30 октября, на память святаго пророка Иосии, святаго преподобномученика Андрея иже в Крите и память святых священномученик, мученик и исповедник, за древлее благочестие пострадавших, состоялся крестный ход и установка поклонного креста на месте знаменитого в истории старообрядчества Серковского монастыря, закрытого по распоряжению правительства в 1845 году. Службу Воскресению Христову и мученикам в небольшой сельской церкви села Сырково возглавил Преосвященный епископ Евмений, ему сослужили священноиерей Стефан Еремеев (с. Куничи), священноиерей Григорий Кизицкий (г. Кагул), диакон Андрей Вознюк, и собравшиеся чтецы Василий Иванов (г. Тирасполь), Георгий Панко (г. Кишинёв) и Александр Бейко (с. Егоровка). К литургии собрались христиане с разных приходов Кишиневской епархии: Кишинёва, Тирасполя, Куничи, Покровки, Окницы, самого Сыркова и других мест.
По окончании архиерейской литургии, молящиеся двинулись в путь к лесу, к месту, где некогда находился Серковский монастырь. Во главе крестного хода шествовал епископ Евмений. В пути был совершен молебен Кресту и преподобным отцам, все запевы запевались на распев. Впереди христиане на руках несли заранее изготовленный деревянный поклонный крест, украшенный резьбой. Молящиеся прошли около пяти километров, прежде чем достигнуть места в лесу, где и располагался монастырь.
По прибытии на место владыка Евмений совершил чин освящения воды, окропил крест, после чего крест был водружен. В качестве гостя на торжестве также присутствовала сотрудник Академии Наук Республики Молдовы, историк Н. В. Абакумова-Забунова, научная деятельность которой посвящена изучению истории Серковского монастыря.
«…Серковский мужской монастырь – старейший старообрядческий монастырь на территории Бессарабии. Определенно к нему подходит и термин исторический, поскольку, связан с именами знаменитых в старообрядчестве иноками — Геронтием и местночтимыми cвятыми РПСЦ Павлом и Алимпием, чьим заслугам принадлежит идея создания епископской кафедры для старообрядцев и учреждение в 40-х гг. ХIХ в. Белокриницкой старообрядческой митрополии. В Серковском монастыре приняли постриг и молились первый Белокриницкий архимандрит Геронтий (в мире Герасим Исаевич Колпаков) и инок Алимпий (в мире Афанасий Зверев), уже в Белой Кринице принявший фамилию Милорадова ……В начале ХУШ в. на севере Бессарабии, в Сорокском и Оргеевском цинутах (в то время за-прутские земли Молдавского княжества) появляются первые старообрядческие поселения — Кунича и Серково.
…В начале 1839 г. инок Павел прибыл к Геронтию в Серковский монастырь, поскольку отсюда удобнее было попасть в австрийскую Буковину. Весной того же года оба направились в Белокриницкий монастырь, тогда еще мало известный, и стали добиваться от австрийских властей учреждения в монастыре архиерейской кафедры….…За время своего столетнего существования, монастырь обзавелся довольно большим количеством построек бытового и хозяйственного назначения. Согласно описи монастырского имущества, составленного комиссией при его закрытии, монастырское строение включало: старообрядческую Церковь, освященную во имя Святой мученицы Екатерины (о чем свидетельствовала изъятая казенная монастырская печать) со старой, но без повреждений, деревянной колокольней; возле церкви располагалось монашеское кладбище и небольшой фруктовый сад. Окружала монастырь плетневая ограда с досчатыми воротами. Монастырь имел 20 старых деревянных иноческих келий различной величины и вида. Некоторые, как замечалось, были ветхи; лучшая, из всех, настоятельская келья, занимала 4 комнаты с деревянными полами, с кладовою и сараем, покрытыми камышом и соломой. Казначейская, валькованная, келья располагалась в 2-х комнатном помещении, крытом камышом с соломой; 9 братских келий разного размера –1, 2-х, 3-х , 4-х и 5- ти комнатные. Все кельи имели свои отдельные кладовую и сарай. Трапезный дом состоял из двух отдельных комнат на каменном фундаменте, с деревянными полами – собственно трапезная комната; во второй комнате располагались поварская и пекарня. Возле колодца начато было строительство кухни и прачечной.
Церковь и трапезная монастыря располагали богато украшенными предметами и символами культа, разнообразной церковной утварью, всего, согласно описи, 81 наименований имевшихся в церкви икон, лампад, риз, подсвечников, книг и прочих предметов и символов культа. В алтаре в числе имеющихся 3-х икон — две иконы Матери Божьей – одна вышитая жемчугом с камушками, другая оправленная в серебро и вызолоченная. Там же находились Большой деревянный крест Распятие, 2 евангелия в серебряных окладах; два креста –один оправлен в серебре, другой – в медной оправе; подсвечники большие. В трапезной находилось 12 икон без окладов, 3 древние книги.Монастырь значительно расстроился и располагал, как видно из описания, большим количеством добротных хозяйственных построек. При монастыре находились: мастерская для плотнической работы; деревянный из дубового дерева амбар из двух отделений с четырьмя закромами с деревянными полами; земляная мельница с одним колесом для молотьбы муки; деревянная мельница со всем прибором и одним колесом для приготовления круп, а вокруг нее – сарай; сараи для складирования разных хозяйственных орудий труда для обработки земли, возов и проч.; конюшня с 8 лошадьми, которые использовались для обработки земли , а также для разъездов; каменный погреб с навесом для хранения разных запасов и продуктов, как в зимнее, так и в летнее время. Вокруг келий и плетневой ограды находился фруктовый из разных деревьев сад, приносивший значительный доход…
Н. В. Абакумова-Забунова
«Липоване: история и культура русских старообрядцев.» Выпуск VII