Вторник Страстной седмицы

Главная Новости Московская Митрополия Вторник Страстной седмицы

Новости по темам

Вторник Страстной седмицы

Продолжается наше восхождение к дням Страданий Христовых. В песнопениях вторника звучат слова из бесед, которые вел Спаситель с учениками в конце Своего земного служения и которые донесло до нас Святое Евангелие. В этих беседах Он готовил учеников к тому, что имело совершиться в будущем — то есть к предательству, Своему мучению, неправедному суду над Собой и казни, обещая им, что воскреснет на третий день после смерти. Он предрекал разрушение Иеросалимского храма и «мерзость запустения на святом месте» (Мф. 24, 15); указывал на знамения конца времен и близости последнего Суда, приводил притчи, учащие иметь открытое сердце к слышанию слова Божия, бодренно ожидать Его Пришествие в молитве и усердном творении Его заповедей.

Вторник Страстной седмицы

Именно этот смысл имеют Христовы притчи о званых на брачный пир (Мф. 22, 1–14), о благоразумном и о злом рабе (Мф. 24, 45–51), о десяти девах (Мф. 25, 1–13), о талантах (Мф. 25, 14–30), об овцах и козлищах (Мф. 25, 31–46). Все эти притчи отражены в канонах павечерницы и утрени, а также в вечерних и утренних стихерах настоящего дня.  

В песнопениях понедельника и вторника вспоминается и следующее происшествие, также описанное в Евангелии: «…Приступила к Нему (т.е. Христу) мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: ,,Чего ты хочешь?” Она говорит Ему: ,,Скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем”. Исус сказал в ответ: ,,Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?” Они говорят Ему: ,,Можем”. И говорит им: ,,Чашу Мою будете пить и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим”» (Мф. 20, 21–23). После беседы с матерью Иоанна и Иакова Христос обратился к ученикам: «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть бо́льший, да будет вам слуга; а кто хочет между вами быть первый, да будет вам раб; ибо Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 25, 28).

Все эти и другие уроки веры, добрых и святых нравов, важные как для апостолов Христовых, так и для христиан всякого звания, во все века, предлагает нам Церковь в своих богослужениях.

В паремиях, т.е. избранных фрагментах из книг Ветхого Завета, на вечерне накануне вторника читаются начало Книги Исход и начало Книги Иова: ибо исход еврейского народа из рабства египетского толкуется свв. отцами как прообраз избавления человеческого рода от власти диавола и греха Крестным подвигом Христовым, а праведный Иов, этот невинный страдалец, рассматривается как прообраз Самого Христа — Единого Безгрешного, принявшего муки и смерть во искупление и спасение грешных.

На шестом часе во вторник продолжается начатое в понедельник чтение из пророчества Иезекииля о видении Ему Господней колесницы (Иез. 1, 17–28). Оно тоже имеет глубокий богословский смысл. Явление Господа пророку во славе, в окружении четырех священных животных, служащих символами четырех Евангелий, говорит нам о грядущем Суде, евангельские притчи о котором воспоминаются в службе этого дня. Согласно реченному: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1, 18), пророк, не видевший Сына воплощенным, не описывает вида Явившегося, но дает лишь понятие о неописуемом величии Его славы, которое нам, верующим, подобает непрестанно держать в мысли, когда мы будем читать и слышать о безмерном уничижении Его — бичуемого, оплеванного, увенчанного терновым венком, в крестных муках и смерти. Ибо вслед за днями распятия, погребения и субботнего покоя настанет «воистину священная и всепразднественная, сия спасительная нощь и светозарная, светоноснаго Дне востанию сущи провозвестница», когда мы вместе с женами-мироносицами изумимся ослепительному свету Ангела, сидящего на отваленном камне и возглашающего: «Не ужасайтесь. Исуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен» (Мк. 16, 6). И тогда радостью наполнятся сердца наши, и радости нашей уже никто не отнимет у нас (Ин. 16, 22).

Славник на «Господи возвах», глас 5-и

Господи, грядyщу Ти къ стрaсти, и особь поeмъ Своя ученики, утвержaя ихъ глаголаше: кaко глаголъ Моихъ не помните, ихже прeже рекохъ вaмъ, яко писано всякому пророку убиeну быти, несть кроме Иеросалима. Ныне убо врeмя наста, еже рекохъ вaмъ: сe бо предаюся въ рyки грешныхъ порyганъ быти, иже и ко крестy Мя пригвоздивше, и погребeнию предaвше, омeрзена вменятъ яко мeртва. Но обaче дерзaйте, триднeвно бо востaну, в рaдость вернымъ, и въ жизнь вечную.

Стихеры на Хвалитех, глас 2-и

Душeвною леностию воздремaвся, не стяжaхъ, Женише Христе, горяща светильника иже отъ добродетелей, и девамъ уподобихся бyим, во время делания глумяхся прельщaяся. Милосердие щедротъ Твоихъ не затвори ми Владыко, но оттрясъ мое омрачeние, отъ сна востaви, Милоcтиве, и съ мyдрыми сочетaй мя девами въ чертозе Своeмъ, идеже глaсъ чистъ прaзднующихъ, и вопиющихъ безпрестaни: Господи слaва Тебе.

Приидите вернии, делаемъ усeрдно Владыце: подавaетъ бо рабомъ богaтство, и по рaвенству койждо да усугyбитъ благодaти талaнтъ. Овъ убо мyдрость да приноситъ делы благими, другии же служeбней светлости да прилежитъ. Да приобщитжеся словомъ верныи, не навыкшему тaйну, и да раздаeтъ богaтство нищимъ другии. Сице бо мзду многу усугyбим, и яко строителе вернии благодaти Владычни, рaдости сподобимся. Тоя нaсъ сподоби, Христе Боже, яко Человеколюбецъ.

Поделиться: