Прекрасно начинается слово на Великую Субботу свт. Епифания Кипрского, которое церковный устав рекомендует читать перед началом пасхальной полунощницы, если остается время после чтения Деяний апостольских.
![Суббота Страстной седмицы](https://rpsc.ru/wp-content/uploads/2024/05/img_9906.jpg)
«Что это? Отчего ныне такое глубокое молчание на земли и такая тишина? — Оттого глубокое молчание, что почивает Царь. Земля стихла от страха, потому что Господь уснул плотию и воскресил усопших от века. Господь умер плотию, и ад вострепетал; уснул Господь на краткое время и возбудил от века спавших во аде. Где же теперь, о нечестивые, те шумные и неистовые вопли против Христа, что слышались перед этим? Куда девались толпа, воины и дреколья? Где цари, священники и судьи, достойные осуждения? Где светильники, мечи и вопли беспорядочные? Куда скрылся неистовствовавший народ и бесчестная стража? Поистине, ,,людие поучишася тщетным!” (Пс. 2, 1). Они преткнулись о краеугольный Камень — Христа, но они же и сокрушились; ударились о твердый Камень и сами разбились; волны их обратились в пену […] Ныне воссияло спасение живущим на земли и находившимся от века в преисподней; ныне воссияло спасение миру видимому и невидимому; сугубое днесь пришествие Христово, сугубое строительство, сугубое человеколюбие, сугубое нисхождение, а вместе и снисхождение, сугубое посещение человеков: Бог приходит с неба на землю, а с земли в преисподнюю; врата адовы отверзаются: усопшие от века, радуйтесь, и сидящие во тьме и сени смертной, примите свет великий!»
Духовное таинство этого дня раскрывается как в проповеди святителя, так и в чудном каноне субботней утрени, который повторно читается и на пасхальной полунощнице. «Надмирные, видя Тебя в высях, на престоле, и преисподние, видя внизу, во гробе, Спаситель мой, трепетали от Твоего умерщвления; ибо превыше разума явлен был как мертвец — Сам Первоначальник Жизни» (песнь 1-я). «Царствует ад, но не вечна его власть над родом человеческим. Ибо Ты, Спасе, будучи положен во гробе, крепкой и живоначальной рукой расторгнул запоры смерти, и спавшим там от начала веков возвестил истинное избавление, став Первенцем из мертвых» (песнь 6-я).
То был день, когда ученики Христовы, вместе с Пресвятой Богородицей и не отходившими от Нее в дни Ее материнской скорби благочестивыми женщинами, по Моисееву закону, хранили субботний покой, не давая воли томившей их бесконечной скорби, а убийцы Христовы, притворявшиеся ревнителями закона, довольные своим злодеянием, все-таки не могли найти покоя от злобы, тревоги и страха, которыми терзались их сердца. Их просьба к Пилату запечатать гробницу и выставить стражу явно выдавала их волнение. Даже мертвый и затворенный в гробнице под тяжелым камнем, Христос представлялся угрозой корыстному и тираническому господству над людскими умами, которое вершили они от имени Бога и Его закона. Сердца их сжимались от предчувствия, что власть их скоро обрушится силой Того, Кого они распяли; но смириться перед Ним, уверовать в Него им не давали растленная совесть и укоренившийся злой обычай. «Вы делаете дела отца вашего, — прежде Своего распятия обличал их Христос. — Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. […] Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога» (Ин. 8, 41, 44–47).
Между тем власть отца лжи колебалась не только в помраченных душах книжников, фарисеев и старейшин народа, но и в глубинах преисподней. Своей человеческой душой, воспринятой вместе со всеми свойствами человеческой природы, Господь по умерщвлении сошел во ад, где от века томились души умерших, и вывел оттуда души праведников, любивших Его еще прежде Его пришествия.
Провидя это победительное схождение, пророк Давыд некогда воспевал в псалмах: «Возмите, врата, князи ваша, и возмитеся, врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен во брани» (Пс. 23, 7–8, 10). «Да исповедятся Господеви милости Его, и чудеса Его сыновом человеческим, яко сокруши врата медная и вереи железныя сломи» (Пс. 106, 15–16). «Сокрушаются врата медные и вереи железные стираются, — отзывается на пророческое слово прп. Иоанн Дамаскин. — Отверзлись врата вечные, содрогнулся страж ада, и открылись основания вселенной. Ибо сопричислен к мертвым Свободный от греха, и Тот, Кто разрешил узы Лазаря, пеленами обвивается, дабы человека, умерщвленного грехом и опутанного сетями его, разрешить от уз и отпустить на свободу. Ныне приходит к тирану Царь славы, сильный во брани, коего приход к нам — с высоты неба, протекший, как исполин, путь жизни, и связывает сильного, как слабую птичку […] возвращая по справедливости то, что похитил тот неправедно. Ныне Слово нисходит к дракону, к левиафану, к отступнику […] скрывающемуся в сердце земли, и, как рыболов, скрывающий крючок червем, удою Божества, прикрытою телом, извлекает его и заставляет извергнуть тех, кого он бедственно поглотил в то время, как был сильным, и, таким образом, хвалившегося богатством отпускает ни с чем» (Слово в Великую Субботу).
«Гордилась и величалась прежде смерть, говоря: ,,Иереи и цари заключены в обителях моих”, — пишет прп. Ефрем Сирин. — Но славный Воитель вторгся внезапно в царство смерти; как расхититель проник туда глас Его и положил конец ее похвальбе. […] Глас Его, подобно звукам сильного грома, достиг умерших и возвестил им, что освобождены они от рабства» (Победа Христа над смертью).
В таких торжественных словах прославляют сошествие Христа в преисподнюю православные богословы и песнописцы всех времен. Даже тех из них, кто жил в дни величайших бедствий, гонений и воин, мысленное созерцание победы Христа над властью смерти и ада наполняло радостью и надеждой. В этой победе видели они залог и обетование Второго славного Пришествия «Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою и славою многою», когда Он «пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба» (Мк. 13, 26–27), когда смерть, которую Писание называет «последним врагом», до конца истребится (1 Кор. 15, 26), и все будет полностью покорено Сыну Божьему. Когда же Отец все покорит Сыну, по слову Апостола, «тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (1 Кор. 15, 28).
Потому многоскорбный день телесного пребывания Христа во гробе есть день Его торжества, силы и славы. Церковь именует его «субботой преблагословенной», проникая в его тайны и утверждаясь в своей величайшей надежде; и всякий из христиан, когда-либо оплакавший любимых умерших, находит отраду, сознавая, что «как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. […] Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою (Ис. 25, 8). Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? — восклицает вместе с пророком Осией апостол Павел, и им вторят все святые от века. — […] Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Исусом Христом!» (1 Кор. 15, 22–23, 53, 54, 57).
Кондак, глас 6-и
Иже бездну затворивыи, мертвъ зрится, и змирною и плащаницею повитъ, во гробе полагается, яко мертвъ, Безсмертныи. Жены же приидоша помазати Его миромъ, плачуще горько и вопиюще: сия субота есть преблагословенная, в ню же Христосъ уснувъ, и воскресе тридневно.
Икос
Иже содержаи концы на Крестъ вознесеся, и рыдаетъ вся тварь. Того видящи висяща нага на древе, солнце лучи скры, и звезды отложиша светъ, земля же со многимъ страхомъ поколебася, и море побеже, и камение распадеся, гроби же мнози отверзошася, и телеса восташа святыхъ блистающася. Адъ низу стонетъ, июдеи советуютъ оклеветати Христово Воскресение; жены же взываху: сия субота есть преблагословенная, в ню же Христосъ уснувъ, и воскресе тридневно.
Стихера на Хвалитех, глас 6-и
Днешнюю тайну великии Моисей прообразоваше, глаголя: и благослови Богъ день седьмыи, сия бо есть благословенная суббота. Сей есть покоищныи день, въ онь же почи отъ всехъ делъ Своихъ Единородныи Сынъ Божии, Иже на смерть смотрениемъ плотию почивъ, и во еже бе, паки возвратився, Воскресения ради, даруя намъ животъ вечныи, яко Единъ Благъ и Человеколюбецъ.