11 августа в Великорецком после вечерней службы состоялся вечер памяти митрополита Андриана. Открыл вечер преосвященный епископ Казанско-Вятский Евфимий. Воспоминания вл. Евфимия о митрополите Андриане связаны с их общей молитвой в «московский» период вл. Андриана. Будущий епископ Евфимий, тогда недавно рукоположенный диакон Евгений, сопровождал предстоятеля Церкви в архипастырской поездке.
Владыка Евфимий с радостью поделился с паломниками своими мыслями о роли и месте молодежи в Церкви
«Я не готовился к этой беседе специально, но об этом я размышляю уже около тридцати лет…», — отметил владыка Евфимий.
Слово владыки Евфимия о роли и месте молодежи в Церкви
Самое великое, что делает человек, он делает в молодом возрасте. На то есть объективные биологические причины. Если мы хотим что-то сделать большое, фундаментальное, крупное в нашей жизни, мы должны понимать, что, скорее всего, мы сделаем это в возрасте от 15 до 30 лет, хотя сроки, конечно, условны.
Молодёжь двигает искусство, науку, политику даже… различные сферы жизни, которая нас окружает. Церковь — это тоже организм, у которого должна быть нормальная жизнь. Помимо наставления стариков, помимо правил, которые даны нам издавна, в Церкви нужна энергия, и тут без молодежи никак не обойтись. Основная нагрузка жизни Церкви ложится на молодежь.
Сегодня во многих приходах можно наблюдать такую картину: на службы ходят одни бабушки, бабушки обеспечивают простую незамысловатую жизнь прихода: трапезы, уборка. Но понятно, что у них и взгляд уже «бабушкин», и цели «бабушкины». Если в таком приходе появляется несколько молодых семей и они выступают с инициативой организовать воскресную школу, эта инициатива сталкивается с непониманием. Важно, чтоб наряду с психологией, ориентированной на мирное с молитвой доживание, существовала другая психология в приходе. Важно, чтобы Церковь была живой, чтоб в ней были дети, подростки, молодые семьи. Чтобы жизнь прихода не ограничивалась только тем, чтоб помолиться и уйти. И именно молодежь должна создавать жизнь в Церкви.
Жизнь Церкви — это не только пение, чтение. Это и встречи, беседы, поездки, взаимопомощь. Это создание домашнего уюта в храме, куда люди приходят как домой, а храм — это дом «номер один» для нас, а где мы живем — «номер два». Такую атмосферу могут создать только энергичные люди, поэтому в храме должна быть молодежь. И молодежь должна осознать, что это, так сказать, ее сфера ответственности. У нас достаточно молодых людей, которые отдают свою энергию «где-то там»: кто-то свое дело открывает, что тоже, конечно,неплохо, кто-то трудится на производстве, кто-то учится хорошо… Это все хорошо, это все нужно. Но доля этой энергии должна приходить в храм. Мы, те, кто уже в церкви, со своей стороны, должны постараться создать условия, чтобы молодежь приходила в храм. Человек, который только начинает ходить в церковь, не должен чувствовать, что он из осознания долга ходит в какую-то организацию — он должен погрузиться в теплую семейную атмосферу, где хочется быть.
Уже десятый год, как я поставлен епископом Казанско-Вятской епархии, и из своего опыта могу привести в пример две ситуации. Есть приходы, где я поставил свещеносца, но он один в храме — на клиросах стоят бабушки. И он стоит скучает, делает что-то, когда попросят, но не проявляет никакой инициативы — ему не интересно с бабушками. Его жизнь пассивная, вялая. Другой пример. Как-то получилось так, что в Ижевске я поставил трех свещеносцев примерно одного возраста примерно в одно и то же время. Они создали сами собой свой круг и очень быстро стали расти. Очень быстро в один день они стали чтецами. Я хочу сказать, что когда в приходе создается какая-то среда для молодежи, то молодежь начинает сама осознавать, что ей нужно.
У некоторых пастырей позиция: «У меня есть уже один чтец, зачем мне второго чтеца?» Я считаю: пусть их будет много, они друг другу не помешают, но они создадут такую атмосферу, которая будет передаваться каждому ходящему в Церковь. Не все из этих чтецов пойдут по церковной линии. Кто-то пойдет мирской стезей, кто-то и достоинство потеряет — и такое бывает. Но эта среда будет давать нам будущих духовных отцов. А они понадобятся нам и через 20, 30, 40 лет. Зададимся вопросом: а мы заложили то семя, которое даст всходы через 20, 30, 40 лет? Что мы сделали чтоб эти всходы были? Бывает, что я пробую найти кандидатов в служители, а мне говорят: мы их не готовили, 30 лет назад у нас в епархии было два священника всего и, вроде бы, было достаточно… Сегодня мы пожинаем плоды отсутствия молодежи в Церкви в то время.
Очень важно создать условия, чтоб молодежь была в храме. Нужно не бояться доверять молодежи. Не нужно думать, что мы поручим молодежи что-то, а они все сломают. Нужно понимать, что после нас тоже придут люди, которые, может быть, будут и лучше нас. Нужно ставить задачи и давать молодежи возможность их реализовывать. При храмах можно делать мастерские иконописные, по вышиванию, любые формы взаимопомощи. Нормальная община — это когда люди помогают друг другу, кто чем может. Если у кого-то из прихожан есть транспорт, он может что-то подвезти, есть медсестра — она может прийти сделать укол, есть дружинник — он может прийти если, к примеру, у кого-то сосед буянит, поставить буйного на место. Вот тогда, когда в общине люди готовы друг другу помочь, каждый чем может, тогда община крепкая. Но активная составляющая такой жизни опять же ляжет на молодежь.
Большое искусство — привлечь человека, не навязывать свой интерес, а именно привлечь, не бить по рукам тем, кто что-то предлагает, а посмотреть, какой есть интерес у самого юноши или девушки. Интерес есть даже у маленького ребенка, надо просто его увидеть, и пустить его в нужное, духовное, русло.
Мне, можно сказать, повезло, я проработал 26 лет в институте физиков, и начальником у нас был человек, который умел доверять молодежи. У нас были молодежные группы, которые брались за дело с инициативой и добивались многого. Следуя этому примеру, я не боюсь пускать вперед молодых, и, глядя на приходы Казанско-Вятской епархии, на ту же общину города Вятки, вы, наверное, видите, что такой подход дает свои результат.