27 марта в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Костромы состоялось богослужение, посвященное празднованию событию прославления Феодоровской иконы Пресвятыя Богородицы. Божественную литургию совершил настоятель храма иерей Василий Терентьев. В праздновании приняли участие гости из приходов Костромской и Ярославской епархии, Подмосковья и Волгограда.
В воскресение по окончании празднования входа Господня в Иеросалим, для прихожан и гостей была организована паломническая поездка к недействующему храму села Пустынь. В последний раз литургия совершалась здесь более четверти века назад, однако храм хорошо сохранился. До сих пор здесь сохранилась часть утвари: лампады, подручники, аналои. Паломническая поездка была организована Молодежным отделам Костромской и Ярославской епархии с целью ознакомится с нынешним состоянием храма, обсудить возможность его восстановления и возрождения в нем молитвенной жизни.
Некогда в селе Пустынь проживало большое число старообрядцев. Сейчас это вымершая деревня, с числом жителей в несколько человек. На совещаниях Молодежного отдела Костромской и Ярославской епархии и епархиальных совещаниях обсуждалась возможность основания в этой заброшенной деревне мужского скита или монастыря. На епархиальном совещании в октябре 2009 года было постановлено, что эта инициатива могла бы быть одобрена в случае, если найдется хотя бы несколько человек, желающих посвятить свою жизнь иноческим трудам и молитве.
История почитания Феодоровской иконы Пресвятыя Богородицы
Исстари 27 марта (н. ст.) на праздник Феодоровской иконы Пресвятыя Богородицы в Кострому стекались православные христиане из всех уголков страны. В этот день в 1613 г. в Ипатьевском монастыре г. Костромы решалась судьба русского государства: посланцы Земского Собора тщетно просили юного Михаила Романова и его мать согласиться на избрание его на царство. Летопись Ипатиевского монастыря повествует: «Государыня на милость не положи…; ко пришедшим глаголя: … мое чадо младо сущее, и недоумеет ко умножению людских злостей управляти; молю вас, не лишите мене единороднаго чада». Повлияла на положительное решение лишь убедительная речь архиепископа Феодорита: «Не мозите преслушатись: но сотворите повеленное вам от Бога, воистину бо от Бога избрани есте, и не прогневайте всех Владыку и Господа». Тогда государыня инокиня Марфа Иоанновна смягчилась и, взяв образ Пресвятой Богородицы, благословила им своего сына на царство.
Это событие положило начало освобождению Руси от польско-швецких интервентов и конец Смутному времени. Этим событием был увенчан подвиг русского народа, который в период разрухи и лишений боролся за независимость своего государства и чистоту православия.
В память о событиях 1613 года Русская Церковь установила новое празднование в честь Феодоровской иконы Пресвятыя Богородицы 14 марта (ст. стиль) — в дополнение к воспоминанию явления Ея иконы 16 августа (ст. стиль).
До революции этот праздник широко отмечался в Костроме. В городской храм — он был освящен в честь Федоровской иконы Пресвятыя Богородицы — стекались старообрядцы со всех окрестных деревень. После его закрытия традиция празднования Феодоровской 27 марта сохранилась только в селе Дворищи.
В 1997 году костромская община возродила традицию активного празднования 27 марта Федоровской иконы Пресвятыя Богородицы. В этот день было совершено малое освящение ныне действующего Спасо-Преображенского храма. В 2004 г. в этот день в Спасо-Преображенском кафедральном соборе торжественно отмечалось пятидесятилетие служения в священном сане владыки Иоанна (Витушкина). С этого момента праздник приобрел статус
епархиального мероприятия.