23 сентября состоялся юбилейный, 15-й по счету, старообрядческий крестный ход из Вереи в Боровск. Это традиционное ежегодное шествие приурочено ко дню памяти святых исповедниц преподобномученицы Феодоры (боярыни Феодосии Морозовой) и ее соузниц Евдокии Урусовой, инокини Иустины и Марьи Даниловой, память которых Святая Церковь чтит 24 сентября. В этом году совпало много хорошего: даты крестного хода пришлись на выходные дни, и погода стояла по-настоящему летняя! В том числе и поэтому крестный ход оказался гораздо более многочисленным: в нем приняли участие более 150 человек.
Крестный ход отправляется из храма Покрова Пресвятыя Богородицы в Верее. Если кто не знает, верейский старообрядческий храм — старейшее сохранившееся доныне древлеправославное молитвенное здание на территории Московской области. Он был построен больше 200 лет назад, в 1814 году, вскоре после нашествия Наполеона. В начале XX века, после объявления в России вероисповедных свобод, на храме была поставлена глава с крестом и пристроена каменная колокольня. Более ста лет назад храм приобрел тот вид, который имеет и поныне. В настоящее время верейский Покровский храм является единственной старообрядческой церковью Московской области, которая не прекращала своей деятельности ни на один день в советский период. Как гласит предание, закрывать этот храм запретил сам «всесоюзный староста» М.И. Калинин, который был из старообрядческой семьи и к которому Верейская община обратилась за помощью в период гонений на церковь. В пользу этого предания говорит то, что в Верее перед Великой Отечественной войной были закрыты все церкви официального православного вероисповедания. То есть их закрыли, а старообрядческий храм почему-то нет. И был период, когда местные верующие новообрядцы стремились попасть к нам в храм.
В 8 утра в субботу, 23 сентября, отслужив заупокойную литию по владыке Зосиме (в этот день было 40 дней), паломники в преднесении креста, с хоругвями и иконами вышли из церкви и бодрым шагом отправились в сторону Боровска. А пройти до вечера предстояло 33 километра. В этом году во главе крестного хода было как никогда много священников: Александр Мелентеев (Верея), Иоанн Михеев (Севастополь), Александр Ревякин (Тула), Антонин Яблонский (п. Кузьма, Удмуртия), Вадим Матяш (п. Бородулино, Пермский край), Димитрий Чунин (с. Сычевка, Смоленская обл.).
В пути паломники молились службу страдалицам за древлее благочестие. Весь маршрут крестного хода Верея–Боровск можно условно разделить на три этапа. Первый этап: от верейского Покровского храма по Боровской улице до деревни Устье, где заканчивается Верейский район, и крестный ход сворачивает с асфальтовой дороги. Это 14 километров. Второй этап: от деревни Устье через поле, через лес, через овраги и просеки, вдоль глубочайших, непонятно как сделанных в глухом лесу, по колено залитых водой автомобильных колей, где смогут пройти разве что вездеходы, по еле заметным лесным тропкам, где десятки опят гроздьями на каждом пеньке и муравейники чуть ли не в человеческий рост, сквозь буреломы и чащу, и так 7 километров до другой асфальтовой дороги, которая начинается в деревне Аграфенино. Третий этап: от Аграфенино до Боровска, до самой церкви Введения во храм Пресвятыя Богородицы на ул. Циолковского, 10. Последние 12 километров. Вот такой маршрут…
Тяжело ли его пройти? Разумеется, большинству верующих, да еще если есть опыт участия в таких мероприятиях, прямо скажем, не так уж и сложно. Тяжело пожилым, сердечникам, людям с избыточным весом, а также многодетным семьям. Например, на этот крестный ход приехал из Костромы известный старообрядец Михаил Терентьев с женой Натальей и всеми их шестью детьми включая самого маленького, которого весь крестный ход, в том числе переход по лесу, везли в коляске! И таких многодетных семей с колясками было несколько.
Каждый крестный ход приурочен к памятному дню. Смысл крестного хода Верея–Боровск — это выражение благоговения перед святыми преподобномученицей Феодорой (боярыней Морозовой) и ее соузницами, дань их памяти. 350 лет назад они не побоялись принять смерть во имя Господне и погибли ради спасения своих душ. Староверы свято чтят их духовный подвиг, и думы о страданиях, которые довелось претерпеть страстотерпицам, помогают преодолевать непростой путь крестного хода.
Разумеется, были по маршруту и привалы в заранее определенных местах, где «путь шествующих» угощали и теплым чаем, и вкусными пирогами, и даже сочными арбузами! Там же, на привалах, можно было пообщаться со священниками и услышать от них душеспасительные, ободряющие слова. Из всех привалов паломникам в этот раз больше всех запомнился, конечно, один: в глухом лесу, на кочках, покрытых мхом, рядом с мерцающим неподалеку болотом, после удивительного по красоте молебна прямо в чаще леса — именно так молились наши предки, уходя от гонений в глушь в послераскольные времена.
В какой-то момент руководители крестного хода вдруг неожиданно осознали, что свернули в лесу не на ту тропинку и заблудились. Когда это стало очевидным, то и раздался долгожданный возглас: «Привал!» Надо было тщательно все обдумать! Тем более что интернет, как и мобильная связь, в лесу отсутствовали, и геолокация не работала. Решили действовать так, как предписывает в таких случаях инструкция по выживанию: вернулись по своим же следам в исходную точку в лесу, а там уже сразу определили верный маршрут! Так что к 33 километрам в этом году можно смело добавить еще пяток.
Долго ли, коротко ли, но к семи вечера крестный ход был уже в Боровске, где паломников ждал ужин. Потом ночевка на турбазе, и с утра — божественная литургия в боровском Введенском храме, а затем малый крестный ход к часовне на месте кончины исповедниц преподобномученицы боярыни Феодоры Морозовой и ее сестры мученицы Евдокии Урусовой. И торжественный молебен на ступенях часовни в день их памяти. Не принявшие церковных реформ исповедницы были заточены в острог, а затем Феодору и Евдокию власти посадили в земляную яму в центре Боровска, где и уморили голодом. 11 сентября 1675 года по старому стилю от истощения скончалась Евдокия Урусова, а 1 ноября 1675 года умерла от голода Феодосия Прокопьевна (во иночестве Феодора) Морозова.
К малому крестному ходу присоединились практически все прихожане Введенского храма. Среди них была, в частности, Анна Осипова, дочь известного старообрядческого просветителя, историка и краеведа Виктора Ивановича Осипова, упокоившегося больше полугода тому назад. Анна Викторовна сообщила, что традиционная ежегодная XIV Международная научно-практическая конференция «Старообрядчество: история, культура, современность (Осиповские чтения)», организованная много лет назад ее отцом, в этом году, в отличие от прошлых лет, пройдет не в Москве, а в Боровске, с 24 по 26 ноября. Подготовка к конференции сейчас в разгаре, и верная дочь своего почившего отца Анна Осипова возглавляет ее оргкомитет. Через два месяца в Боровске ждут на эту конференцию всех желающих.
После вкусного обеда в местном кафе участников крестного хода пригласили в Боровский дом культуры на просмотр фильма «Агафья и Сонечка». Режиссер фильма — старообрядец Анатолий Бочкарев, продюсер — известный старообрядческий меценат Сергей Кондрашов. Фактически в фильме две героини: отшельница Агафья Лыкова, которая не нуждается в представлении, и болезная девочка Сонечка. А вот о чем этот фильм? Лучше вам посмотреть его самим, скоро он выйдет в широкий прокат.
По словам одного из главных организаторов крестного хода Верея–Боровск Олега Соколовского, все старообрядцы, кто приехал в этом году в Верею, очень благодарили за крестный ход и за то, какая забота была проявлена о паломниках. А показ фильма только улучшил двухдневную насыщенную программу, придав ей дополнительный культурный аспект. Логичным продолжением кинопоказа была поездка к памятнику протопопу Аввакуму. Напомним, что этот памятник был установлен в Боровске на средства мецената Сергея Сергеевича Кондрашова в 2020 году, в год 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума. Хотя памятник и установлен на улице под названием Коммунистическая, зато в живописном месте, в сквере «Боровск — город воинской доблести», рядом со старообрядческим Покровским кафедральным собором, который сейчас восстанавливается за счет государства.
После возложения цветов к памятнику и знакомства с Покровским храмом усталые путники на автобусах и машинах отправились домой. На этом двухдневное паломничество по Верейско-Боровской земле завершилось.