На открывшемся в Москве Освященном Соборе восстановлено литургическое общение с Древлеправославной Архиепископией

Главная Новости Московская Митрополия На открывшемся в Москве Освященном Соборе восстановлено литургическое общение с Древлеправославной Архиепископией

Новости по темам

На открывшемся в Москве Освященном Соборе восстановлено литургическое общение с Древлеправославной Архиепископией

17 октября 2017 года после молебна Святой Троице в духовном центре Русской Православной Старообрядческой Церкви на Рогожском начал работу традиционный ежегодный Освященный Собор.

На открывшемся в Москве Освященном Соборе восстановлено литургическое общение с Древлеправославной Архиепископией

Заседания проходят под председательством митрополита Московского и всея Руси Корнилия. В президиуме Собора находятся также архиепископ Зосима Донской и Кавказский, епископ Силуян Новосибирский и всея Сибири, епископ Евмений Кишиневский и всея Молдавии, епископ Викентий Ярославско-Костромской, епископ Евфимий Казанско-Вятский, епископ Патермуфий Иркутско-Забайкальский, епископ Сава Казахстанский, епископ Григорий Томско-Енисейский, епископ Никодим Киевский и всея Украины.

На Собор прибыли 180 делегатов, среди них 107 духовных лиц включая священников и диаконов, 73 человека – миряне. Заседания проходят в зале Церковных Соборов в Новых Палатах (Доме причта). Ведущим Собора избран протоиерей Евгений Чунин.

На открывшемся в Москве Освященном Соборе восстановлено литургическое общение с Древлеправославной Архиепископией

Собор открылся докладом предстоятеля Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополита Московского и всея Руси Корнилия.

Доклад был посвящен текущим вопросам церковной жизни и ряду событий, произошедших в этом году. Среди них встреча с президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным в Кремле, визит руководителя государства на Рогожское, встреча с мэром столицы Сергеем Семеновичем Собяниным и в целом взаимодействие с органами государственной власти, включая решение вопросов возвращения старообрядцев-переселенцев на историческую родину. Также в доклад митрополита вошли сведения о состоявшихся архиерейских хиротониях, освящении новых храмов, восстановлении и реконструкции историко-архитектурного ансамбля «Рогожская слобода», развитии зарубежных старообрядческих общин в Уганде и Пакистане, информационной и просветительской деятельности.

Особое место в докладе заняли вопросы межстарообрядческого сотрудничества в свете грядущего 400-летнего юбилея протопопа Аввакума, который будет отмечаться в 2020 году. Владыка Корнилий сообщил, что в настоящее время разработан и утвержден план мероприятий по подготовке к празднованию юбилейной даты. Состоялись встречи с председателем Госдумы В.В. Володиным, министром культуры В.Р. Мединским и с руководителями регионов России, в том числе с правительством Республики Карелия, Нижегородской и Новосибирской областей, и с другими представителями власти, где обсуждались вопросы совместного проведения 400-летия протопопа Аввакума.

В начале работы Собора были утверждены следующие вопросы повестки дня:

— о возможности литургического общения с Древлеправославной Архиепископией;

— о кандидатах на архиерейские кафедры;

— о допустимости проведения светских мероприятий на церковной территории;

— о соблюдении христианских правил приготовления к погребению;

— о правилах присутствия нестарообрядцев в храме;

— о работе общецерковных комиссий;

— о присвоении Киевской кафедре статуса Архиепископии;

— отчет Просветительского отдела;

— об электронных документах.

На открывшемся в Москве Освященном Соборе восстановлено литургическое общение с Древлеправославной Архиепископией

Главным вопросом первого дня работы Освященного Собора стало обсуждение возможности молитвенного и литургического общения с Древлеправославной Архиепископией.

Перед соборянами с кратким сообщением выступил председатель Комиссии по диалогу с Древлеправославной Архиепископией преосвященный епископ Киевский и всея Украины Никодим. Он рассказал о работе комиссии в области исследования законности архиерейской иерархии Древлеправославной Архиепископии и последних решениях, принятых на Соборах этого старообрядческого согласия.

На сегодняшний день состоялось несколько Соборов Архиепископии, на которых были приняты и подтверждены решения о признании архиерейского достоинства Белокриницкого митрополита Амвросия и совершенных им архиерейских хиротоний. Также со стороны Архиепископии отменен чиноприем для старообрядцев Белокриницкого согласия, которым разрешено посещать богослужения Древлеправославной Архиепископии без всяких препятствий. На последних Соборах Архиепископии было принято решение обратиться к Освященному Собору Русской Православной Старообрядческой Церкви с предложением установить молитвенное и евхаристическое общение.

По этому вопросу также выступил член комиссии по диалогу с Древлеправославной Архиепископией о. Вадим Коровин.

Затем слово взял представитель Древлеправославной Архиепископии протоиерей Георгий Ефимов, который находится в составе делегации Архиепископии, прибывшей на Освященный Собор. Он подтвердил информацию, изложенную в докладе епископа Никодима, и дополнил ее сведениями о последнем Соборе Архиепископии, который состоялся 15 октября сего года. На нем были подтверждены преждебывшие решения об отмене чиноприема в отношении христиан Белокриницкого согласия.

Протоиерей Георгий также рассказал о современном состоянии Древлеправославной Архиепископии. В настоящее время ей принадлежит 11 приходов, служат 11 священников и диаконов. Местоблюстителем архиепископской кафедры является преосвященный епископ Никодим (Елякин).

О. Георгий подчеркнул, что решение об отмене чиноприема в отношении христиан Белокриницкого согласия пришло в ходе многолетних исследований. В конечном итоге в Архиепископии пришли к выводу о полной законности Белокриницкой иерархии и необходимости уврачевания разделения, которое образовалось между старообрядцами-поповцами в середине XIX века.

В ходе начавшегося обсуждения на Соборе были высказаны три основные точки зрения на решение данного вопроса. Некоторые сомневались в апостольском преемстве иерархии Русской Древлеправославной Церкви и предложили отложить принятие решения до лучшего исследования этого вопроса. Другие предлагали осуществить воссоединение через чиноприем, поскольку ранее чада РДЦ, и в частности Древлеправославной Архиепископии, считались членами раздорнического сообщества.

Однако большинство делегатов Освященного Собора высказали мнение, что аргументы, изложенные представителями Архиепископии и подтвержденные отчетом комиссии РПСЦ по диалогу с Архиепископией, позволяют восстановить молитвенное и евхаристическое общение между христианами. Выступившие на Соборе высказали мнение, что предложение о воссоединении не должно быть отклонено – соборяне осознают свою ответственность и перед ныне живущими христианами, и перед потомками. Также делегаты Собора поддержали предложение Архиепископии о сохранении ее самостоятельности в духовно-административных вопросах. Представители Архиепископии, со своей стороны, подтвердили признание достоинства Белокриницкой иерархии и выразили желание получить икону святителя Амвросия для установления его почитания в своих приходах.

В результате подробного обсуждения вопроса Освященным Собором было принято решение об отмене чиноприема в отношении Древлеправославной Архиепископии и восстановлении молитвенного общения между двумя старообрядческими Церквями.

По общей договоренности в качестве символического знака объединения предстоятели согласий должны были подписать примирительный акт.

В торжественной обстановке Мирная грамота была подписана утром 18 октября 2017 года в зале Соборов Московской Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви, что в Новых Палатах на Рогожском. Со стороны Русской Православной Старообрядческой Церкви его подписал митрополит Московский и всея Руси Корнилий, со стороны Древлеправославной Архиепископии – местоблюститель архиепископского престола преосвященный епископ Никодим.

ТЕКСТ ГРАМОТЫ ПОЛНОСТЬЮ

Мирная грамота о восстановлении евхаристического общения между Древлеправославной архиепископией и
Московской и всея Руси Митрополией

Русской Православной Старообрядческой Церкви

Во славу Святыя Единосущныя и нераздельныя Троицы Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

В лето 7526 октября 4 дня (17 октября 2017 г. по гражданскому стилю), мы, ныне собравшиеся в богоспасаемом граде Москве, предстоятели Русской Православной Старообрядческой Церкви и Древлеправославной Церкви (Древлеправославной Архиепископии) в согласии и совокупности со священноиереями и делегатами от приходов, во исполнение заповеди Христа Спасителя, которую Он преподал, глаголя: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Иоан. зач. 48) и «о сем познают вси, яко мои ученицы есте, аще любовь имате между собою» (Иоан. зач. 46), каковой церковный мир нарушен в середине XIX века, при спорах о законности и действительности принятия святителя Амвросия Белокриницкого — имея довольно долгое суждение о причинах нашего разделения и руководствуясь писанием святых и богоносных отец: правило 101-е (114-е по другому счёту) Карфагенского собора, глава 15, лист 158 книги Кормчей и глава 53, лист 568; книга «О правой вере», глава 18, лист 195, и 2 книга Севаста Арменополя, а также прежде бывшими в истории Церкви Христовой соединительными соборами и мирными актами, — стремясь к любви и единению между древлеправославными христианами-старообрядцами и преодолению 170-летнего раздора между Древлеправославной Церковью («беглопоповским согласием») и Русской Православной Старообрядческой Церковью («белокриницким согласием»), рассмотрев многочисленные прецеденты из истории Церкви и результаты деятельности совместных комиссий, провозглашаем следующее:

  1. Признаем и принимаем Апостольскую преемственность архиерейских хиротоний белокриницкой и беглопоповской иерархий.
  2. В настоящее время обе иерархии имеют собственные каноническую и юридическую самостоятельность и установившиеся обычаи.
  3. Духовенство и мирян призываем без всякого сомнения посещать храмы Русской Православной Старообрядческой Церкви и Древлеправославной Церкви (Древлеправославной Архиепископии) для евхаристического общения, совместного совершения богослужений и исполнения таинств и треб.
  4. Преодолевая многолетнее разделение, уничтожаем и предаём забвению всякое злое порицание, высказывание, сомнения и упреки в адрес друг друга, выражающиеся в устной или письменной форме, наставляя и в будущем не повторять сих.
  5. Согласно посланию св. Кирилла, архиепископа Александрийского, к Максиму диакону (кн. Кормчая, гл. 34, лист. 273 об.), злом не поминать о прежних грехах. И если кто будет порицать примирившихся православных христиан, тот будет не сын Церкви, а раздорник и подлежит церковному суду.
  6. Вопрос о каноническом и юридическом объединении обеих иерархий должен быть решён в будущем на совместных освященных соборах.
  7. Примером такого объединения является Мирный акт, подписанный архиереями Русской Православной Старообрядческой Церкви и утвержденный Освященным собором более ста лет назад и гласящий: «Епископы, коих в епархиях после сего примирения окажется по два, должны оставаться в тех же епархиях, без перевода в другую, если от них не последует добровольного согласия на перевод. Дела решать обоим епископам совместно, и молиться на ектеньях за обоих» (Мирный акт от 9 апреля 7415/1907 г., утверждённый Освященным собором 23 июня того же года).

 

Митрополит Корнилий                                                              Русская Православная Старообрядческая Церковь

 

Местоблюститель Епископ Никодим                                                             Древлеправославная Архиепископия

Поделиться: