Когда в 2004 году Новокузнецк посетил Митрополит Русской православной старообрядческой церкви Андриан и назвал наш промышленный город одним из будущих центров староправославной веры, мало кто из общавшихся с ним на Крепостной горе журналистов и единоверцев подумал, что его слова начнут сбываться так быстро. Новокузнецкая старообрядческая община переживала тогда не самые лучшие времена: не было храма (как, впрочем, и посейчас), не было священника, не было и ясного пути развития. Мощный дух Митрополита Андриана вдохнул новые силы и надежду в новокузнецких старообрядцев. Вновь заговорили о строительстве собственного храма или хотя бы часовни, начались поиски священника. Подходящего человека нашли в Барнауле, в тамошних старообрядческих кругах.
Уставщик Барнаульского старообрядческого храма Игорь Мыльников — статный, открытый, певучий (выпускник Барнаульского института культуры) понравился новокузнечанам сразу, и они пригласили его стать их духовным наставником. Игорь на стал загадывать наперед: «Как будет, так и будет. Будем молиться, и пусть Господь решит». Решение не замедлило. Вскоре после этого хозяйка дома, который Игорь с женой и четырьмя детьми снимал, наметила его на продажу и предложила постояльцам съехать. Так семья оказалась в Новокузнецке, а сам Игорь отправился в Москву за митрополичьим благословением на пасторское служение.
А в Москве происходили важные события. Скоропостижно во время крестного хода скончался Митрополит Андриан и был избран новый — Корнилий, подтвердивший приверженность курсу, намеченному предшественником: любви, открытости, чистоты веры. Игорь Мыльников, которого эти качества старой веры и привлекли в свое время к дониконовскому православию, был без задержки определен в диаконы и почти сразу рукоположен в священники. Все произошло так быстро, словно было предуготовлено заранее. Так же, почти семьсот лет назад, был призван на служение ярчайший деятель русского православия святой преподобный Сергий Радонежский. Его о. Игорь Мыльников чтит особо: и за беспримерный подвиг служения земле Русской, и небывалый труд на общее благо, и за редкое бескорыстие. Пример преподобного вдохновляет новокузнецкого старообрядческого священника о. Игоря Мыльникова. Сегодня мы с ним беседуем .
— Отец Игорь, мы знаем, что по светскому образованию вы — специалист по организации массовых праздников, эстрадный певец и служитель театра. Как вы пришли к осознанию того, что вам жизненный путь иной, что ваше место среди служителей православия, тем более старого, дониконовского толка?
— Я родился и вырос в Бийске, в рабочей семье, учился в советской школе и до пятого класса, как и все пионеры, боролся с верующими старушками. Но на мое счастье, моя мама — глубоко верующий человек, привила мне восхищение перед мирозданием. И это чувство жило во мне, пока не оформилось однажды в осознание того, что все: и знание, и любовь — я могу почерпнуть в православной вере, причем именно старой. Я хотел бы сказать, что обозначение «старообрядцы» присвоено нам было Екатериной II. Мы же себя считаем древлеправославными христианами — то есть изначальными, сохранившими православие в первозданной чистоте и крепости.
— И вы не искали, не сбивались с пути, не заблуждались?
— И искал, и не находил, как и все мыслящие люди России в конце 80-х годов. Я к тому времени уже учился в институте культуры в Барнауле и, как многие, читал разные книги и искал истину в разных учениях. В институте моим наставником был интереснейший человек — Сергей Константинович Вахромеев, бурят по национальности, вместивший в себя элементы разных духовных учений и верований. На его занятиях мы постигали мир с неожиданных сторон, и сейчас я думаю, что это было очень полезно: юношеские соблазны, возникшие тогда в институте, разом отошли, когда я нашел свой путь. Я понял, что это не мое — и все.
— А как случилось само открытие пути?
— Мы ходили с товарищами на Белуху, была такая насыщенная духовная атмосфера, ощущение восторга перед открывавшейся красотой. Я сидел на склоне горы и вдруг ощутил озарение: с тех пор я — древлеправославный христианин.
— Так произошло внутреннее перерождение. А внешняя жизнь?
— Изменилась и внешняя жизнь. Я оставил эстраду, театр и начал зарабатывать на жизнь физическим трудом: делал кирпичи, работал грузчиком. Пришел в храм, где стал уставщиком. Потом меня определили кандидатом в священники, а потом меня рукоположили и я оказался здесь, в Новокузнецке.
— Чем вы планируете заниматься в Новокузнецке, кроме окормления своей паствы?
— Думаю, настало время подумать о строительстве в Новокузнецке старообрядческого храма. И некоторые подвижки в этом направлении уже есть. Мы встречались на днях с руководством администрации Заводского района, у которого просили выделить нам участок для строительства в районе Верхней Островской площадки. Возражений своим планам не встретили, нас лишь просили показать, как может выглядеть храм на избранном месте. Привлечем архитекторов из Новосибирска, там замечательные специалисты по созданию храмов именно старого облика и, думаем, что с Божьей помощью дело пойдет. Очень хочется, чтобы храм стал не только обиталищем Бога, но и истинным украшением города, все более становящегося нам родным.
— Вам понравился Новокузнецк?
— Очень интересный и добрый город. И люди очень открытые и приветливые. На Алтае люди живут в большой нужде, от того многие закрыты, а здесь больше благополучия, люди больше радуются жизни. Нам здесь нравится.
— Мы слышали о ваших песнопениях очень восторженные отзывы от ваших прихожан. А для светских слушателей вы будете петь?
— Да. Буду рад познакомить горожан с древним православным песнопением. Это — уникальная форма и манера исполнения, это и уникальный песенный материал. Мы уже планируем выступление в одном из залов Новокузнецка. Будем знакомиться, общаться, учиться друг у друга. Время закрытости древлеправославных христиан окончилось, мы готовы выйти к людям.
— Всех благ вам на этом трудном пути.
Беседовал Владимир Валиулин