23-25 июля во Ржеве прошло празднование явления Оковецко-Ржевской иконы Божией Матери. Ради этого праздника приехали многие гости из близлежащих и отдаленных городов и селений. Официальное празднование началось с вечерней службы в Покровском храме. Хотя фактически праздник молодежного общения начался сразу после заезда гостей во Ржевскую Обитель, где всем желающим нашлось место для размещения.
После богослужения гостей отвезли в лагерь. Вечер накануне собственно праздника прошел довольно разнообразно. Основная часть приезжих, как молодежи, так и людей старшего возраста, сидели около костра с пением духовных стихов и песен.
А для всех желающих было предоставлено «очень полезное занятие» – чистка картошки. Как замечено, это занятие испокон веку считается самым непопулярным среди насельников Ржевской Обители, хотя без него и не обойтись. Но, что удивительно и отрадно, в этом году нашлось достаточное количество добровольцев на это трудное и непривлекательное занятие. Наверное, молодые люди настолько прониклись «кухонными проблемами» после громогласного призыва директора лагеря диакона Иоанна. И ведь нашли же удовольствие, и работали до поздней ночи, под звуки песен, доносившихся с костра! А сложившееся мнение, будто бы кухня – исключительно женский удел, было опровергнуто, потому что парни тоже принимали участие в подготовке завтрашнего обеда.
Утро перед ранней службой выдалось нелегким. На двух автобусах всех приезжих доставили из лагеря в город. Выглядел немножко комично момент, когда из автобуса, остановившегося около храма, выходили сонные и помятые молодые люди.
Служба прошла торжественно, с водосвятным молебном и крестным ходом вокруг храма. Возглавил богослужение настоятель Ржевского храма протоиерей Евгений Чунин, в сослужении диаконов Иоанна Чунина и Александра Панкратова и множества чтецов. После службы от усталости на лицах молитвенников не осталось и следа: радость духовного единения придает сил и бодрости не только душе, но и телу.
Потом всех гостей доставили обратно во «Ржевскую Обитель», где уже были накрыты столы для праздничной трапезы. Во время обеда выступили со словом почетные гости, представители разных старообрядческих общин, представители молодежи — те, кто настолько привык приезжать во Ржев, что уже почти не ощущают себя в гостях. Дружно пели духовные стихи, в том числе и Ангелу Хранителю — для всех именинниц. Ведь в Оковецкую празднуют День Ангела девушки и женщины с именем Ольга.
После трапезы неутомимые молодые люди стали играть в волейбол, футбол, желающие пошли на речку купаться, хоть было не так уж и жарко, а «круг приближенных к кухне» убирал со стола и мыл горы посуды, хотя большая часть посуды была одноразовой. Ближе к вечеру было организовано чаепитие, на которое без всякой команды подтянулся народ и с купания, и с футбольного и волейбольного полей. После чего народ разбрелся кто на костер, кто пошел спать, утомленный сложным днем, кто-то помогал наводить порядок в трапезной, а для самых активных и смелых была предоставлена возможность покататься на лошади.
«Смелых» оказалось довольно много. Особенно интересно смотрелись девушки в длинных юбках, гордо восседавшие на коне. Такая картина выглядела очень живописно и навевала какие-то ассоциации с нашими предками, с их занятиями. В старину многие девушки ездили верхом, и это не считалось зазорным. Жаль, конечно, что сейчас езда на лошади совершенно не распространена. Только в деревнях еще держат лошадей, да на ипподромах тренируют верховых, породистых животных. Некоторые приезжие, в основном горожане, вообще впервые имели возможность разглядеть лошадь вблизи, погладить ее, хотя поначалу такое большое и сильное животное вызывает некоторые опасения.
А в это время на костре играли в вечную и никогда не умирающую «Пантомиму», в «Ручеёк» и другие компанейские игры. Но рукотворный костер быстро затух в отличие от несгораемого костра, разгоревшегося в душах и сохранившегося в виде воспоминаний о том духовном единстве, которое ощутили участники праздника. Еще долго после того, как последние и самые стойкие ушли с костра, по сонным окрестностям то здесь, то там слышались голоса, смех и пение, как бы напоминая жителям, что здесь праздник. Здесь людям радостно; именно здесь многие находят единомышленников и друзей, а некоторые — самих себя.
Ближе к утру пошел дождь, заставивший самых неохотно расходившихся разбежаться по спальным местам, хотя спать им оставалось недолго. Звук колокола разбудил окрестности и ворвался в сны нескольких десятков безмятежно спящих людей. Все утро моросил дождь, но всеобщее настроение было бодрым, несмотря ни на что. Помолившись и позавтракав, гости отправились в село Оковцы, где в 16-м веке явилась та самая чудотворная икона, и где неподалеку в лесу находится Святой ключ. Дорога до Оковцев не близкая, поэтому для тех, кто не успел минувшей ночью лечь спать, предоставилась возможность хоть в малой степени наверстать упущенное и привести себя в бодрый вид.
Поездка в Оковцы и на Святой источник, на следующий день праздника — 25 июля — по сложившейся традиции была организована для всех желающих. Старенький церковный автобус, захватив по дороге прихожан, выехал из города по направлению к святому месту. Когда паломники прибыли на место явления иконы, уже вовсю светило солнце, играя отблесками лучиков в душах людей.
Когда 10 лет назад старообрядцы из Ржева приезжали сюда, источник едва можно было найти: не то, что никаких указателей, даже проторенной тропинки к нему не было. Да и сам родник нужно было расчищать и приводить в порядок. Теперь же, к сожалению, не нашими стараниями, это место приобрело совсем другой вид: территория огорожена, рядом с источником построен небольшой храм и два домика, родник обложен камнем и накрыт жестяной кровлей. Сквозь слой воды около двух метров толщиной свободно просматривается дно колодца – вода необыкновенно чистая и прозрач- ная. Из колодца вода вытекает в специально оборудованную купель с тремя отсеками. Желающих искупаться в источнике довольно много, и, несмотря на то, что температура воды около 5 градусов, возле купальни выстраивается очередь.
К сожалению, не все приезжающие подходят к купели с должным благоговением, и порой место явления чудотворной Богородичной иконы напоминает курортный городок в разгар пляжного сезона. Либо возникает другая крайность: купанию в источнике приписывается чудодейственная способность очищать грехи. Наверное, немало способствует этому табличка, вывешенная на стенке купальни, которая предписывает трижды окунаться в источник с молитвой: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».
Впрочем, известно немало случаев, когда вода из Оковецкого источника помогала излечить затянувшуюся болезнь. По дороге в Оковцы участники поездки рассказывали друг другу случаи исцелений, которые произошли с ними или с близкими знакомыми и родственниками. Поэтому по прибытии на место купались даже те, кто изначально этого делать не собирался. После купания и трапезы на свежем воздухе автобус с участниками путешествия двинулся в обратный путь. Те, кто побывал на источнике впервые, восторженно делились впечатлениями друг с другом, и это неудивительно: каждому, кто хоть раз посетил это святое место, хочется приезжать сюда снова и снова.