Среда Страстной седмицы

Главная Новости Московская Митрополия Среда Страстной седмицы

Новости по темам

Среда Страстной седмицы

В среду Страстной седмицы Церковь вспоминает яркий случай, описанный в Евангелии от Матфея: «Когда Исус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему, возлежащему, на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Исус, уразумев это, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив это миро на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано это Евангелие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мф. 26, 6–13).

Среда Страстной седмицы

Наряду с поступком женщины, полным безоглядной любви к Спасителю, вспоминается и другой поступок, отмеченный невыразимой неблагодарностью: предательство, которое замыслил против Учителя один из двенадцати Его ближайших учеников — Иуда Искариотский. Он, как говорит Евангелие, «пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его» (Мф. 26, 14–16).

Евангелист Матфей ничего не сообщает о том, кто была женщина, возлившая на главу Господа благоуханное миро; апостол Иоанн говорит, что это была Мария, сестра Лазаря, воскрешенного из мертвых (Ин. 11, 1), но в песнопениях Страстной Среды эта женщина отождествляется с той женой-грешницей, то есть блудницей, о которой сказано в Евангелии от Луки (Лк. 7, 37), помазавшей Господа миром в доме фарисея Симона. Среди толкователей Священного Писания с древних времен отсутствовало полное согласие на этот счет, но в целом большинство думали, что были три разные женщины, в разное время и в разных местах решившиеся на подобное излияние чувств. Однако церковные песнописцы имели иную задачу, нежели толкователи. Краткие песнопения не то место, где можно решать сложные вопросы сравнения текстов: они всегда обращены к простому и сильному благочестивому чувству. Для большего контраста с неверностью ученика, который с самого начала слышал все истины, возвещаемые Учителем, получил от Него дар чудес и, вместе с другими апостолами, именем Исусовым исцелял болезни и изгонял бесов, но, тем не менее, решился предать Учителя в руки желавших Его смерти, песнописцы, опираясь на повествование Луки, вводят образ кающейся блудницы, охваченной порывом божественной любви и преданности, как бы вторя словам Самого Господа: «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21, 31). Воспевая в сильных и трогательных словах дерзновение грешной женщины, Церковь ободряет всех истинно кающихся, даже виновных в тяжких грехах, в надежде на милосердие Божие. Прославляя ее внезапный порыв к обращению, святые отцы не жалеют самых высоких похвал.   

«Чем воздала Тебе, Господи, блудница, когда Ты простил ей все грехи? — восклицает св. Ефрем Сирин. — […] Дорога и прекрасна была ее любовь, победоносна была ее вера, потому что за миро и слезы она получила оставление грехов. У нее грехи, миро и слезы, а у Тебя милость и полнота щедрот. Своими слезами она омыла Твои ноги и своими волосами отерла их. Миром помазала ноги Твои и получила от Тебя прощение грехов. […] В пламенеющий поток погружена была эта оскверненная грешница, и капли слез из ее глаз угасили этот огненный поток. Каплями слез оросила она святые ноги Твои — и огненная река угасла, и огонь не испепелил ее. Истекшие из глаз оскверненной и нечистой грешницы воды пали на огненные волны, и они обратились вспять и не попалили ее» (О покаянии).

Кроме того, святые богословы усматривают в этом событии и символический смысл. Жена-грешница, возлившая благовонное миро на главу Господа, представляется им образом Церкви, призванной из язычников, некогда неверной своему Небесному Жениху, но теперь поистине ставшей Его Невестой, которую «Христос возлюбил… и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова, чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Ефес. 5, 25–27). Блаженный Иероним вспоминает по этому поводу слова из Песни песней Соломона, обращенные к Божественному Жениху от лица Невесты, под которой понимается или Церковь, или верующая душа: «От благовония мастей твоих имя твое — как разлитое миро: поэтому девы любят тебя. Влеки меня, мы побежим за тобою» (Песн. 1, 3–4). Иероним поясняет: «Собранная от всех народов, Церковь возносит дары свои Спасителю — верность верующих. Она разбила алавастровый сосуд [с миром], дабы все приобщились мира […] чтобы Христос сделал вас Христовыми, то есть помазанниками» (Трактат на Евангелие от Марка).

Итак, в преддверии Господних Страстей история простой грешной женщины напоминает нам как о самом основании спасения — покаянии, так и о благодатном плоде Крестного подвига — основании Церкви, которую Спаситель искупил Своей кровию, чтобы отныне она, изобильно наделенная дарами Духа, составила на земле тело Его. «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело […] и все напоены одним Духом» (1 Кор. 12, 12–13). Дай же нам, Господи, быть истинно, а не по имени лишь, членами Твоего тела, соединенными в единой вере, едином уповании, движимыми Твоим Духом, в каждом мановении следующими Твоей воле, и пусть никто из нас не уподобится Иуде, безумно отторгшему себя от благодатного богочеловеческого единства.

Стихеры на Хвалитех, глас 1-и

Тя Девича Сына, блудница познавши Бога, глаголаше рыдая, съ плачемъ молящися, яко слезам достойная соделавши: разреши долг, якоже и азъ власы; возлюби любящую, праведно ненавидимую; и близъ мытарей Тебе проповемъ, Благодателю и Человеколюбче.

Многоценное миро блудница смесив со слезами, и излия на пречистеи нозе Твои, облобызающи: ту абие оправдалъ еси, намъ же прощение даруй, Пострадавыи за ны, и спаси нас.

Егда грешная принесе Ти миро, тогда ученикъ совещаваше со законопреступными. Ова убо радовашеся, возливающи миро многоценное, сей же тщашеся продати Бесценнаго. Сия Владыку познаваше, а сей от Владыки разлучашеся. Сия свобождашеся, а Июда рабъ бываше врагу. Зло есть леность, но велие покаяние, егоже ми даруй Спасе, Пострадавыи за ны, и спаси нас.

О Июдино окаянство: видяше блудницу целующую стопы, и умышляше лестию предание лобызанием. Она власы разреши, а сей яростию связашеся, нося въ мира место злосмрадну злобу: зависть бо не дадяше что изволити, еже на пользу. О Июдино окаянство: отъ негоже избави Боже, душа наша.

Поделиться: