Суббота Страстной седмицы

Главная Новости Московская Митрополия Суббота Страстной седмицы

Новости по темам

Суббота Страстной седмицы

Прекрасно начинается слово на Великую Субботу свт. Епифания Кипрского, которое церковный устав рекомендует читать перед началом пасхальной полунощницы, если остается время после чтения Деяний апостольских.

Суббота Страстной седмицы

«Что это? Отчего ныне такое глубокое молчание на земли и такая тишина? — Оттого глубокое молчание, что почивает Царь. Земля стихла от страха, потому что Господь уснул плотию и воскресил усопших от века. Господь умер плотию, и ад вострепетал; уснул Господь на краткое время и возбудил от века спавших во аде. Где же теперь, о нечестивые, те шумные и неистовые вопли против Христа, что слышались перед этим? Куда девались толпа, воины и дреколья? Где цари, священники и судьи, достойные осуждения? Где светильники, мечи и вопли беспорядочные? Куда скрылся неистовствовавший народ и бесчестная стража? Поистине, ,,людие поучишася тщетным!” (Пс. 2, 1). Они преткнулись о краеугольный Камень — Христа, но они же и сокрушились; ударились о твердый Камень и сами разбились; волны их обратились в пену […] Ныне воссияло спасение живущим на земли и находившимся от века в преисподней; ныне воссияло спасение миру видимому и невидимому; сугубое днесь пришествие Христово, сугубое строительство, сугубое человеколюбие, сугубое нисхождение, а вместе и снисхождение, сугубое посещение человеков: Бог приходит с неба на землю, а с земли в преисподнюю; врата адовы отверзаются: усопшие от века, радуйтесь, и сидящие во тьме и сени смертной, примите свет великий!»

Духовное таинство этого дня раскрывается как в проповеди святителя, так и в чудном каноне субботней утрени, который повторно читается и на пасхальной полунощнице. «Надмирные, видя Тебя в высях, на престоле, и преисподние, видя внизу, во гробе, Спаситель мой, трепетали от Твоего умерщвления; ибо превыше разума явлен был как мертвец — Сам Первоначальник Жизни» (песнь 1-я). «Царствует ад, но не вечна его власть над родом человеческим. Ибо Ты, Спасе, будучи положен во гробе, крепкой и живоначальной рукой расторгнул запоры смерти, и спавшим там от начала веков возвестил истинное избавление, став Первенцем из мертвых» (песнь 6-я).

То был день, когда ученики Христовы, вместе с Пресвятой Богородицей и не отходившими от Нее в дни Ее материнской скорби благочестивыми женщинами, по Моисееву закону, хранили субботний покой, не давая воли томившей их бесконечной скорби, а убийцы Христовы, притворявшиеся ревнителями закона, довольные своим злодеянием, все-таки не могли найти покоя от злобы, тревоги и страха, которыми терзались их сердца. Их просьба к Пилату запечатать гробницу и выставить стражу явно выдавала их волнение. Даже мертвый и затворенный в гробнице под тяжелым камнем, Христос представлялся угрозой корыстному и тираническому господству над людскими умами, которое вершили они от имени Бога и Его закона. Сердца их сжимались от предчувствия, что власть их скоро обрушится силой Того, Кого они распяли; но смириться перед Ним, уверовать в Него им не давали растленная совесть и укоренившийся злой обычай. «Вы делаете дела отца вашего, — прежде Своего распятия обличал их Христос. — Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. […] Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога» (Ин. 8, 41, 44–47).

Между тем власть отца лжи колебалась не только в помраченных душах книжников, фарисеев и старейшин народа, но и в глубинах преисподней. Своей человеческой душой, воспринятой вместе со всеми свойствами человеческой природы, Господь по умерщвлении сошел во ад, где от века томились души умерших, и вывел оттуда души праведников, любивших Его еще прежде Его пришествия.

Провидя это победительное схождение, пророк Давыд некогда воспевал в псалмах: «Возмите, врата, князи ваша, и возмитеся, врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен во брани» (Пс. 23, 7–8, 10). «Да исповедятся Господеви милости Его, и чудеса Его сыновом человеческим, яко сокруши врата медная и вереи железныя сломи» (Пс. 106, 15–16). «Сокрушаются врата медные и вереи железные стираются, — отзывается на пророческое слово прп. Иоанн Дамаскин. — Отверзлись врата вечные, содрогнулся страж ада, и открылись основания вселенной. Ибо сопричислен к мертвым Свободный от греха, и Тот, Кто разрешил узы Лазаря, пеленами обвивается, дабы человека, умерщвленного грехом и опутанного сетями его, разрешить от уз и отпустить на свободу. Ныне приходит к тирану Царь славы, сильный во брани, коего приход к нам — с высоты неба, протекший, как исполин, путь жизни, и связывает сильного, как слабую птичку […] возвращая по справедливости то, что похитил тот неправедно. Ныне Слово нисходит к дракону, к левиафану, к отступнику […] скрывающемуся в сердце земли, и, как рыболов, скрывающий крючок червем, удою Божества, прикрытою телом, извлекает его и заставляет извергнуть тех, кого он бедственно поглотил в то время, как был сильным, и, таким образом, хвалившегося богатством отпускает ни с чем» (Слово в Великую Субботу).

«Гордилась и величалась прежде смерть, говоря: ,,Иереи и цари заключены в обителях моих”, — пишет прп. Ефрем Сирин. — Но славный Воитель вторгся внезапно в царство смерти; как расхититель проник туда глас Его и положил конец ее похвальбе. […] Глас Его, подобно звукам сильного грома, достиг умерших и возвестил им, что освобождены они от рабства» (Победа Христа над смертью).   

В таких торжественных словах прославляют сошествие Христа в преисподнюю православные богословы и песнописцы всех времен. Даже тех из них, кто жил в дни величайших бедствий, гонений и воин, мысленное созерцание победы Христа над властью смерти и ада наполняло радостью и надеждой. В этой победе видели они залог и обетование Второго славного Пришествия «Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою и славою многою», когда Он «пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба» (Мк. 13, 26–27), когда смерть, которую Писание называет «последним врагом», до конца истребится (1 Кор. 15, 26), и все будет полностью покорено Сыну Божьему. Когда же Отец все покорит Сыну, по слову Апостола, «тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (1 Кор. 15, 28).

Потому многоскорбный день телесного пребывания Христа во гробе есть день Его торжества, силы и славы. Церковь именует его «субботой преблагословенной», проникая в его тайны и утверждаясь в своей величайшей надежде; и всякий из христиан, когда-либо оплакавший любимых умерших, находит отраду, сознавая, что «как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. […] Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою (Ис. 25, 8). Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? — восклицает вместе с пророком Осией апостол Павел, и им вторят все святые от века. — […] Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Исусом Христом!» (1 Кор. 15, 22–23, 53, 54, 57).

Кондак, глас 6-и

Иже бездну затворивыи, мертвъ зрится, и змирною и плащаницею повитъ, во гробе полагается, яко мертвъ, Безсмертныи.  Жены же приидоша помазати Его миромъ, плачуще горько и вопиюще: сия субота есть преблагословенная, в ню же Христосъ уснувъ, и воскресе тридневно.

Икос

Иже содержаи концы на Крестъ вознесеся, и рыдаетъ вся тварь. Того видящи висяща нага на древе, солнце лучи скры, и звезды отложиша светъ, земля же со многимъ страхомъ поколебася, и море побеже, и камение распадеся, гроби же мнози отверзошася, и телеса восташа святыхъ блистающася. Адъ низу стонетъ, июдеи советуютъ оклеветати Христово Воскресение; жены же взываху: сия субота есть преблагословенная, в ню же Христосъ уснувъ, и воскресе тридневно.

Стихера на Хвалитех, глас 6-и

Днешнюю тайну великии Моисей прообразоваше, глаголя: и благослови Богъ день седьмыи, сия бо есть благословенная суббота. Сей есть покоищныи день, въ онь же почи отъ всехъ делъ Своихъ Единородныи Сынъ Божии, Иже на смерть смотрениемъ плотию почивъ, и во еже бе, паки возвратився, Воскресения ради, даруя намъ животъ вечныи, яко Единъ Благъ и Человеколюбецъ.

Поделиться: