Вход Господень в Иеросалим

Главная Новости Московская Митрополия Вход Господень в Иеросалим

Новости по темам

Вход Господень в Иеросалим

Праздником Входа Господа Исуса Христа в Иеросалим знаменуется также вступление в дни Его спасительных Страстей. Между тем в праздничном богослужении почти не слышно предвестия тех скорбных дней, когда сама природа сострадала Своему Творцу в Его плотских муках: «Солнце свет омрачи, и земля колебляшеся, камение же разседашеся, и церковная светлость раздирашеся». Напротив, в сегодняшних песнопениях звучит безраздельная радость: «Бог Господь и явися нам! Составите праздник и веселящеся приидите, возвеличим Христа, с ваием и ветвьми, песньми зовуще: благословен Грядыи во имя Господа Спаса нашего» (канон, песнь 9-я, ирмос). Христос — Тот, о Ком возвестили Закон и пророки, Тот, Чей образ в древности представлял царь-священник Мелхиседек, Тот, Чье пришествие за века провидел и воспевал в псалмах царь-пророк Давыд, Тот, Кого как Возлюбленного, как Небесного Жениха прославлял в песнях царь-пророк Соломон, чтя жертвами в построенном Ему храме, — вступает в Свой священный город. Царь Мирный вступает в город не подобно покорителям стран, с силой оружия, в окружении грозных войск, а в смирении и благости, неся перед собой не вести о победных сражениях, но весть о воскрешении Им четверодневного мертвого.

Вход Господень в Иеросалим

По пути в Иеросалим посетив Вифанию и дом недавно воскрешенного Им Лазаря и его сестер, а затем дошед вместе с апостолами до селения Виффагия близ горы Елеонской, Господь, как повествует евангелист Матфей, «послал двух учеников, сказав им: ,,Пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу, и он тотчас пошлет их”. Все же это было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: ,,Скажите дочери Сиона: вот, Царь твой грядет к тебе кротко, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной”. Ученики пошли и поступили так, как повелел им Исус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их» (Мф. 21, 1–7).

Пророк, упоминаемый здесь, это Захария, возвещавший о Христе за 500 лет до Его пришествия. Книга Захарии наполнена весьма прозрачными указаниями на евангельские события; даже такая подробность, что въезд Господа в Иеросалим будет совершен на осле, не ускользнула от духовного прозрения святого.

Евангелист продолжает: «Множество же народа постилало свои одежды на пути, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, идя впереди и сзади, восклицал: ,,Oсанна Сыну Давыдову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!” (Мф. 21, 8–9). Слово «осанна» означает «спаси же!», то есть страстную и настойчивую мольбу о спасении. И этот крик народа тоже явился исполнением древнего пророчества. «О Господи, спаси же, о Господи, поспеши же! Благословен Грядыи во имя Господне!» (Пс. 117, 25–26), — восклицал некогда, за тысячу лет до Христа, царь и пророк Давыд, провидя в наитии Духа будущее вхождение Спасителя мира в город, который он, Давыд, сделал столицей своего царства. Иные из учеников прямо называли Христа Царем. В страхе, что это может дойти до римлян, обладавших тогда Иудейским царством, и вызовет их гнев, некоторые из фарисеев говорили Господу: «Учитель! запрети ученикам Твоим». Но Он отвечал им: «Сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19, 39–40), подтверждая, что всё совершает по Божией воле и исполняя предсказания пророков.

Вступив в город при ликовании всенародного множества, Господь направился в храм Соломонов и изгнал оттуда бичом тех, которые пользовались святым местом для корысти и наживы, торговали здесь и меняли деньги, сказав им: «Написано: храм Мой храмом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21, 13). Он исцелил немалое число больных различными недугами. Тогда — продолжает евангелист — «первосвященники и книжники, видя чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давыдову! — вознегодовали и сказали Ему: ,,Cлышишь ли, что они говорят?” Исус же ответил: ,,Да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?” (Мф. 21, 15–16). Здесь Господь вновь сослался на пророчество Давыда, писавшего о Спасителе, Мессии, Который произойдет из его рода: «Господи, Господь наш, как чудно имя Твое по всей земли! Ибо вознеслось великолепие Твое превыше небес. Из уст младенцев и сосущих млеко ты устроил Себе хвалу» (Пс. 8, 1–2).

«Некогда праведный старец Симеон встретил Спасителя, принял в объятия Творца веков в облике младенца и исповедал Его Господом и Богом; а ныне, вместо нечестивых старцев, дети встретили Спасителя, подобно Симеону, — комментирует это евангельское повествование св. Мефодий, епископ Патарский, — вместо объятий они протянули ветви и благословили Господа Бога, восседающего на осленке, как на херувимах: осанна сыну Давыдову! благословен грядущий во имя Господне! […] Давыд пророчески сокрыл мысль под буквой; дети, открыв эту сокровищницу, языком возвестили ее богатство и благодатными словами ясно призвали всех насладиться им» (Слово в Неделю ваий).

Уходя на ночь на гору Елеонскую для молитвы, по утрам Христос возвращался в город и целыми днями учил людей в храме. Весь народ пребывал в сильнейшем воодушевлении, видя Его чудеса и слыша Его проповедь. Евреи полагали, что Исус возложит на Себя царский венец и освободит их от власти римлян, восстановив в обновленной силе царство Давыда и Соломона. Они, по слову апостола Павла, имея «покрывало на сердцах их» (2 Кор. 3, 15) и не разумея истинного смысла Писаний, не понимали, что Христос есть не царь Иудейский, но Царь «небу и земли, видимым же всем и невидимым». Они не знали, что Он пришел не покорить Себе силою мир, но принести Себя в жертву ради спасения мира. Не знали, что, еще приближаясь к Иеросалиму, Он возвестил апостолам: «Вот, восходим во Иеросалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет» (Мф. 20, 1819).

Ничего этого иудеи не знали; и когда всё предписанное Промыслом Божиим стало сбываться, они, получившие столько свидетельств Его благости, Его чудес, отреклись от Того, Кого недавно встречали и прославляли как истинного Мессию. Они отдали Его Пилату на распятие, испросив, чтобы вместо Него им отпустили убийцу и разбойника Варавву. Но неверие и жестокость неблагодарных иудеев, как и власть и военная мощь римлян, оказались бессильными перед волей и промыслом Триипостасного Бога. Крестная смерть Господа Исуса стала Его царственной славой. Пролитая Им всечестная кровь явилась искуплением грехов мира и утвердила Новый, вечный, Завет между Богом и человечеством. Его Воскресение, освободив из ада томившиеся там души праведников, исполнило светом «небо, и землю, и преисподнюю». «Возопиша с веселием праведных дуси: ныне миру Завет Нов завещается, и кроплением обновятся людие — Божиею кровию», поется ныне в праздничном каноне (песнь 6-я, ирмос). Светло радуясь в нынешний праздник, Церковь готовится пронести эту радость через скорбные дни Страстей к пресветлому торжеству Христова Воскресения.    

Стихеры на «Господи возвах», глас 6-и

Днесь благодать Святаго Духа насъ собра, и вси вземше крестъ Твой глаголемъ, благословенъ Грядыи во имя Господне, осанна въ вышних.

Имеяи престолъ небо, и подножие землю, Бога Отца Слово и Сынъ соприсносущныи, на жребяти безсловесне смирися, днесь въ Вифанию пришедъ. Темже дети еврейския, ветви руками держаще, хваляху гласы: осанна въ вышних, благословенъ грядыи Царь Израилевъ.

Приидемъ и мы днесь, весь новый Израиль, яже отъ языкъ Церкви, съ пророкомъ Захариею возопиемъ: радуйся зело дщи Сионова, проповедуй дщи Иеросалимова: яко се Царь твой грядетъ ти кротокъ и спасаяи, и вседыи на жребя осле, сына яремнича. Да празднуемъ яко дети, ветви руками держаще, и восхвалимъ: осанна въ вышних, благословенъ грядыи Царь Израилевъ.

Честное воскресение Свое прообразуя намъ, воздвиже умершаго повелениемъ Си, бездушнаго Лазаря друга, Блаже, изъ гроба четверодневна смердяща. Темже и на жребя вседъ образно, якоже на колеснице носимъ, языки укротевая Спасе. Тогда и хваление принесе Ти возлюбленныи Израиль изо устъ съсущихъ младенецъ незлобивыхъ, зрящих Тя Христе, входяща во Святый Градъ, прежде шести дней Пасхи.

Поделиться: