В какие дни и по какому случаю мы идем в храм

Главная Новости Московская Митрополия В какие дни и по какому случаю мы идем в храм

Новости по темам

В какие дни и по какому случаю мы идем в храм

Апостол Павел заповедует своим чадам: «Непрестанно молитесь» (1-е Фес. 5, 17). Святые отцы называют молитву дыханием души, основой жизни и призывают как можно чаще быть на службе в церкви, а когда это затруднительно или невозможно, компенсировать общую церковную молитву молитвой домашней.

В помощь новоначальному христианину
Фото: Серафима Смирнова

В монастырях и некоторых храмах службы совершаются ежедневно, однако совершение богослужений каждый день абсолютно во всех приходах невозможно: священник в приходе чаще всего бывает один, прихожан, способных провести службу «от и до», тоже немного. Поэтому в большинстве приходов службы совершаются по воскресным дням, великим праздникам, в предпразднества некоторых великих праздников (Рожество Христово, Богоявление, Пасха), в дни Светлой (Пасхальной) седмицы, в некоторые дни малых и средних так называемых полиелеосных праздников, в первую седмицу Великого поста, а также в родительские субботы.

Воскресное богослужение

Одна из десяти основных заповедей, данных человеку Богом еще в Ветхом Завете, гласит: «Шесть дней работай и делай всякие дела твои; день седьмой — суббота Господу Богу твоему». После того как Христос воскрес из мертвых, ветхозаветное почитание субботы совершенно естественно уступило место почитанию дня воскресного, как дня недели, в который прославляется важнейшее событие для всего человеческого рода. Не с привычного нам понедельника, а именно с воскресного дня, который по-славянски именуется неделей, начинается церковная седмица. Каждая воскресная служба содержит в себе отголоски службы Пасхальной. Она проникнута особой торжественностью и большей частью посвящена разъяснению смысла и событий Христова Воскресения. Этой службе положены особенные дополнительные песнопения, которых нет даже и в великие праздники. Только на утрене воскресения для поклонения верующим из алтаря выносят Святое Евангелие.

Великие (двунадесятые) праздники

Из числа праздников, отражающих ключевые события в церковной истории, выделено двенадцать особенно важных. Эти праздники называют еще двунадесятыми, то есть праздниками из числа двенадцати. К таковым относятся:

Рожество Пресвятой Богородицы — 8 (21) сентября;

Воздвижение Креста Господня — 14 (27) сентября;

Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря);

Рожество Христово — 25 декабря (7 января);

Богоявление (Крещение Господне) — 6 (19) января;

Сретение Господне — 2 (15) февраля;

Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля);

Вход Господень в Иеросалим (Вербное воскресение) — ближайшее воскресенье перед Пасхой;

Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи;

Пятидесятница (День Святой Троицы) — 50-й день после Пасхи, 8-е воскресенье после Пасхи;

Преображение Господне — 6 (19) августа;

Успение Пресвятой Богородицы — 15 (28) августа.

В какие дни и по какому случаю мы идем в храм

Богослужение каждого из этих праздников имеет свою особенность. Приведем в пример некоторые из них. На Воздвижение Креста Господня для поклонения верующим из алтаря торжественно выносится напрестольный крест. На Рожество Христово, Благовещение и Крещение читается нефимон — великая павечерница с ее особенными торжественными песнопениями. На Богоявление совершается освящение воды, на Преображение — освящение плодов (в первую очередь, винограда и яблок). Праздник Входа Господня в Иеросалим украшает верба — ее раздают молящимся, когда они подходят к Евангелию. На праздник Троицы существует обычай украшать храм зеленой травой, цветами и ветками; это особенный день, когда после литургии в храме священник читает коленопреклонные молитвы. Успение Пресвятой Богородицы особенно торжественно проходит в храмах, освященных в честь этого праздника: здесь по уставу службы поется «Погребение Пресвятой Богородицы» — семнадцатая кафизма со своими положенными при этом припевами. Общей обрядовой отличительной особенностью двунадесятых праздников является то, что, перед тем как приложиться к иконе праздника, молящимся раздают горящие свечи.

В помощь новоначальному христианину

В ряду праздников особое место занимает Пасха (Светлое Христово Воскресение). Она не входит в число двунадесятых, поскольку является праздником особенным, «праздником праздников и торжеством торжеств». Пасхальное богослужение не похоже ни на одно их прочих. Оно непременно совершается ночью, включает в себя троекратный крестный ход вокруг храма, пение (а не чтение, как в остальных случаях) праздничного канона и часов, приветственное взаимное целование христиан и освящение брашен: яиц, куличей, пасхи. Пасхальное богослужение дополняется службами Светлой седмицы — они являются продолжением Пасхи и неотъемлемой ее частью. В тех приходах, где литургия совершается в течение всей недели, по окончании утренних служб совершается крестный ход вокруг храма с пасхальным хлебом — артосом, который в Светлую субботу разделяют и раздают верующим. Пасха — самый долгий праздник, он продолжается в течение 40 дней, в каждый из которых поется пасхальный канон.

Предпразднества и попразднества

Великим праздникам предшествуют предпразднества — дни, в которые совершаются службы, предуготовляющие верующих ко встрече праздника. Службы эти повествуют о событиях, предшествовавших событию праздника. При отсутствии повседневной службы не все предпразднества молятся в храме. Но некоторые из них непременно совершаются везде. К таковым относятся предпразднества Рожества Христова, Богоявления и Пасхи. В зависимости от традиций и возможностей прихода чреда служб может начинаться за пять дней до Рожества Христова, за два дня до Богоявления и за неделю до Пасхи. Но непременно совершаются Царские часы в так называемый сочельник накануне Рожества и Богоявления. А из числа служб Страстной седмицы, предшествующей Пасхе, чаще всего прихожане собираются на чтение двенадцати Евангелий, посвященных страстям Христовым, накануне пятницы, на службу Боготелесного погребения Христова накануне субботы.

То же самое можно сказать про попразднества. Попразднества — это службы — продолжения великого праздника. Попразднество может длиться от одного до девяти дней. При этом самым важным является следующий после праздника день. К наиболее почитаемым праздникам-попразднествам относятся Собор Богородицы (следующий день после Рожества Христова), собор Иоанна Предотечи (следующий день после Богоявления), День Святаго Духа (понедельник после Пятидесятницы).

Праздники средние и малые

Помимо воскресных дней и великих праздников в календаре выделяются малые и средние полиелеосные праздники — это дни памяти великих святых или событий, нарочито отмеченных Церковью. Службы им более подробны: они дополнены ветхозаветными чтениями (паремиями), содержат больше стихер, многие из которых поются нараспев, непременно включают в себя чтение полиелеоса — 19-й кафизмы с припевами, к которой присовокупляется избранный псалом с величанием. Если в приходе есть икона празднуемого святого, во время пения величания молящиеся прикладываются к ней.

Служба первой седмицы Великого поста

Во многих приходах есть благочестивый обычай молиться во все дни первой седмицы Великого поста. Призванные расположить человека к покаянию, эти продолжительные службы содержат в себе минимум пения и дополнительные назидательные чтения из учительных книг. Все положенные на службе поклоны совершаются «в землю». Первая неделя Великого поста во многих приходах оканчивается исповедью и Причастием.

В какие дни и по какому случаю мы идем в храм

Родительские субботы

Родительскими субботами называют дни особого поминовения усопших. К таковым относятся:

  • Вселенская (Мясопустная) родительская суббота,
  • вторник Фоминой седмицы (Радоница),
  • Вселенская (Троицкая) родительская суббота,
  • Дмитриевская родительская суббота,
  • Вторая, третья и четвертая суббота Великаго поста.
Поделиться: