«Разуметь словеса мудрости»

Главная Новости Московская Митрополия «Разуметь словеса мудрости»

Новости по темам

«Разуметь словеса мудрости»

В июне на нашем сайте опубликовано новое пособие для воскресных школ по Ветхому Завету «Разуметь словеса мудрости». Мы беседуем об особенностях книги с ее автором — настоятелем храма Знамения Пресвятой Богородицы в Калуге кандидатом педагогических наук иереем Иоанном Курбацким.

— Батюшка, вы написали учебное пособие для воскресных школ по Ветхому Завету «Разуметь словеса мудрости». Как пришла идея создания такой книги?

— Я давно размышлял и продолжаю размышлять над тем, как и чем заинтересовать в церкви подростков 13-14 лет и старше. Не секрет, что после двенадцати лет дети теряют интерес к богослужению и вообще вопросам веры и очень зачастую перестают ходить в храм. Если раньше родители могли их принудить, то к подростковому возрасту этого уже сделать не удается. Почему так происходит? Чем заинтересовать детей, чем мотивировать? Помню, лет 6 назад во Ржеве я принимал участие в зимней молодежной образовательной смене и мы тоже это обсуждали. Тема волнует многих. Пособие — один из ответов на данный вопрос. Я глубоко убежден, что утрата интереса и мотивации происходит во многом оттого, что детям не раскрыли красоту православной христианской веры, ее глубину.

— Но ведь во многих приходах есть воскресные школы…

— Да, но уроки, которые проходят в этих школах, в том числе и в нашей, калужской, по чтению, пению, азам веры и благочестия — они для учащихся средней школы. А дальше что? А дальше, поверхностно усвоив основные требования благочестия, дети думают, что они уже все знают, и им становится скучно. Я это вижу и чувствую.

Как, например, изучается Ветхий, да и Новый Завет? Традиционные программы воскресных школ предполагают изучение священной истории в адаптированном пересказе, без обращения к первоисточнику, то есть к Библии, без самостоятельных поисков. Ну что может дать детям зубрежка? Кроме того, что потом они скажут: «А, это мы уже проходили». 

— Что же вы предлагаете?

— Три года назад я взялся сам вести групповые занятия в воскресной школе для старшеклассников и их родителей. Я сознательно решил сделать курс, рассчитанный на самостоятельную работу ребят с текстом Библии, исходя из понимания, что Библия должна быть настольной книгой каждого христианина. «Всякое Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3, 16–17). И одна из задач воскресной школы — научить детей читать Библию, анализировать, понимать ее, черпать из нее утешение и вдохновение на своем жизненном пути. Уверен, что, дав возможность самостоятельно почувствовать, что Библия не скучное, а премудрое «Божие слово, которое живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 4, 12), воспитанники воскресных школ, повзрослев, продолжат чтение и изучение Священного Писания, будут именно в нем искать и находить ответы на жизненно важные вопросы. А на данном этапе уроки Ветхого Завета позволят удержать их в Церкви, откроют для них новые горизонты.

— Но ведь Библия — огромная книга! Ее полное прочтение, да еще с объяснениями в рамках воскресной школы, невозможно.

— Мы отдаем себе отчет в этом. Более того, целый ряд книг требуют большого кругозора, знаний в области христианской догматики и истории, чего нет у подростков. Книги Нового Завета и, прежде всего, Евангелие регулярно читаются за богослужением, эти тексты все-таки объясняются в проповедях и на других уроках воскресной школы, знакомы детям. Поэтому надо брать Ветхий Завет, тем более что им пронизано все наше богослужение, которого ни понять, ни полюбить без него нельзя.

— Весь Ветхий Завет или отдельные книги, или только фрагменты?

— Для начала я выбрал одну книгу Ветхого Завета: Книгу Премудрости Исуса, сына Сирахова. По слову святителя Афанасия Великого, эта книга, наряду с Книгой Товита, «не включаются в число канонических, но назначена отцами для чтения тем, кто только приходит к Церкви и желает быть оглашен словами благочестия». На наш взгляд, эта Книга Сирахова наилучшим образом подходит для молодых людей. Она содержит нравственные правила и мысли, доступные подросткам, которые можно непосредственно применять в жизни. Не просто отвлеченные знания, а руководство к действию. Это очень важно. Детям во все времена, а современным детям в особенности, скучно читать то, что происходило тысячи лет назад и никак не соотносится с их сегодняшними интересами, проблемами и жизненными ситуациями. Здесь же они получат непосредственные нравственные уроки, которые смогут обсудить в кругу своих друзей и одноклассников.

— Но ведь ветхозаветная мораль устарела.

— Это расхожее мнение. Вот на уроках мы и сравниваем, с чем-то соглашаемся, а с чем-то спорим под руководством преподавателя. Я не раз это слышал: «Зачем мне Ветхий Завет?» Эдакое современное маркионитство (древнехристианская ересь последователей Маркиона, отвергавшего Ветхий Завет. Прим. ред.), за которым стоит отсутствие простого любопытства, желания вникнуть хотя бы в смысл молитв, которые читаются в храмах. А они пронизаны ветхозаветными аллюзиями и прямыми цитатами. А если говорить о Книге Сираха, то она содержит такие нравственные правила взаимоотношений человека с Богом и ближними, которые, без преувеличения, могут быть поставлены в один ряд с новозаветными евангельскими заповедями.

Посмотрите, как подробно, практически всю жизнь изучают Писание в других конфессиях. У нас, в Калуге, например, существует библейский клуб, где Библия еженедельно изучается в свете православного Предания. Как ни горестно это признать, но старообрядцев, которые веками славились любовью к книге, надо прямо об этом сказать, сегодня, что называется, «обходят на повороте».

В этом году мы в калужской воскресной школе пошли дальше и изучали Книгу Товита и Книгу Бытия. Но в данном пособии только Сирах.

Можно ли подробнее узнать, как проходят уроки?

— Практика показала, что занятия проходят интереснее и для педагога и для учеников не в виде лекций, а в виде семинаров. Преподаватель заранее выдает домашнее задание ученикам, указывает фрагмент, который необходимо прочитать, и выдает список вопросов, на которые необходимо дома самостоятельно подготовить ответы. В ходе урока ученики отвечают на поставленные вопросы и обсуждают их под руководством и вместе с преподавателем. Я старался формулировать многогранные вопросы, нацеленные не просто на поиск подходящего стиха из Библии (хотя и это важный навык, такие вопросы обязательно присутствуют), но и на анализ текста, поиск ответов в других источниках. На занятиях, построенных таким образом, ребята учатся размышлять, находить определения разных терминов в словарях, познавать новое и тем самым расширять свой кругозор.

Очень важно добиться того, чтобы ребята приходили на уроки подготовленными. Иначе им самим будет неинтересно и занятия будут малопродуктивными.

— Мало прочитать, надо еще правильно понять прочитанное.

— Совершенно верно. И поэтому другой важной задачей курса является научение детей систематическому толкованию Писания во взаимосвязи со всеми текстами Ветхого и Нового Заветов, умению видеть противоречия и уметь их разрешать. В числе заданий обязательно присутствует сравнение различных фраз Священного Писания, нахождение параллельных мест. Библия не может быть правильно прочитана и истолкована вне Церкви. Поэтому мы ставим задачу научить детей самостоятельно находить святоотеческие толкования, которые раскрывают не только буквальный, но и исторический и аллегорический смыслы текстов.

— Я смотрю, какие интересные названия занятий в пособии. Вот, например, «Благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания». Или «Не возбраняй музыки», «Добрая жена — счастливая доля»…

— Названия уроков взяты из тех отрывков Книги Премудрости Исуса, сына Сирахова, которые будут читаться на занятии. В данном пособии 30 уроков. Опыт показывает, что именно такое количество занятий удается провести за один учебный год в воскресной школе. Мы говорим о страхе Божием, богопочитании и нечестии, о родительском благословении и проклятии, бедности и богатстве, рабстве и свободе, целомудрии и разврате, честности и клевете, дружбе и вражде, зависти и лести, здоровье и болезнях, и о многом другом. Темы очень разнообразные, и к ним, в качестве иллюстрации и своего рода толкования, дан дополнительный материал святоотеческих творений.

— Чувствуется, что это делалось целенаправленно.

— Обращение к духу и примерам, к жизни и творениям великих древних отцов познакомит ребят с неиссякаемым сокровищем духовной мудрости, которое нередко лежит «под спудом». Принципиально важно показать, на что святые отцы положили огромные труды и саму жизнь, о чем они думали и о чем писали, как тщательно читали Священное Писание, сколько времени этому уделяли. В этом смысле, данное пособие можно назвать хрестоматией, в которой читатель найдет возвышенные мысли учителей Церкви, проникновенные толкования библейских слов и событий, уроки богословия и необходимого подвижничества, без которого невозможно спастись, ибо «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12).

— Но ведь есть пособия по Закону Божию, нравственному богословию. Не будет ли это повторением?

— На мой взгляд, хороших пособий для подростков по Закону Божию практически нет. Мне встречались либо учебники по этому предмету, рассчитанные на младших школьников, либо слишком упрощенные, так сказать, богословско-популярные статьи. Либо, напротив, основательные сочинения современных богословов и святых отцов, которые не только сложны для понимания, но и весьма объемны. Не всякий взрослый их осилит, а уж тем более школьник. Надеюсь, мне удалось избежать упомянутых крайностей и предложить серьёзный материал по каждой теме в достаточно сжатой форме на двух-трех страницах. Жизненно необходимо донести эти знания до учеников, дать им возможность самостоятельно прочесть поучения и высказывания учителей Церкви. Уверены, что такой подход позволит актуализировать теоретические знания ребят в области вероучения Церкви, которые они приобретают на других уроках воскресной школы. Ну и потом, повторение – мать учения.

— А как родилось название пособия? Оно звучит необычно.

— «Разуметь словеса мудрости» — так звучат на церковнославянском первые строки Притч царя Соломона. Разуметь для того, чтобы «усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; простым дать смышленость, юноше — знание и рассудительность» (Притч 1, 2-4).

— В конце каждого занятия есть еще маленький раздел «Советуем прочитать». Есть ли там какие-то особенности?

— Это небольшой список рекомендуемой литературы для тех, кто пожелает глубже погрузиться в ту или иную тему. Это не только святоотеческие и библейские тексты, но и произведения художественной литературы, которые можно и нужно уметь анализировать на основе православного вероучения.

— Это тоже необычно. Но мне думается, это разумно. Не отгородиться от внешнего мира, а научиться смотреть на него глазами христианина, черпать пользу из языческих сочинений.

— Да, об этом еще святитель Василий Великий писал в IV веке.

— А для чего вы даете готовые ответы на задания к урокам в конце пособия?

— Наличие вопросов и ответов позволяет пользоваться пособием как самоучителем. Кроме того, и преподаватель, готовясь к занятиям, сможет повысить собственную квалификацию. Дискуссионные вопросы, которые предполагают разные точки зрения, личный жизненный опыт, оставлены для самостоятельного решения. Их можно обсудить в кругу семьи, а также со своими единоверцами или духовным отцом.

Учитель свободен в выборе тем, он может изменять и дополнять домашнее задание. Исходя из интересов детей, их сегодняшних проблем и вопрошаний, степени подготовленности учеников и других обстоятельств на занятиях можно и нужно строить обсуждение вокруг других тем, так или иначе упомянутых в прочитанных главах Библии. Хорошо, если дети сами будут находить эти темы, с чем-то соглашаться или не соглашаться. Задача педагога — поддержать этот интерес, помочь детям разобраться в вопросе, подсказать, как разрешить то или иное противоречие, привести примеры из жизни, подсказать, где можно подробнее познакомиться с интересующей информацией.

— Планируете издать пособие?

— Это было бы замечательно. Но для меня было важно его сделать. Это был серьёзный вызов, трудная задача. Одно дело устно вести уроки, совсем другое — изложить это письменно. А донести книгу до широких масс — это уже другая история. Наверное, этим мы как раз сейчас и занимаемся.

И если предлагаемый курс пробудит живой интерес преподавателей, взрослых и хотя бы одного подростка замотивирует к более глубокому изучению Священного Писания, наша задача будет выполнена.

— Спаси Христос!