21 июля на праздник иконы Богородицы Казанския христиане Шамарской общины установили крест на месте Успенского женского монастыря, который существовал с 90-х годов XIX века до 1918 года. Успенский монастырь наряду с находившимся от него в десяти верстах Вознесенским мужским монастырём был духовным центром Пермской и Тобольской епархии при епископе Антонии (Паромове). Строителем и попечителем монастыря был Сысой (Сисой) Харитонович Попков, который выделил земли и строительный материал под монастырь. Его сёстры и ближайшие родственницы стали первыми насельницами монастыря.
Женская обитель возникла не на пустом месте. С начала XVIII века Урминские (Шамарские) леса на реке Сылва были местом притяжения древлеправославного иночества. С одной стороны, удалённость от тогдашних путей сообщения, а с другой — близость духовных центров староверия Урала тех времён (Висимского, Тагильского, Невьянского и Черноисточинского заводов) привлекала многих иноков. Вплоть до начала ХХ века местное население было сплошь старообрядческим. В Сылвинских лесах в XVIII веке появилось множество скитов, в одном из которых в январе 1738 года прошёл один из первых соборов уральских беглопоповцев под председательством известного деятеля староверия Урала инока Евфимия (Полякова). В этих же скитах жили и беглые священники, окормлявшие уральских староверов.
После присоединения к Церкви митрополита Амвросия часть сылвинских скитов не приняли белокринницкое священство и стали беспоповскими-часовенными. В свою очередь, белокринницкие скиты дали Церкви многих пастырей и архипастырей: епископа Геннадия (Пермского), епископа Константина (Коровина), епископа Антония (Паромова) архиепископа Саватия (Левшина). Шамарская земля — родина для епископов Иосифа (Антипина) и Феодосия (Быкова). Именно на Шамарской земле просияли преподобномученники Аркадий и Константин Шамарские.
В 90-х годах XIX века епископ Антоний (Паромов) решает устроить духовный центр Пермской епархии именно на Шамарской земле. Поэтому на базе одного из скитов рядом с деревней Шамары он строит монастырь и Вознесенский храм, который был освящён уже после дарования на государственном уровне свободы вероисповедания, в 1909 году. Одновременно с мужским монастырём строится и женский Успенский монастырь, о котором написано выше. Игуменом мужского монастыря был будущий епископ Арсений (Давыдов), а игуменьей женского — инокиня Ливия (Афонина). Если владыка Арсений был расстрелян советской властью в 1937 году, то инокиня Ливия после пребывания в лагерях перебралась в Миасс Челябинской области, где прожила до 70-х годов и возглавляла тайный монастырь.
Оба монастыря в Шамарах были разорены во время Гражданской войны в 1918 году. И если храм Вознесенского мужского монастыря стал простым приходским, то о храме Успенского женского монастыря мы не знаем ничего. Единственная информация, которой мы обладаем, что в начале 20-х годов в Вознесенском храме служил иерей Спиридоний Григорьевич Попков, а в Успенском — иерей Иаков Сысоевич Попков. Последний был сыном строителя женского монастыря Сысоя Попкова.
Несмотря на то что монастыри просуществовали около тридцати лет, память о них сохранялась среди старообрядцев Шамар. Старейший на момент смерти прихожанин Уральской старообрядческой епархии Нестор Елисеевич Дубровин (1916–2018) был внуком Сысоя Харитоновича Попкова и был крещён в Успенском монастыре. Благодаря ему мы точно знаем, где именно находился монастырь.
Род Сысоя Харитоновича не оскудел и дал многочисленное потомство. Больше половины большого шамарского прихода — это его потомки. Они же являются активистами и многих других уральских старообрядческих приходов, а прямой праправнук — иерей Георгий Дубровин — служит вторым священником в пермском кафедральном соборе во имя свт. Стефана Пермского.
На месте женского монастыря сохранились фундаменты построек, найдены предметы повседневного быта и остатки монастырской запруды на реке Малый Козьял. В планах общины совершать регулярные паломничества ко святому месту.