Из Вереи в Боровск прошел 15-й крестный ход

Главная Новости Новости общин Из Вереи в Боровск прошел 15-й крестный ход

Новости по темам

Из Вереи в Боровск прошел 15-й крестный ход

23 сентября состоялся юбилейный, 15-й по счету, старообрядческий крестный ход из Вереи в Боровск. Это традиционное ежегодное шествие приурочено ко дню памяти святых исповедниц преподобномученицы Феодоры (боярыни Феодосии Морозовой) и ее соузниц Евдокии Урусовой, инокини Иустины и Марьи Даниловой, память которых Святая Церковь чтит 24 сентября. В этом году совпало много хорошего: даты крестного хода пришлись на выходные дни, и погода стояла по-настоящему летняя! В том числе и поэтому крестный ход оказался гораздо более многочисленным: в нем приняли участие более 150 человек.

Из Вереи в Боровск прошел 15-й крестный ход

Крестный ход отправляется из храма Покрова Пресвятыя Богородицы в Верее. Если кто не знает, верейский старообрядческий храм — старейшее сохранившееся доныне древлеправославное молитвенное здание на территории Московской области. Он был построен больше 200 лет назад, в 1814 году, вскоре после нашествия Наполеона. В начале XX века, после объявления в России вероисповедных свобод, на храме была поставлена глава с крестом и пристроена каменная колокольня. Более ста лет назад храм приобрел тот вид, который имеет и поныне. В настоящее время верейский Покровский храм является единственной старообрядческой церковью Московской области, которая не прекращала своей деятельности ни на один день в советский период. Как гласит предание, закрывать этот храм запретил сам «всесоюзный староста» М.И. Калинин, который был из старообрядческой семьи и к которому Верейская община обратилась за помощью в период гонений на церковь. В пользу этого предания говорит то, что в Верее перед Великой Отечественной войной были закрыты все церкви официального православного вероисповедания. То есть их закрыли, а старообрядческий храм почему-то нет. И был период, когда местные верующие новообрядцы стремились попасть к нам в храм.

В 8 утра в субботу, 23 сентября, отслужив заупокойную литию по владыке Зосиме (в этот день было 40 дней), паломники в преднесении креста, с хоругвями и иконами вышли из церкви и бодрым шагом отправились в сторону Боровска.  А пройти до вечера предстояло 33 километра. В этом году во главе крестного хода было как никогда много священников: Александр Мелентеев (Верея), Иоанн Михеев (Севастополь), Александр Ревякин (Тула), Антонин Яблонский (п. Кузьма, Удмуртия), Вадим Матяш (п. Бородулино, Пермский край), Димитрий Чунин (с. Сычевка, Смоленская обл.).

Из Вереи в Боровск прошел 15-й крестный ход

В пути паломники молились службу страдалицам за древлее благочестие. Весь маршрут крестного хода Верея–Боровск можно условно разделить на три этапа. Первый этап: от верейского Покровского храма по Боровской улице до деревни Устье, где заканчивается Верейский район, и крестный ход сворачивает с асфальтовой дороги. Это 14 километров. Второй этап: от деревни Устье через поле, через лес, через овраги и просеки, вдоль глубочайших, непонятно как сделанных в глухом лесу, по колено залитых водой автомобильных колей, где смогут пройти разве что вездеходы, по еле заметным лесным тропкам, где десятки опят гроздьями на каждом пеньке и муравейники чуть ли не в человеческий рост, сквозь буреломы и чащу, и так 7 километров до другой асфальтовой дороги, которая начинается в деревне Аграфенино. Третий этап: от Аграфенино до Боровска, до самой церкви Введения во храм Пресвятыя Богородицы на ул. Циолковского, 10. Последние 12 километров. Вот такой маршрут…

Из Вереи в Боровск прошел 15-й крестный ход

Тяжело ли его пройти? Разумеется, большинству верующих, да еще если есть опыт участия в таких мероприятиях, прямо скажем, не так уж и сложно. Тяжело пожилым, сердечникам, людям с избыточным весом, а также многодетным семьям. Например, на этот крестный ход приехал из Костромы известный старообрядец Михаил Терентьев с женой Натальей и всеми их шестью детьми включая самого маленького, которого весь крестный ход, в том числе переход по лесу, везли в коляске! И таких многодетных семей с колясками было несколько.

Из Вереи в Боровск прошел 15-й крестный ход

Каждый крестный ход приурочен к памятному дню. Смысл крестного хода Верея–Боровск — это выражение благоговения перед святыми преподобномученицей Феодорой (боярыней Морозовой) и ее соузницами, дань их памяти. 350 лет назад они не побоялись принять смерть во имя Господне и погибли ради спасения своих душ. Староверы свято чтят их духовный подвиг, и думы о страданиях, которые довелось претерпеть страстотерпицам, помогают преодолевать непростой путь крестного хода.

Разумеется, были по маршруту и привалы в заранее определенных местах, где «путь шествующих» угощали и теплым чаем, и вкусными пирогами, и даже сочными арбузами! Там же, на привалах, можно было пообщаться со священниками и услышать от них душеспасительные, ободряющие слова. Из всех привалов паломникам в этот раз больше всех запомнился, конечно, один: в глухом лесу, на кочках, покрытых мхом, рядом с мерцающим неподалеку болотом, после удивительного по красоте молебна прямо в чаще леса — именно так молились наши предки, уходя от гонений в глушь в послераскольные времена.

Из Вереи в Боровск прошел 15-й крестный ход

В какой-то момент руководители крестного хода вдруг неожиданно осознали, что свернули в лесу не на ту тропинку и заблудились. Когда это стало очевидным, то и раздался долгожданный возглас: «Привал!» Надо было тщательно все обдумать! Тем более что интернет, как и мобильная связь, в лесу отсутствовали, и геолокация не работала. Решили действовать так, как предписывает в таких случаях инструкция по выживанию: вернулись по своим же следам в исходную точку в лесу, а там уже сразу определили верный маршрут! Так что к 33 километрам в этом году можно смело добавить еще пяток.

Из Вереи в Боровск прошел 15-й крестный ход

Долго ли, коротко ли, но к семи вечера крестный ход был уже в Боровске, где паломников ждал ужин. Потом ночевка на турбазе, и с утра — божественная литургия в боровском Введенском храме, а затем малый крестный ход к часовне на месте кончины исповедниц преподобномученицы боярыни Феодоры Морозовой и ее сестры мученицы Евдокии Урусовой. И торжественный молебен на ступенях часовни в день их памяти. Не принявшие церковных реформ исповедницы были заточены в острог, а затем Феодору и Евдокию власти посадили в земляную яму в центре Боровска, где и уморили голодом. 11 сентября 1675 года по старому стилю от истощения скончалась Евдокия Урусова, а 1 ноября 1675 года умерла от голода Феодосия Прокопьевна (во иночестве Феодора) Морозова.

Из Вереи в Боровск прошел 15-й крестный ход

К малому крестному ходу присоединились практически все прихожане Введенского храма. Среди них была, в частности, Анна Осипова, дочь известного старообрядческого просветителя, историка и краеведа Виктора Ивановича Осипова, упокоившегося больше полугода тому назад. Анна Викторовна сообщила, что традиционная ежегодная XIV Международная научно-практическая конференция «Старообрядчество: история, культура, современность (Осиповские чтения)», организованная много лет назад ее отцом, в этом году, в отличие от прошлых лет, пройдет не в Москве, а в Боровске, с 24 по 26 ноября. Подготовка к конференции сейчас в разгаре, и верная дочь своего почившего отца Анна Осипова возглавляет ее оргкомитет. Через два месяца в Боровске ждут на эту конференцию всех желающих.

После вкусного обеда в местном кафе участников крестного хода пригласили в Боровский дом культуры на просмотр фильма «Агафья и Сонечка». Режиссер фильма — старообрядец Анатолий Бочкарев, продюсер — известный старообрядческий меценат Сергей Кондрашов. Фактически в фильме две героини: отшельница Агафья Лыкова, которая не нуждается в представлении, и болезная девочка Сонечка. А вот о чем этот фильм? Лучше вам посмотреть его самим, скоро он выйдет в широкий прокат.

По словам одного из главных организаторов крестного хода Верея–Боровск Олега Соколовского, все старообрядцы, кто приехал в этом году в Верею, очень благодарили за крестный ход и за то, какая забота была проявлена о паломниках. А показ фильма только улучшил двухдневную насыщенную программу, придав ей дополнительный культурный аспект. Логичным продолжением кинопоказа была поездка к памятнику протопопу Аввакуму. Напомним, что этот памятник был установлен в Боровске на средства мецената Сергея Сергеевича Кондрашова в 2020 году, в год 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума. Хотя памятник и установлен на улице под названием Коммунистическая, зато в живописном месте, в сквере «Боровск — город воинской доблести», рядом со старообрядческим Покровским кафедральным собором, который сейчас восстанавливается за счет государства.

После возложения цветов к памятнику и знакомства с Покровским храмом усталые путники на автобусах и машинах отправились домой. На этом двухдневное паломничество по Верейско-Боровской земле завершилось.

Поделиться: