Преполовение Пятьдесятницы

Главная Новости Московская Митрополия Преполовение Пятьдесятницы

Новости по темам

Преполовение Пятьдесятницы

Нынешний праздник не только отмечает середину между Воскресением Христовым и Сошествием Святого Духа, но и посвящен определенному событию, о котором повествует Евангелие. Как пишет евангелист Иоанн, в день преполовения праздника (речь идет о празднике иудейской Пасхи) Господь вошел в храм Иерусалимский и учил собравшихся там, толкуя им писания пророков. «И дивились иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись? Исус, отвечая им, сказал: Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно или Я Сам от Себя говорю. Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем» (Ин. 7, 15–18).

Преполовение Пятьдесятницы

Своим ответом Господь удивительно достигает двух целей, соответствующих тем двум природам, которые Он имел в Себе, — Божеской и человеческой. Как человек, Он показывает пример смирения, не ища никакой славы для Себя как человека и давая образец каждому из тех, кто уверует в Него: никогда не искать ничего для себя, но искать лишь исполнения воли Божией во всех делах и обстоятельствах жизни, от самых высоких духовных подвигов до самых простых житейских нужд. Как Бог, Он свидетельствует о Своем равенстве и единосущии Отцу. Он говорит, по сути, то же самое, что скажет вскоре совершенно прямо: «Я и Отец — одно» (Ин. 10, 28).

Тем самым Он не только отвечает на вопрос иудеев: «Как Он знает Писания, не учившись (имеется в виду: по книгам или от учителя)?», но предвозвещает истину, которой предстоит зримо явиться вскоре — в день Пятидесятный: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек […] Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14, 16, 26). И еще: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин. 16, 13). Уточняя: «…не от Себя говорить будет», Он снова утверждает единосущие Лиц Троицы, которая всё творит Их единой общей волей. Дух, Которым Он воплотился от Девы, Дух, Которым Он учил и творил чудеса, Дух, пребывающий в Нем всегда, Дух, «глаголавший пророками», будет действовать и говорить также в учениках Христовых, наставляя их в вере, надежде и любви, направляя в каждом их деле. Он и есть Тот, Кто открывает человеку волю Божию. Поэтому Христос говорит: «Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно или Я Сам от Себя говорю». Именно Дух Святой открывает любящим волю Божию, что учение Христово — истинно и божественно. Свидетельство Духа безошибочно, в отличие от свидетельства слабого человеческого ума, который может, не поняв, по гордости или ограниченности, извратить даже слова святых книг.

Об этом и идет далее речь в праздничном евангельском чтении.

«Не дал ли вам Моисей закона? И никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня?… — вопрошает иудеев Господь. — Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, — на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу?» (Ин. 7, 19, 23). Христос показывает, как прельщенный ум, не озаренный светом Духа, может искажать саму цель святых заповедей. Иудеи, чтя субботу как данный Богом день покоя, считают безгрешным нарушить этот покой, чтобы произвести над младенцем обрезание, во исполнение Закона. А Христа, за то, что Он в субботу исцелил расслабленного, много лет лежавшего у купели, одним лишь словом и повелел идти домой, они хотят убить как нарушителя Закона. Можно ли представить себе что-то более безумное? Но даже на такое извращенное злобное безумие, на жестокое бесчеловечие под маской угождения Богу, способен падший человеческий ум, лишенный помощи Духа и не желающий знать Его.   

Слыша разговор Христа с книжниками, некоторые из жителей Иеросалима говорили: «Не Тот ли это, Которого ищут убить? Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему (то есть ничем не могут возразить Ему): не удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос? Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он» (Ин. 7, 25–27). На самом деле, они ошибались: Писание явно возвещало, что Мессия, Который будет истинным Наставником и Спасителем их народа, придет из города Вифлеема. В ответ на эти толки Господь во всеуслышание сказал в храме: «И знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете. Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня» (Ин. 7, 28–29).

Этими словами Господь Исус Христос вновь подтвердил Свое Божественное достоинство и обличил иудеев, гордившихся тем, что они от времен Авраама чтут единого Бога. Он сказал им, что, не признавая Сына, они и Отца не знают. А признать Сына им мешает их самодовольная гордость. Они думают, что правую веру, истину и мудрость получили от отцов и им ничего другого не нужно, чтобы быть угодными Богу. Но духовная жизнь есть постоянная обращенность человеческого сердца к Богу, постоянное вопрошание, подобное чувству жажды, о которой говорит пророк Давыд: «Боже, Боже мой, к Тебе утренюю, возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя» (Пс. 62, 1–2); «Возжада душа моя к Богу крепкому и живому: когда прииду и явлюся лицу Божию?» (Пс. 41, 3). Об этой жажде возвещают нам в нынешний праздник и церковные песнопения. Символом божественного утоления этой жажды, подаваемого Святым Духом, является освящение воды, совершаемое сегодня.

Принимая освященную воду, будем молить о ниспослании единого источника, неистощимо способного течь в сердце человека — Святого Духа Божия. «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 14). «Жаждущий да придет ко Мне и пиет» (Ин. 7, 37). Вдохновленные этим Христовым призывом, проведем вторую половину Пятидесятницы в молитве, благодарении, святой радости и делах братолюбия, ожидая дня Сошествия Его Животворящего Духа.

На вечерне, стихера на стиховне, глас 1-и

Во святилище пришелъ еси, Премудросте Божия, преполовляющуся празднику, уча и обличая неверныя июдеи, фарисеи и книжники, и вопия со дерзновениемъ къ нимъ: жаждаи да грядетъ ко Мне, и пиет воду животну, и не вжаждется во веки. Веруяи Моей благости, реки потекутъ изъ чрева его жизни вечныя. О благости и благоутробия Твоего, Христе Боже нашъ, слава Тебе.

Тропарь, глас 8-и


Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой воды, яко всемъ, Спасе, возопилъ еси: жаждаи да грядетъ ко Мне и да пиетъ. Источниче жизни, Христе Боже, слава Тебе.

Светилен

Иже чашу имеяи неистощимыхъ сокровищь, даждь ми почерпсти воду во оставление греховъ, яко содержимъ есмь жаждею, Благоутробне единыи Щедрыи.

Поделиться: