Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня

Главная Новости Московская Митрополия Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня

Новости по темам

Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня

Воздвижение Креста Господня — двунадесятый непереходящий Господский праздник, который совершается 27 сентября (14 сентября по старому стилю). В этот день не просто вспоминается обретение Креста, на котором был распят Спаситель, но и в целом прославляется крест как орудие нашего спасения.

Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня

Как первый Адам, а в его лице всё человечество, совершил грехопадение, вкусив запретного плода с древа, растущего посреди Рая, так посредством древа Креста Господня, на котором был распят Христос — Второй Адам, мы получили спасение. Если первое древо причинило смерть, то второе послужило возвращению жизни всему человеческому роду.

О Кресте неоднократно пророчествуется в Ветхом Завете. Так, пребывая в рабстве в Египте, евреи были избавлены от десятой казни (гибели первенцев), помазав косяки своих дверей жертвенной кровью ягнят (агнцев). Кровь прообразовала жертву Христову, а порог и дверные косяки — распятие на кресте (верх, низ, правый и левый косяк).

Во время перехода через Чермное море, Моисей взмахнул жезлом, совершив вертикальное движение, и воды расступились. Перейдя море посуху, вторично взмахнул жезлом, уже горизонтально, и воды моря соединились вновь, потопив гнавшихся за ними египтян. Тем самым было явлено пророчество о победе над врагом рода человеческого с помощью Креста.

Во время перехода через пустыню евреи станом останавливались в виде креста, поместив скинию в центре. Во время же сражения с амаликитянами Исус Наввин возглавлял войско, а Моисей стоял на горе, крестообразно раскинув руки, прообразуя победу Исуса Христа над дьяволом посредством креста.

Во время нападения ядовитых змей Господь повелел Моисею сделать медного змея, взглянув на которого, каждый ужаленный получал исцеление. Медный змей также был прообразом распятия Христа на кресте: «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» (Ин. 3, 14).

Все эти и прочие прообразы непосредственно указывали на грядущее орудие, посредством которого Христос попрал смерть. Таким образом, крест из орудия страшной, мучительной и позорной казни превратился в орудие нашего спасения и освящения. Если Христос — это жертва за грех, то Крест стал тем жертвенником, на котором эта Жертва была принесена.

После Распятия Христа, Его Крест, по тогдашней традиции, был вместе с двумя другими, закопан недалеко от места казни. А после того как Иерусалим был разрушен римлянами, на месте распятия был построен храм Венеры.

В 312 г., накануне решающей битвы у Мульвийского моста, будущему императору Константину Великому явилось знамение Креста. Одновременно он услышал голос: «Сим победишь». Приказав поместить изображение креста на щитах своих воинов, Константин действительно одержал победу над своим соперником Максенцием. Став императором и провозгласив христианство государственной религией, император Константин, в знак благодарности, решил отыскать Крест Господень. Но, будучи занят государственными делами, сам он не смог отправиться на поиски, которыми вместо него занялась его мать императрица Елена.

Согласно Преданию, местный иудей по имени Иуда указал место, где были зарыты орудия Голгофской казни, под языческим храмом. В результате раскопок были обнаружены все три креста, но, который из них Господень, смогли определить только с помощью чуда. Поочерёдно прикладывая кресты к тяжелобольной женщине, Животворящий Крест был найден, подав ей исцеление. Согласно другой версии, с помощью Креста был воскрешён проносимый мимо покойник. В результате Иерусалимский епископ Макарий поднял Крест Господень (воздвиг) над толпой, желающей видеть чудо. По повелению императора Константина, в 335 г. на месте казни и воскресения Христа был построен храм Гроба Господня.

Так как Крест был найден вскоре после праздника Пасхи, то и отмечался день его обретения на второй день после Воскресения Христова. Но после постройки храма Гроба Господня день обретения Креста и его Воздвижения был приурочен ко второму дню торжеств по случаю освящения нового храма. Зная о том, что Христос преобразился незадолго до Своего распятия, день Воздвижения Креста был одновременно совмещён и с 40-м днём после праздника Преображения Господня. Таким образом, праздник Воздвижения Креста Господня, по уставу Иерусалимской церкви, был изначально попразднеством освящения (обновления) храма Гроба Господня. Но после того как центр христианского мира сместился в Константинополь, местное иерусалимское торжество уступило место общехристианскому почитанию Креста Господня, и день 14 сентября из попразднества превратился в самостоятельный торжественный праздник.

Иконография праздника Воздвижения Креста Господня известна с IX века. Однако в основу сюжета был положен не момент обретения Креста царицей Еленой, а ежегодно совершаемый чин, который проводился в соборе Св. Софии Константинопольской. Поэтому крест, находящийся в руках еп. Макария, выглядит совсем небольшим, напрестольным. Этот чин установился после того, как Крест Господень был возвращён в 628 г. императором Ираклием из персидского плена, в котором находился после того, как персы разграбили Иерусалим и унесли многие святыни, в том числе и Крест.

На иконе изображается епископ Макарий, стоящий на возвышении из ступенек, в момент благословения крестом всех молящихся. Рядом изображаются дьяконы, помогающие архиерею. Среди молящихся и певцов, которых можно узнать по остроконечным шапкам, выделяются фигуры царицы Елены, иногда держащей блюдо с гвоздями, также найденными рядом с Крестом, и царя Константина. Примерно с XVI в. крест начинают изображать уже выше человеческого роста, тем самым приближая изображение к исторически реально происходившим событиям.

Автор канона на праздник Воздвижения — прп. Козьма Маиумский, церковный гимнограф VIII века, автор многих канонов на двунадесятые праздники, сводный брат прп. Иоанна Дамаскина. Особенностью канона является наличие у него двух девятых песней.

На праздник совершается Чин поклонения Кресту, а в соборных храмах может совершатся особый торжественный Чин воздвижения Креста.

День Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста постный. Разрешается только пища с растительным маслом.

Поделиться: