4 февраля в Челябинске состоялся вечер старообрядческой певческой культуры «Небеса поведают славу Божию». Специально для этого на Южный Урал съехались старообрядческие певцы Нижнего Новгорода, Екатеринбурга и Миасса. Клирошане екатеринбургского храма во имя Рожества Христова приехали с отцом Павлом Зыряновым. Участники старообрядческих хоровых коллективов тепло откликнулись на приглашение челябинцев. Хотелось по-христиански поддержать собратьев — 29 декабря 2023 года местная община получила очередной отказ городских властей выделить земельный участок под строительство церкви.
Программа мероприятий для приглашенных певцов планировалась двухдневная. 3 февраля гости прибыли в Миасс, где в этот день протоиерея Вячеслава Зобнина поздравляли с тридцать восьмой годовщиной священнической хиротонии. Участнице нижегородского хора «Ликъ» Анастасии Кузнецовой община в Миассе запомнилась своим гостеприимством:
— Очень у вас добрые люди, тепло нас приняли, — рассказывает Анастасия Кузнецова. — Приход в Миассе очень понравился: как все устроено, какие дружеские отношения теплые, послушание такое… Мне кажется, таким и должен быть приход.
Вечерняя служба в субботу украсилась пением молодежных хоров. Богослужение порадовало миассцев — «давно у нас не было столько гостей». Репетиции после службы закончились сильно за полночь. А утром — снова на клирос.
После литургии состоялась праздничная трапеза, на которой снова звучало пение вместе с поздравлениями настоятелю храма. В Челябинск — он примерно за сто километров от Миасса — несколькими машинами отправились сразу после трапезы.
Место для концерта с порога удивило гостей. Старое сталинское здание в виде башни с куполом, «вторым светом» и колоннами. После недавнего ремонта оно служит выставочным залом, площадкой для семинаров, фотосессий и небольших концертов. Яркое зимнее солнце наполняло зал, куда всё прибывали и прибывали гости. Среди них новообрядческий митрополит Алексий (Орлов), сотрудники Лаборатории археографических исследований Уральского федерального университета (Екатеринбург), краеведы, ценители русской культуры и местный «31 канал» телевидения.
Представители Лаборатории археографических исследований УрФУ доктор исторических наук Юлия Боровик и кандидат исторических наук Анна Михеева перед концертом побывали в моленной челябинских староверов — небольшом помещении, которое старообрядцы арендуют с октября прошлого года в цокольном этаже одного из домов в центре города.
Вечер песнопений своим приветственным словом открыл отец Павел Зырянов. Ведущий концерта — руководитель певческой группы «Ликъ» Павел Катаев предоставил слово гостю вечера митрополиту РПЦ МП Алексию, который пожелал челябинской общине обрести священника, построить церковь и служить в Челябинске литургию.
Певчий нижегородского хора «Ликъ» Андрей Долнаков поделился с журналистами сведениями о происхождении знаменного старообрядческого пения: древнерусская богослужебная певческая культура пришла из Византии и сохранилась у староверов.
— Это певческое настроение мы постарались передать всем присутствующим, ту культуру, которую мы сохранили от князя Владимира, когда была крещена Русь, — рассказывает Андрей Долнаков. — Потом эти византийские напевы были переведены на старославянский язык и в течение веков, преломляясь через русский менталитет, эти песнопения дошли до сегодняшнего дня.
Руководитель нижегородского хора «Ликъ» Павел Катаев уточнил, что выступление предназначалось в первую очередь для ознакомления с богослужебным пением людей невоцерковленных. Если у кого-то из слушателей возник интерес к традиционному православию и он придет в храм, то это выступление станет плодотворной проповедью истинных ценностей и нематериальной наградой для певцов и организаторов концерта.
— Зачастую далекий от церкви и тем более неискушенный в церковном пении слушатель с трудом воспринимает монодию знаменного пения (греч. μονῳδία – пение в одиночку, одноголосие), — утверждает Павел Катаев. — Поэтому требовалось подобрать мелодически разнообразные и непродолжительные песнопения. За основу репертуара была взята мысль о проповеди христианской церкви.
Программа концерта включила в себя три хора и один казачий семейный ансамбль.
Хор храма Рожества Христова г. Екатеринбурга выступил с интересной тематической программой. Гости вечера певческой культуры смогли представить, как молились их предки и насладиться древнерусской эстетикой. Под руководством Ксении Зыряновой прозвучали редко исполняемые песнопения столпового распева, которые вряд ли можно услышать сегодня за службой даже в старообрядческих храмах:
— стихера восьмого гласа на стиховне Рожеству Христову «Днесь раждает Девая» по стародубской рукописи XIX века из собрания Алексея Беласа, с небольшой доработкой по расшифровке стихеры Ильей и Анастасией Лопатиными, со старинным певческим элементом — «аненайкой», означающей пение ангела, что видно из контекста стихеры;
— стихера второго гласа на хвалитех, на «и ныне», «Днесь Христос в Вифлееме раждается»;
— литейная стихера шестого гласа великомученице Екатерине из уникального старообрядческого певческого сборника XVIII века собрания прот. Д.В. Разумовского.
Нижегородцы подготовили весьма обширный по распевам и смыслу репертуар. В знак того, что любое дело христианин, как правило, начинает с испрошения благословения и осенения себя крестным знамением — первым песнопением хора «Ликъ» стала молитва «Днесь благодать Святаго Духа нас собра». В память о митрополите Амвросии, восстановившем в Церкви трехчинную иерархию, на греческом языке, особенно торжественным демественным распевом была исполнена молитва «Отца и Сына и Святаго Духа».
О трудах подвижников и угодников Божьих по укреплению Церкви рассказали на примере прп. Иоанна Дамаскина. Ведущий вечера кратко рассказал о чудесах благословения свыше песнотворчества святого и его трудов по защите православия. За сочинения в защиту иконопочитания преподобный Иоанн был оклеветан перед халифом. Святому отрубили правую руку и заключили его в темницу. По молитвам его к Богородице рука вновь приросла, и, по преданию, св. Иоанн Дамаскин воспел гимн «О Тебе радуется, Обрадованная, всякая тварь!». Это песнопение было исполнено самогласно.
Было сказано о проповеди пророка и Предотечи Крестителя Господня Иоанна во аде, и спеты три стихеры со службы Обретению главы св. Иоанна Предотечи на подобен «О преславное чудо».
Женский хор общины г. Миасса исполнил кондак третьего гласа празднику Покрова Пресвятыя Богородицы и духовный стих «Кант Благовещению». Женское пение покорило слушателей чистотой голосов, мягкостью и уверенностью исполнения.
Эмоционально насыщенным стало выступление четы Нестеровых. Казачий ансамбль «Багренье» изучает и исполняет традиционные жанры устного народного творчества и передает в своем творчестве атмосферу сказаний, былин, повествования русского народа о подвигах богатырей, народное переложение евангельских событий и христианских житийных сюжетов. Это рассказы про верность, честь, сохранение веры, служение Отечеству и защиту Родины. В сердцах слушателей отозвались сдержанные по форме, глубокие по нравственному содержанию, мелодически яркие сказания.
— Большая благодарность казачьему ансамблю «Багренье» за возможность углубиться в народные песнопения! — поблагодарила за выступление матушка Ирина Зырянова.
В завершение программы вечер духовных песнопений украсила Анна Михеева, исполнив духовный стих.
Затем певцы вместе с челябинскими старообрядцами отправились в моленную, где их ждала вечерняя трапеза. За общим столом христиане обсуждали насущные проблемы местной общины и делились впечатлениями от прошедшего концерта.
Павел Катаев, Александр Шестаков
фото: Александр Мизуров