Старообрядчество — православное христианство, последователи которого не приняли постановления церковной реформы бывшего патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, проведенной в середине XVII века. Русские христиане, не желавшие молиться по нововводимым церковным предписаниям, несмотря на жестокие гонения, продолжали молиться по- старому. Около двухсот лет старообрядцы оставались без епископата и довольствовались священниками, переходившими из господствующей Церкви. Однако усилиями московских старообрядцев в 1846 г. было совершено присоединение Боснийско-Сараевского митрополита Амвросия, проживавшего на покое в Константинополе, к старообрядчеству. Резиденцией митрополита стало селение Белая Криница, принадлежавшее тогда Австро-Венгрии. Так было положено основание Белокриницкой иерархии Русской Православной Старообрядческой Церкви (дореволюционное название — Древлеправославная Церковь Христова).

РПСЦ сегодня — это 15 епархий, более 300 зарегистрированных приходов, 10 архиереев и больше 2 млн. последователей, в том числе несколько полноценных приходов со своими священниками в Уганде и Пакистане. Состоит в евхаристическом и каноническом общении с Православной Старообрядческой Церковью в Румынии. Таким образом, РПСЦ — самое крупное на сегодня старообрядческое согласие. Духовным центром белокриницких старообрядцев в России является Рогожское в Москве. Во главе Церкви стоит митрополит Московский и всея Руси, соответствующий по сану и административным обязанностям древнерусским митрополитам и патриархам.
1988 год (1000-летие Крещения Руси) ознаменовался началом новой модели отношений между государством и религиозными организациями. Последние получили свободу деятельности, в том числе и староверы. В 1988 году старообрядческая Церковь Белокриницкой иерархии получает современное название — Русская Православная Старообрядческая Церковь, а титул предстоятеля Церкви сменился с архиепископа на митрополита. Первым старообрядческим митрополитом стал архиепископ Алимпий (Гусев).
Выход Русской Православной Старообрядческой Церкви в информационное пространство и начало ее социального служения начинаются с избранием на должность предстоятеля Церкви митрополита Андриана (Четвергова). В период его недолгого правления в социальном служении РПСЦ произошли качественные изменения. Церковь начала активно взаимодействовать с культурными и общественными организациями, участвовать в различных просветительских проектах, установились теплые отношения с правительством г. Москвы. Избранный митрополит четко определил стратегию развития Церкви, суть которой сводится к следующему:
- Восстановление апостольского служения, устной и письменной проповеди, миссионерства.
- Возрождение в старообрядчестве духовного образования, особое внимание — молодежи, воспитанию подрастающего поколения.
- Развитие социального служения.
- Проявление внешней активности. Установление дипломатических контактов с представителями власти и других религиозных организаций.
В общем и целом при митрополите Андриане РПСЦ осознанно ступила на стезю открытости, а сам митрополит постоянно подчеркивал новую церковную концепцию в своих интервью.
26 марта 2005 года накануне 100-летнего юбилея распечатывания Рогожских алтарей состоялась встреча митрополита Андриана и мэра Москвы Ю.М. Лужкова. Данная встреча положила начало масштабной реконструкции архитектурного ансамбля Рогожской слободы, в контексте которой было предусмотрено проведение ремонта и реставрации зданий и сооружений, восстановление каскада прудов и благоустройство церковно-архитектурного ансамбля. Здания Рогожской слободы были переданы в безвозмездное и бессрочное пользование РПСЦ. Капитальный ремонт зданий Рогожского архитектурного комплекса продолжается до сих пор.
Митрополит Андриан (Четвергов) возглавлял Церковь всего 546 дней и представился сравнительно рано, в 54 года, в результате болезни сердца.
Сегодня РПСЦ вышла на новый общественно-информационный уровень. Представители РПСЦ стали принимать участие в различных мероприятиях культурно-исторического и духовно-просветительского характера. РПСЦ на постоянной основе организует мероприятия подобного рода: конференции, круглые столы, выставки, просветительские лекции. В разы возросли объемы книгоиздательства, привлекаются всё новые старообрядческие (и нестарообрядческие) авторы и ученые.
Совместно с другими старообрядческими согласиями РПСЦ активно участвует в Международном старообрядческом форуме — всемирной старообрядческой конференции, где на одной площадке представители старообрядчества обсуждают и решают насущные проблемы.
Стали регулярными встречи руководства и представителей РПСЦ с представителями городских администраций, видными деятелями науки и культуры.
При Московской Митрополии действует Просветительский отдел с миссионерской направленностью, существует пресс-служба. РПСЦ получила несколько президентских грантов, направленных на развитие информационной и просветительской деятельности. Функционирует официальный сайт с постоянным обновлением информации и новостей.
Кроме развитого книгоиздания РПСЦ выпускает периодическую литературу — Старообрядческий календарь, «Вестник Митрополии», альманах «Во время оно». Возрождается издание исторического журнала «Церковь», газеты «Старообрядец». Издается множество газет и журналов в епархиях и приходах. Просветительская миссия — одна из стратегических в РПСЦ.
31 мая 2017 года Рогожский поселок посетил с визитом президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, что является историческим прецедентом, ибо В.В. Путин — первый в истории глава государства, посетивший Рогожское.
На государственном и масштабном общественно-культурном уровне отмечался юбилей 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума. Множество мероприятий прошло почти в каждом регионе страны с установлением памятников, обелисков, поклонных крестов, освящением новых часовен и храмов, не говоря уже о выставках и мероприятиях общественного характера (конференций, круглых столов, вечеров духовных песнопений).
Таким образом РПСЦ, с одной стороны, сохраняет древние богослужебные традиции, дораскольное церковное благочестие и здравый консерватизм. С другой стороны, участвует в жизни современного общества, чувствует его потребности и настроения, присутствует в информационном пространстве.