Русская Православная Старообрядческая Церковь

Главная Публикации Наука и вера Русская Православная Старообрядческая Церковь

Темы публикаций

Русская Православная Старообрядческая Церковь

Христианская святая, соборная и апостольская Церковь явилась на земле в I в. по Р.Х. в Палестине, бывшей тогда частью Римской империи. После Своего Воскресения Господь Исус Христос известил учеников о скором вознесении, заповедал им не унывать, но ждать и молиться, обещал, что пошлёт им силу Духа Святого. На 40-й день после Воскресения Он вознёсся к Своему Отцу. В 50-й день, «когда подходил к концу день Пятидесятницы, были они все вместе. И вдруг раздался с неба шум, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились, и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить разными языками, как Дух давал им вещать» (Деяния апостолов, 2, 1–4).

Русская Православная Старообрядческая Церковь

Так возникла христианская Церковь. Апостолы через возложение рук передали благодать Святого Духа своим ученикам — пресвитерам, которые передавали её далее и далее, вплоть до наших дней. Именно эта благодатная сила проявляется в Таинствах, совершаемых Духом Святым через священников и епископов. В наше время полноценное апостольское преемство, не искажённое догматически и нравственно, осталось только у православных христиан, именуемых старообрядцами.

Вначале Церковь была небольшой общиной. Она стала расширяться и связала в единую Вселенскую Церковь общины разных городов и стран. Христианство воплотило в себе ожидание всеми народами пришествия Спасителя, Богочеловека, соединившего Творца и наш мир, отпавший от Него. Вера Христова вышла за пределы Римской империи; апостолы и их преемники с проповедью дошли до Индии и Китая. Согласно преданию, апостол Андрей побывал на холмах будущего Киева и пророчествовал о великом христианском государстве, которое будет расположено на этих землях.

Несмотря на различие народов и культур, Церковь была единой. Управлялась она Собором апостолов, затем — Соборами епископов и всех верующих. Однако, как и предостерегал Сам Спаситель, вскоре стали проникать в Церковь корыстолюбивые обманщики, «волки в овечьей шкуре». Возникли ереси— губительные для души искажения Христовой веры.

Тогда, чтобы сформулировать догматы (неизменные основы вероучения) и дать отпор тем, кто «только по виду верные», христиане стали созывать Вселенские Соборы всего духовенства. Вселенские Соборы, водимые Духом Святым, и оформили основные положения христианства. На I и II Соборах (Никея, 325 г. и Константинополь, 381 г.) был составлен Символ Веры:

«Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя. Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Исуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, а не сотворена, единосущна Отцу, Им же вся быша. Нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы вочеловечшася. Распятаго за ны при Понтийстем Пилате, страдавша и погребена. И воскресшаго в третий день, по писаниих. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым. Его же царствию несть конца.

И в Духа Святаго, Господа истиннаго и животворящаго, иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. И во едину святую, соборную и апостольскую Церковь. Исповедую едино Крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвым. И жизни будущаго века. Аминь».

Символ Веры неизменен. Всякий, кто хоть слово изымет или добавит, отлучается от Церкви, которая есть настоящее Тело Христово. Изменив Символ Веры, отпали от полноты Истины римо-католики (XI в.) и новообрядцы-никониане в России (XVII в.).

С IV века христианство становится государственной религией Римской империи. Позже Римская империя распалась на Западную (Рим) и Восточную (Константинополь). А за политическим распадом пришёл и религиозный. Противоречия христиан Востока и Запада начались ещё в V–VI вв., когда западные христиане ввели в вероучение некоторые положения, которых не было в ранней апостольской Церкви: претензии римского патриарха на первенство надо всеми православными Церквами, добавления к Символу Веры, понятие непогрешимости римского папы, резкое разграничение между высшим духовенством и простыми мирянами, обязательное безбрачие духовенства. И в 1054 году произошёл Великий Раскол: Запад и Восток разорвали молитвенное общение и стали противниками навеки.

А в XVI в. от католиков откололись протестанты, которые пошли ещё дальше в отрицании Священного Предания и искажении христианского вероучения.

На Русь вера Христова пришла в 988 году, когда князь Владимир крестил Русское государство. Христианство очень быстро укоренилось на русской земле, потому что русские духовно созрели для того, чтобы стать народом Благодати, последним хранителем истинной Христовой веры, как писал митрополит Илларион Киевский (XI в.).

В XV веке православные греки заключили с католиками Флорентийскую унию (союз), подчинившись власти Римского папы и католическим догматам. На Руси это было воспринято как вероотступничество. Возникло представление о том, что Русь Православная — последний хранитель истинной Веры на земле, последняя преграда перед пришествием антихриста. Филофей Псковский (XVI в.) написал известные слова: Два Рима (Рим и Царьград) впали в ересь, Москва — Третий Рим, четвёртого не будет. То есть, когда на Руси иссякнет благочестие и правоверие, наступит конец света. Эти слова навсегда стали частью русского мировоззрения и употребляются до сих пор, зачастую лишённые смысла. Многие забывают, что Третий Рим не вселенская спесь, а духовная ответственность за весь мир. И проявляться эта ответственность должна в крепости и чистоте веры каждого русского, в постоянной молитве и посте, в проповеди и добродетели.

С XVI в. на Руси начинается вероотступнический процесс. Царь Иоанн Грозный попытался подчинить Церковь Христову своей власти, даже убил святого митрополита Филиппа Московского. Конец Третьего Рима пришёлся на XVII век, когда царь Алексий Тишайший и патриарх Никон решили привести русское православное вероучение и богослужение в соответствие с окатоличенными греческими образцами, чтобы в перспективе распространить свою власть на народы бывшей Византии. Однако русские христиане были убеждены, что греки (а за ними и все народы бывшей православной Византии) повредились в вере, и равнение на них для Русской Церкви означает богоотступничество.

Реформы 1653–1667 гг. обрушились на древлее православие, извращая основы православного вероучения, ревностно хранимого на Руси. Реформаторы исказили чины и догматы, отреклись от апостольского двуперстного крестного знамения, внесли изменение (подобно католикам) в Символ Веры, исковеркали многое в Священном Предании, отменили соборное управление Церковью, ввели элементы католического богослужения. Хотя Никон стремился по католическому образцу подчинить себе государство, царь Алексий Михайлович сместил Никона и установил царское господство над новой церковью — никонианской, имеющей с Истинной Древлеправославной (старообрядческой) Церковью лишь внешнее сходство и общие корни. Спасительная благодать никонианской церковью утеряна.

Как и в Европе того времени, государь превратил церковь в идеологическую службу государственной машины. Новообрядческая-никонианская церковь лишилась самостоятельности, соборности, а царь Пётр Алексеевич довершил процесс обмирщения России, превратив официальную Церковь в министерство, «ведомство православного исповедания» (со светским чиновником во главе), запретив избирать патриарха, заставив пополнять казну и строить государственные мануфактуры и обеспечивать идеологическую обработку масс (через специально отцензурированные сборники проповедей). При Петре I синодальная Церковь стала частью государственного механизма, в этом качестве она остаётся и по сей день.

Истинных православных христиан при Расколе назвали старообрядцами, раскольниками и обвинили в измене государству. Их пытали и убивали не просто как еретиков, а как государственных преступников. Лидеры староверия — епископ Павел Коломенский, протопоп Аввакум, дьякон Феодор и прочие — не восстанавливали народ против власти, но указывали, что новосозданная государственная Церковь лишена Божественной благодати, что Третий Рим пал, близок приход антихриста. Староверы призывали никонианскую Церковь раскаяться, вернуться к апостольской традиции, государя — прекратить поддерживать такую Церковь.

Истинная православная Церковь — старообрядческая, хранящая полноту и чистоту апостольской веры в современном падшем мире. Все остальные Церкви и религиозные течения — либо ереси, отколовшиеся от православия, либо антихристианские движения. Единственная возможность спасения — только в древлеправославной Церкви, через искреннюю веру во Христа.

От притеснений и казней хранители древнего благочестия бежали на малоосвоенные территории Севера, Сибири, Дальнего Востока, Аляски. При Петре I, которого многие православные за агрессивное уничтожение правоверия считали Антихристом, началась старообрядческая эмиграция в Европу и Турцию.

С Алексия Тишайшего и Петра I Россия стала стремительно европеизироваться, всё дальше уходя безбожными тропами Запада от Истины. Настоящая Русь осталась в древлеправославии.

Были раздоры и в Старой Вере. Многие исказили вероучение, превратившись в беспоповцев, учащих, что конец света уже наступил, что антихрист уже воцарился, что истинного священства более нет.

300 лет власть крайне жестоко преследовала староверов. Их сжигали в срубах, вырывали им языки и отрубали руки, чтобы воспрепятствовать молитве и проповеди. Только в 1905 году староверам дали свободу слова и молитвенных собраний. Началось массовое храмостроительство, книгопечатание, возвращение из-за границы целых родов. Начался и подъём экономики России, поскольку старообрядцы проявили себя талантливыми и честными тружениками и организаторами. К 1917 году примерно 1/3 всего российского капитала принадлежала старообрядцам.

Советская власть пыталась подчинить Церковь коммунистической идеологии. Но староверы отказывались сотрудничать с атеистической властью, продолжали тайно молиться и проповедовать, подвергаясь опасности тюрьмы или расстрела по обвинению в «контрреволюционной деятельности».

После развала СССР, с 1991 года, началось возрождение Старой Веры в России. Вновь строятся храмы, издаются новые и старые книги. В Церковь приходит всё больше и больше новообращённых христиан из среды неверующих, из других религий. Однако нельзя однозначно сказать, что вера возрождается, потому что российский народ заражен жаждой плотских и эмоциональных удовольствий, обездуховлен под натиском западного глобалистического безбожия, пропагандируемого через СМИ. Сложно говорить о самоотречении, смирении, самопожертвовании и единении с Христом в эпоху телевидения и интернета, манипулирующих человеком и приучающих жить ради наслаждений и во имя самого себя.

 

Основные положения древлеправославия

  • Вера в Единого Бога. Бог проявляет себя в Трёх Лицах (Святая Троица): Бог Отец (Творец), Бог Сын (Который соединяет земной мир с Отцом), Бог Дух Святой (жизнеутверждающее Начало). Других богов не существует. Единственный посредник между Богом и человеком — Богочеловек Исус Христос, в котором воплотилась вторая ипостась Святой Троицы — Бог Сын.
  • Мир сотворён более 7000 лет назад Всесильным Господом за 6 дней. На Шестой день из праха земного создан человек.
  • Все люди планеты — потомки Адама и Еввы. Прародители жили в райском саду, были бессмертны и не подвержены болезням, как и все живые существа того мира. Адам и Евва лично беседовали с Господом, это была истинная, полноценная жизнь. Но прародители совершили грех богоотступничества, нарушив единственный Божий запрет — на вкушение плода от дерева познания добра и зла. Грех прародителей изменил природу человека и остального живого мира. Появились смерть, болезнь, боль, тление… И после смерти тела душа человека, как бы он ни был праведен, не могла попасть в Царство Небесное, соединиться с Господом.
  • Чтобы уничтожить первородный грех, Творец послал Сына Своего Единородного, Который воплотился в человеческом теле, став Богочеловеком Исусом Христом. Спаситель Своей крестной Смертью и Воскресением уничтожил грех прародителей и даровал каждому верующему в Него, члену Его Тела (Церкви), возможность спасения — вечной жизни в раю, с Богом.
  • Человек двойственен: обладает смертным телом и бессмертной душой. Тело и душа враждуют: «Плоть желает противного Духу, а Дух противного плоти» (Посл. к Галатам, 5, 17). Тело стремится к удовлетворению физических и эмоциональных потребностей, душа жаждет единения с Тем, Кто сотворил человека, ибо человек — «образ и подобие Бога» (Бытие, 1, 26).
  • После смерти тела душа каждого идёт на суд к Господу, Который определяет души верных и праведников — в Царство Своё, души грешников— в ад. Истинная жизнь начинается только после смерти физического тела. Земная жизнь лишь подготовка к истинной жизни, экзамен.
  • Христиане не признают перевоплощения душ в иные тела, зависания в «ином измерении» («духи предков», «привидения»), чистилища.
  • Мировая история имеет начало (сотворение Адама) и конец (Второе пришествие Христово). Тогда Спаситель придёт в Своей Божественной славе, уничтожит все мировые силы зла и смерти. Он совершит Страшный Суд, на котором в воскресших телах предстанут все люди от Адама до последнего человека на земле. Души нераскаявшихся грешников попадут в ад навечно. Для праведников будет создан новый материальный мир без тления, разрушения и смерти — такой, каким он был до грехопадения Адама и Еввы. И конца тому миру не будет.
  • Но перед Вторым пришествием Спасителя будет страшный период всемирного царствования антихриста. Антихрист — это человек, который встанет во главе объединённого глобального государства и направит все мировые силы на борьбу с остатками Третьего Рима, последнего сообщества верных христиан. Современная мировая ситуация показывает близость прихода антихриста.
  • Источник христианского вероучения — Священное Предание Церкви — учение святых пророков и апостолов, которые передают людям открытое им Господом знание, также постановления Соборов, водимых Духом Святым, и душеполезные наставления святых людей, угодивших Богу своей верой и жизнью. Священное Предание частично передаваемо из уст в уста, частично записано.
  • Важнейшей частью Священного Предания является Священное Писание Ветхого и Нового Заветов (Библия). Центр Ветхого Завета — 10 заповедей:

— «Я Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.

— Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им: ибо Я Господь Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода ненавидящих Меня и творящий милостыню до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим Мои заповеди.

— Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

— Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай в них все дела твои, а день седьмой — суббота [покой. — К.М.] Господу, Богу твоему: не делай в день оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, <…>, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.

— Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

— Не убивай.

— Не прелюбодействуй.

— Не кради.

— Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

— Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего» (Исход 20, 11–17).

В Новом Завете даны Заповеди Блаженства, которые изрёк Господь Исус Христос в Нагорной проповеди:

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны скорбящие, ибо они будут утешены.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они будут насыщены.

Блаженны милостивые, ибо они будут помилованы.

Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога.

Блаженны миротворцы, ибо они будут названы сынами Божьими.

Блаженны гонимые за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и злословить, и лгать на вас из-за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо награда ваша велика на небесах: так гнали пророков, приходивших прежде вас» (Евангелие от Матфея, 5, 3–12).

 

Христианская жизнь

Настоящий христианин живёт Церковью и для Церкви. Он целостен: для него нет разделения на личную и внешнюю жизнь, он всегда старается поступать по заповедям. Есть определённые правила жизни христианина:

Вера, «твёрдое убеждение в том, на что мы надеемся, подтверждение того, чего мы не видим» (Посл. к Евреям, 11, 1). С веры во Христа начинается путь к Нему и преодоление человеком своей греховной сущности. Обладать истинной верой — значит видеть Господа в своей жизни более реальным, чем всё окружающее. Веру даёт Бог тому, кто её ищет, и тому, кто её достоин.

Надежда на небесное спасение милостью Христовой, на Его прощение и помощь.

Любовь. Особенно к своим ближним. Любовь супружеская, родительская, дружеская и иная — через самоотречение во имя любимого. «И если я раздам всё имение мое, и если предам тело мое на сожжение, но любви не имею, — нет мне никакой пользы» (1 Посл. к Коринфянам 13, 3). А надо всей земной любовью должна быть любовь к Господу.

Добродетель. «Вера без дел мертва» (Посл. Иакова, 2, 26). Необходимо делать добро любому человеку. Относиться к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе. «Какою мерою мерите, такой и вам отмерено будет» (Евангелие от Марка, 4, 24). Никогда не воздавать злом за зло.

Постоянная молитва, соборная (церковная, общинная) и личная. Как ежедневное совершение определённого молитвенного минимума (правила), так и непрестанное мысленное обращение к Господу на языке своего ума, своего сердца.

Соблюдение постов для усмирения плоти, подчинения её духу.

Целомудрие, трезвение, стремление к святости, боязнь греха и порока, уклонение от них всеми силами.

Постоянное изучение Св. Писания.

Проповедь Истинной Веры неверующим и еретикам. Проповедь словом, примером, деятельностью.

Регулярное приобщение к Таинствам — священнодействиям, соединяющим человека с Божественной благодатью.

 

Таинства

Причастие. Вкушение истинных Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина. Высшая святыня на земле — единение с Самим Спасителем!

Крещение. Духовное рождение в Церкви — Теле Христовом через троекратное погружение в воду во имя Святой Троицы. «Обязательство доброй совести пред Богом» (1 Посл. Петра, 3, 21).

Помазание миром, которое освятили ещё апостолы и через которое крещаемому передаются дары Духа Святого.

Исповедь. Откровение своих грехов Богу и отказ от них. Через священника Бог может простить истинно раскаявшемуся его грех.

Венчание. Освящение Духом Святым союза мужчины и женщины по образу духовного союза Спасителя с Его Церковью.

Соборование. Врачевание духовных и телесных недугов, а также оставление тех грехов, о которых человек забыл.

Священство. Посвящение епископом новых епископов, священников и дьяконов. Духовенство бывает женатым и монашествующим. Епископ — только из монашествующих.

Христианин осознает ответственность перед Богом не только за свою жизнь, за свои поступки, за своих детей, но заботится о спасении души родных, друзей, близких и вообще всех людей. Христианин стремится быть честным, трудолюбивым, отзывчивым, открытым. Он старается уничтожить всякую холодность человеческих отношений.

 

Наше упование

Наше упование — прожить со Христом честную и чистую жизнь, не посрамив Его имени и удостоившись после смерти Небесного Царства. А пока живы на земле — помочь ближним прийти ко Христу.

Единственная Истина — это Господь Исус Христос. И соединяет со Спасителем только искренняя вера и истинная Церковь, которая есть Тело Его. «Дом Его — мы, если сохраним твёрдыми до конца дерзновение и похвалу надежды» (Посл. к евреям, 3, 6).

Поделиться: