Сегодня христианская Казань празднует явление чудотворного Казанского образа Пресвятой Богородицы. Велие торжество состоялось и в старообрядческом храме, освященном во имя этого праздника.
Возглавил богослужение преосвященный Андриан (Четвергов), епископ Казанско-Вятский. Ему сослужили протоиерей Геннадий Четвергов — настоятель храма, иерей Евгений Чунин (Ржев), иерей Евгений Пахмутов (Волгоград), иерей Никола Татауров (Пермь), диакон Виктор Савельев (Казань), диакон Родион Чумаков (Ижевск) и чтецы.
Богослужение включало всенощное бдение, соборное облачение архиерея, литургию, молебен храмовому празднику, водоосвящение и крестный ход. Во время чтения часов преосвященный Андриан совершил поставление во чтецы двенадцатилетнего отрока Евгения Дюкова.
По окончании молебна диаконы возгласили многолетия архиереям и настоятелю храма. Владыка Андриан обратился к богомольцам со словом проповеди, в котором напомнил о чудесном обретении иконы и о чудесах, происходивших от Казанского образа Пресвятой Богородицы, а также и о том, как нам, сегодняшним христианам, надлежит чтить сей святой образ и праздновать его дивное явление.
По окончании богослужения гостей пригласили на трапезу в церковном доме (где размещалось большинство гостей, приехавших из разных приходов). За трапезой епископ Андриан поздравил собравшихся — духовенство, чтецов, певцов, прихожан и гостей с сим торжественным праздником.
Вечером гостям была предложена поездка на целебный «седмиезерский источник», который издавна является местной достопримечательностью. Возвратились с источника уже затемно.
В этом храме, освященном в 1989 году, впечатляет степень продуманности всех архитектурных и технических деталей. Несмотря на то что «родной» иконостас, как и все детали храмового убранства, не сохранился, — всё это было заново спроектировано и изготовлено на поразительном техническом и художественном уровне в основном за несколько лет в период подготовки храма к его освящению. Лишь часть икон, которые сохранились из бывшего храма, удалось включить в иконостас.
Резной деревянный иконостас покрыт (обшит) басмой — чеканными латунными пластинками, так что издали это похоже на блестящую чешую. Каждая пластиночка повторяет общий деревянный контур: каждую выпуклость и углубление профиля. При этом скрадываются сопряжения деталей конструкции иконостаса и создается впечатление удивительной гармоничности и целостности.
Иконостас имеет еще один секрет. Дело в том, что он построен «обратными ступеньками»: каждый следующий ярус нависает над предшествующим, и весь иконостас как бы незаметно «наклонен» в храм. Если встать на солею и поглядеть вверх, то можно увидеть нависающие над тобой ярусы иконостаса. Это практически незаметно, но позволило выиграть место…
Вообще в Казани все сделано со вкусом и любовью и, понятно, общими силами. На клиросах все книги украшены вышитыми закладками, аналои — как из антикварного магазина. Тонко подобрано освещение для каждого случая. Изящные винтовые лестницы ведут на хоры, где оборудована крестильня. В центре возвышается удобная крестильная купель, по форме напоминающая цветок лотоса. А свечная лавка более похожа, пожалуй, на стойку современного офиса. Гардероб расположен по разным сторонам: мужской справа, а женский слева. На входных дверях витражи, под цвет дверей подобраны занавески. В общем, все это создает впечатление ухоженности, спокойствия и уюта, столь нечастое пока в наших храмах.
Рядом с храмом построен небольшой домик причудливой архитектуры. В нем размещаются основные хозяйственные службы прихода. Но основное место, пожалуй, занимают просторная трапезная и уютная кухня, — то, что всегда так радует гостей. Еще, конечно, здесь имеются офисное помещение и гостевые комнаты, есть и ванная с горячей водой.
Большую роль в приходской жизни играет молодежь. Этого невозможно не заметить: прибывающих гостей сразу буквально окружает стайка девчонок разного возраста, которым — можно догадаться — поручено попечение о гостях. Одни предлагают варианты расквартирования, другие приглашают к столу, третьи спрашивают о потребностях, сразу же предлагают какую-то помощь… Причем — что удивительно! — совершенно не видно рядом того «взрослого начальника», который бы ими руководил… Они стараются сами, — такие вот самостоятельные и ответственные, хозяйственные и услужливые.