Путем Аввакума от Енисейска до Нарыма

Главная Новости Новости общин Путем Аввакума от Енисейска до Нарыма

Новости по темам

Путем Аввакума от Енисейска до Нарыма

Завершилась двухнедельная экспедиция под названием «По стопам Аввакума», которая началась в Сибири 29 июля. Протоиерей Анатолий Бесштанников (с. Гарь), иерей Никола Коробейников (Томск), прихожане из Новосибирска и Томска, а также съемочная группа агентства новостей ТВ2 и команда Geography Trophy проследовали по маршруту, которым, предположительно, протопоп Аввакум шел в Даурию, от Енисейска до Нарыма.

Путем Аввакума от Енисейска до Нарыма

В своей яркой автобиографии, известной как «Житие», священномученик особо выделяет период Даурской ссылки. В первой челобитной царю Алексею Михайловичу «Тишайшему» он описывает «Дауры» как «смертоносное место». Исповедник и его семья пробыли здесь почти половину одиннадцатилетней Сибирской ссылки.

Согласно произведениям самого Аввакума и ряду архивных документов, 1 сентября 1653 г. с Патриаршего двора в Сибирский приказ была направлена «память», в которой «указал великий государь святейший Никон Юрьевца Повольского Входу Иеросалимского отставленного протопопа Аввакума за ево многое безчинство сослать з женою и з детьми в Сибирский город на Лену».

Путем Аввакума от Енисейска до Нарыма
С. Милорадович. Путешествие Аввакума по Сибири

17 сентября протопоп Аввакум с женой Анастасией Марковной, тремя сыновьями Иваном (9 лет), Прокопием (5 лет), Корнилием (8 лет), дочерью Агриппиной (8 лет) и племянницей Мариной были отправлены в сопровождении двух сибирских служилых людей и трех сменяющихся от города к городу стрельцов в Тобольск.

До Тобольска Аввакум с семьей добрались к концу декабря 1653 года. Сам протопоп так описывает этот период: «И колико дорогою было нужды, тово всего говорить много, разве малое помянуть. Протопопица родила младенца, больную в телеге и потащили. До Тобольска три тысячи верст, недель с тринадцеть волокли телегами и водою, и санми половину пути».  Пробыв в Тобольске полтора года, 27 июня 1655 года из Москвы получили указ о ссылке протопопа с семьей в Якутский острог.  18 июля 1656 г. на 40 дощаниках отряд, состоявший из 420 служилых людей, около 200 человек охочих, вольных людей, двух священников, дьякона, воеводы Пашкова и его сына Еремея с семьями двинулся в путь. В итоге в Москву Аввакум прибыл не позднее мая 1664 года.

Путем Аввакума от Енисейска до Нарыма

Отзыв об экспедиции сотрудницы ТВ2 Юлии Корневой:

Сперва мы должны были доехать до места старта экспедиции в город Енисейск Красноярского края. Далее из Енисейска мы переехали в Ялань. По пути в Плотбище к нам присоединился еще один вездеход, подготовленный местным мастером. В итоге у нас был решен вопрос по доставке всего груза, который весил почти три тонны, включая 600 литров бензина для лодок. Также была решена проблема доставки двенадцати человек в Маковское, где мы должны были пересесть на лодки. Запасной план предполагал, что нескольким из нас путь до Маковского, так называемый Маковский волок, придется преодолеть своими силами — пешком. Позже, когда мы увидели, что из себя представляет этот волок, мы нарадоваться не могли третьему вездеходу, ибо идти пришлось бы очень долго.

Маковское — старинное село, которому больше 400 лет, в нем были острог и перевалочная база в те времена, когда путь по Кети был основным при освоении Сибири и Дальнего Востока. Здесь сохранилась последняя по времени строительства деревянная церковь XIX века, которую восстановили при новообрядческом священнике отце Севастьяне. В Маковском, проводив вездеходы в обратный путь, участники экспедиции пересели на лодки, и путь продолжался уже исключительно по воде.

Кеть в верховьях почти безлюдна. Много дичи и рыбы. За каждым поворотом — песчаные косы, на которых можно встать на ночевку. Завалов нет, хотя участники экспедиции этого вначале опасались. Есть небольшие мели, некоторые обозначены еще на старых картах Семена Ремезова и Витуса Беринга. Но мели преодолевались просто — часть команды спрыгивала в воду и проталкивала лодку.

Экспедиция побывала в заброшенном селе Ворожейка, в селе Лосиноборское, где живет десять человек, в основном обслуживающих местную метеостанцию. Также не на самой Кети, на одном из притоков, спряталось село Айдара, в котором проживает 120 человек, в основном староверы. Лодки с трудом пробирались по узкой ленте воды, но в село попасть удалось.

Путем Аввакума от Енисейска до Нарыма

После Айдары экспедиция пересекла границу между Красноярским краем и Томской областью — естественно, никак в такой глуши не обозначенную, а уже перед томской Катайгой задержалась на целый день. Староверы на высоком яру топорами рубили крест в память о протопопе Аввакуме, который шел в ссылку этим путем почти 350 лет назад. В Белом Яру экспедиция подошла к концу.

 Мы прошли историческим маршрутом, который являлся основой в освоении всего Дальнего Востока и Сибири, — рассказывает иерей Никола Коробейников. — Этим путем ходил как раз Аввакум со своей семьей. Расстояние между Тобольском и Енисейском мы прошли со стороны Енисейска. Путь от Енисейска до Нарыма получился протяженностью порядка 900 километров, из которых примерно 800 по реке Кеть. Но до реки порядка 70 километров было сплошное бездорожье, по которому на вездеходах  тянули две одиннадцатиметровые деревянные лодки.

Достаточно сложный был маршрут, уже несколько столетий этим путем никто не ходил, потому что места дикие и заброшенные. По пути экспедиции попадались бывшие деревни, но в некоторых все еще жили один-два человека. Во время прохождения пути удалось посетить предполагаемые места, где во времена протопопа Аввакума были остроги, которых сейчас, конечно же, нет, за 300–400 лет все густо заросло. Хотя в некоторых местах явно были видны следы цивилизации.

Подготовка к экспедиции у участников заняла всю зиму в разной степени. На совещании Томско-Енисейской епархии по вопросу празднования 400-летия священномученика и исповедника Аввакума ставилась задача найти именно тот маршрут, который в свое время преодолел протопоп, ведь Аввакум был на территории Томской области.

Путем Аввакума от Енисейска до Нарыма

В состав экспедиции вошли двенадцать человек. С стороны старообрядческой общины о. Никола Коробейников, о. Анатолий Бесштанников из Гари, два его брата Илья и Григорий, прихожане из Томска и Новосибирска. Также в экспедицию отправились представители телевизионной компании ТВ2 , которые снимали материал для будущего документального фильма по итогам экспедиции, и были географы, которые  разрабатывали этот маршрут с изначальной целью поиска Кетского острога.

Поставив задачу, мы даже не представляли — как это все будет осуществляться. Но, с Божией помощью, на нас вышли нужные люди, и все удачно совпало, — отмечает о. Никола. — В экспедиции у каждого были свои цели. Наша цель заключалась в том, чтобы пройти путем, который в свое время преодолел священномученик Аввакум, а также поставить памятный высокий деревянный крест, что мы и сделали на границе Красноярского края и Томской области на яру, на берегу реки Кети. Изготовили крест, конечно, своими силами и из подручных материалов, потому что привезти такой большой крест в эти заброшенные места нереально. Ведь мы сами не знали, сколько мы пройдем и как у нас все в итоге получится. Установив крест на месте бывшего острога, совершили молебен протопопу Аввакуму. Молебны мы совершали на всех стоянках.

На протяжении всего похода была погода замечательная, солнечная, что способствовало быстрому прохождению маршрута. При этом люди, которые шли в экспедицию, были подготовлены и примерно представляли, что их ждет. За плечами у каждого не один крестный ход.  А отец Анатолий с братьями, к примеру, сами таежники.

В целом ощущения от прохождения такого пути у участников остались исключительно положительные. Удалось проникнуть в то время, прочувствовать те тягости и лишения, которые окружали Аввакума, попытаться понять, насколько это было сложно.

Путем Аввакума от Енисейска до Нарыма

Хотя протопоп шел не один, также использовали дощаники и соответствующие приспособления их времени, все-таки нам было гораздо легче благодаря современной технике. Но и на наш путь выпали испытания, — вспоминают участники. — И техника подводила, приходилось ее ремонтировать, и другие трудности приходилось оперативно преодолевать. С Божией помощью все обошлось!

Отец Никола предполагает, что, если в следующем году будет вновь организована подобная экспедиция, желающие точно найдутся. Маршрут ранее был совершенно не исследован, теперь он проложен. Есть множество людей, которые профессионально занимаются подобного рода мероприятиями с участием специальной техники. Данный маршрут может быть интересен им.

В Томско-Енисейской епархии есть и другие идеи. Маршрут Тобольск–Енисейск пройден и проработан в оба направления, но есть еще неизвестный маршрут Енисейск–Даурия. Возможно, в будущем он также будет пройден.

Поделиться: