29 сентября на месте бывшей Успенской старообрядческой церкви на Громовском кладбище в Санкт-Петербурге установлен памятный деревянный осьмиконечный Крест.
Этот Крест имеет внушительную высоту — более пяти метров и призван обозначить место самой древней старообрядческой церкви на этом кладбище, построенной около 1850 года. Позднее церковь была перестроена, а в 1906 г. к ней пристроили звонницу. После реконструкции церковь имела вместимость около 150 человек.
Позднее, когда в 1915 г. вступил в строй новосозданный Покровский кафедральный собор, эта Успенская церковь стала использоваться по преимуществу для погребений и поминальных служб — как кладбищенская церковь. А в 1922 году была закрыта и вскоре разобрана.
В молебне и последующем подъеме Креста приняли участие иерей Геннадий Чунин (С.-Петербург), иерей Александр Маслов (Рязань), чтецы и певцы Покровской общины, среди которых была и одна из старых Громовских прихожан Л.А. Дмитриева. Она, будучи еще совсем юной, вместе со своим братом чтецом Борисом ходила на левый клирос Покровского собора и теперь является одной из немногих живых свидетелей былой славы и благолепия петербургского епархиального центра.
Громовское кладбище для Петербурга то же, что Рогожское для московских старообрядцев. Здесь всего за несколько лет совместным усердием архиереев, причта и попечителей был создан прекрасный епархиальный центр с богадельней, домами для причетников, пекарней, гостиницей, архиерейской кельей и, наконец, великолепным кафедральным собором.
После образования в 1901 году Петроградско-Тверской епархии ее возглавляли епископы:
преосвященный Виталий (Бажанов), первый епископ Петроградско-Тверской (1904–1906), похоронен на Громовском кладбище, могила сохранилась;
преосвященный Кирил, епископ Одесский и Балтовский и временно Петроградско-Тверской (1907–1910);
преосвященный Александр, епископ Рязанский и Егорьевский и временно Петроградско-Тверской (1910–1912);
преосвященный Геронтий (Лакомкин), епископ Петроградско-Тверской (1912–1932), после возвращения из заключения и ссылки — епископ Ярославско-Костромской (1943–1951).
Но истинной жемчужиной было и остается само кладбище. Это кладбище и до сих пор — после семидесяти лет вынужденного запустения — предстает удивительным памятником: его своеобразным украшением является благолепный пруд с проточной водой, неподалеку от него — архиерейский склеп, усыпальницы и мраморные надгробья именитых старообрядцев прошлых веков.
Ныне инициативная группа питерских старообрядцев ратует за восстановление Громовского кладбища, возвращение его в руки законных преемников — старообрядцев и, возможно, возрождение на этой территории еще одного старообрядческого прихода и воссоздание на месте старой Успенской церкви нового храма.
Установление Креста на месте Успенской церкви — первый шаг к воплощению этих чаяний.
Один Бог знает, чему из этих планов суждено сбыться. Но отрадно уже то, что не забыты добрые духовные традиции Громовского старообрядческого кладбища. И этот Крест — отрадный символ христианского возрождения — так важен, так уместен здесь — как залог нашей преемственности, нашей памяти, наших будущих духовных успехов!