. Есенин, живший в сложнейшую эпоху войн и революций, выразил духовную атмосферу того времени. Он остается одним из наиболее востребованных в настоящее время поэтов. Поставленные поэтом проблемы актуальны и продолжают волновать современного человека. «Литературная личность Есенина — от ,,светлого инока” в клюевской скуфейке до ,,похабника и скандалиста” «Кабацкой Москвы» — глубоко литературна… эта личность, связанная с эмоцией, была достаточно убедительна для того, чтобы заслонить стихи, для того, чтобы вырасти в своеобразный внесловесный литературный факт»? — отмечает Ю. Тынянов.

В стихотворениях С. Есенина заложены традиции русской духовности, древнерусской книжности, христианской иконописи. В творчестве поэта актуализированы библейские мотивы. В своих произведениях С. Есенин передает свое душевное состояние, большой эмоциональный заряд, напряжение мыслей и чувств. Он исходит из народного идеала искусства, в основе которого — нравственные цели, проявляет внимание к вечным ценностям и проблемам человеческого бытия. Он особенно близок к элементам устного творчества, к народной лирике, в которой содержится естественная философия, определенная жизнью человека среди природы. «Вся поэтика Есенина имеет своей отправной точкой ту образную систему, которая лежит в основе русского фольклора» . В поэзии С. Есенина ярко отражена любовь к родной земле, сельскохозяйственному труду.
Русский сельский космос, очеловечивание и одомашнивание природы, соизмерение божественного и природного, небесного и земного, христианско-языческая образность и фольклорно-песенные мотивы¬ — основные аспекты художественно-философского мира поэта в ранней лирике. Тема вины и совести, исповедальность и покаянные мотивы организуют неотъемлемый нравственно-философский подтекст творчества поэта, особенно в поздний период.

Сергей Есенин в своем творчестве воплотил идею о том, что русский народ обладает только ему свойственной индивидуальностью, раскрыл национальные культурные традиции, ментальные установки и самосознание нации, открыл миру душу своего народа. С. Есенин воплотил в своем наследии всю полноту национального характера. Творчество Сергея Есенина выступает «отражением некоего глубочайшего состояния русской души» .

В творчестве Сергея Есенина национальный характер проявляется в духовности, опирающейся на православную веру, выражающейся в соборном начале русского народа. Его наследие — «неотъемлемая часть нашего замечательного национального художественного наследства» . Поэт сумел «ярко передать ту или иную черту, ту или иную грань национального характера» , органично связанного своими корнями с крестьянской Россией.

Религиозно-философские мотивы остро отражены в поэтическом цикле Б.Л. Пастернака «Стихотворения Юрия Живаго». «Стихотворения Юрия Живаго» — поэтические произведения, завершающие роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго», написанные в период с 1946 по 1953 год. «Стихотворения Юрия Живаго» наполнены высоким духовно-художественным содержанием, глубокой мировоззренческой и философско-нравственной проблематикой. Данный цикл, отличающийся глубоким философско-нравственным содержанием, посвящен библейской истории, последним дням земной жизни Христа, спасшего мир, победив смерть воскресением.
Поэтический цикл открывает стихотворение «Гамлет», в основе которого заложена мысль о предопределенности судьбы человека. Образ Гамлета воплощает драму самоотречения, жертвенности, что роднит образ героя Шекспира с образом Христа.

Стихотворение «Зимняя ночь» предположительно является первым стихотворением Юрия Живаго. Замысел «Зимней ночи» совершается накануне праздника Рождества Христова. С горящей свечи начинается главное действие романа «Доктор Живаго». Свеча символизирует сказанное Спасителем в Нагорной проповеди: «…зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф. 5, 15).

В лирическом стихотворении «Сказка» житийный сюжет ассоциируются с иконическим образом Георгия Победоносца («Чудо Георгия о Змие»). В стихотворении «Гефсиманский сад» Б. Пастернаком описывается главное библейское событие — распятие и воскресение Христа. Изображена ночь накануне предательства. Чаша — символ мученичества, крестного пути, самопожертвования ради искупления человека и бессмертия.

Таким образом, следует заключить: в настоящее время, когда, с одной стороны, наблюдается кризис духовности, а с другой — начинается частичное возрождение традиционных ценностей, обращение к творческому наследию русских поэтов и писателей представляется особенно значимым. Поэзия А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С. Есенина представляет собой образец национального самосознания, охватывает философско-нравственные и религиозные проблемы. Лирика русских поэтов отмечена тенденциями к стремлению проникнуть в глубины духовных явлений, понять сущность человеческой души.

Литература

  1. Висковатов П.А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. М.: Современник, 1987.
  2. Давыдов С. Последний лирический цикл Пушкина (1836): Опыт реконструкции. — Русская литература, 1999. № 2.
  3. Ермаков И.Д. Психоанализ литературы: Пушкин. Гоголь. Достоевский. М., 1999.
  4. Ильин И.А. Одинокий художник. Статьи. Речи. Лекции. М., 1993.
  5. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993.
  6. Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1991.
  7. Коровин В.И. Лирический голос поколения // Лермонтов в школе: сб. статей. М.: Просвещение, 1976.
  8. Ломинадзе С.В. Поэтический мир Лермонтова. М.: Современник, 1985.
  9. Лосев А.Ф. Русская философия // Лосев А.Ф. Страсть к диалектике. М.: Советский писатель, 1990.
  10. Мамлеев Ю.В. Духовный смысл поэзии Есенина// Столетие Сергея Есенина: Международный симпозиум. Есенинский сборник. Вып. 111. М.: Наследие, 1997
  11. Маймин Е.А. О русском романтизме. — М.: Просвещение, 1975.
  12. Мережковский Д.С. Поэт сверхчеловечества // Мережковский Д.С. В тихом омуте: Статьи и исследования разных лет. — М., 1991.
  13. Москвичева Г.В. К проблеме жанра «маленьких трагедий» А. С. Пушкина // Болдинские чтения: К 70-летию Г.В. Краснова. Н. Новгород, 1991.
  14. Моторин А.В. Жребий Лермонтова // Христианство и русская литература: сб. 3. — СПб., 1999.
  15. Наумов Е.И. Сергей Есенин. Личность. Творчество. Эпоха. Л., 1973.
  16. Прокушев Ю. Сергей Есенин (Литературные заметки и публикация новых материалов)//Литературная Рязань. Литературно-художественный и публицистический альманах. Кн. первая. Рязань, Издание газеты «Сталинское знамя», 1955
  17. Розанов В.В. Вечно печальная дуэль // Михаил Лермонтов. Pro et contra. СПб.: РГХИ, 2002.
  18. Скрябина Т. Идеал личности в поэмах М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» и «Мцыри» // Литература. Приложение к газете «Первое сентября». — 2003. — № 35.
  19. Стадников Г.В. Лермонтов и Гете // Русская литература. 1999. № 3.
  20. Скатов Н.Н. Пушкин. Русский гений. Научно-художественная биография А.С. Пушкина. М., 1999.
  21. Тынянов Ю.Н. История литературы. Критика: избр. труды. СПб., Азбука-классика, 2001.
  22. Устюжанин Д.Л. Маленькие трагедии А.С. Пушкина. М., 1974.
  23. Флоренский П.А. Небесные знамения (размышления о символике цветов). — Сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 1996. Т. 2.
  24. Франк С.Л. Русское мировоззрение. СПб., 1996. С. 157.
  25. Шохин В.А. Поэт и мир (О творческой индивидуальности в советской поэзии)/ В.А. Шохин. — М., Л.: Наука [Ленигр. отд-ние], 1966.
Поделиться: