Неделя преподобного Иоанна Лествичника, четвертая Великого поста

Главная Новости Московская Митрополия Неделя преподобного Иоанна Лествичника, четвертая Великого поста

Новости по темам

Неделя преподобного Иоанна Лествичника, четвертая Великого поста

Обычай совершать в четвертую неделю Великого поста память прп. Иоанна, списателя «Лествицы», пришел в нашу Церковь вместе с Иеросалимским уставом в XIV веке. Этот устав, сохраняя образ и чин богослужения палестинских монастырей, выделял таким образом память одного из столпов палестинского иночества, наиболее всего прославленного сочинением знаменитой «Лествицы», книги о пути иноческого совершенствования. Название книги, в русском переводе означающее «Лестница», объясняется тем, что этот путь разделен в ней на 30 ступеней-глав для последовательного обучения тем добродетелям и преодоления тех грехов, которым посвящены те или иные главы.

Неделя преподобного Иоанна Лествичника, четвертая Великого поста

Прп. Иоанн жил в конце шестого и седьмом веках; местом его рождения Предание указывает Константинополь, но о родителях его умалчивает. В детстве и отрочестве он получил хорошее образование, а уже в возрасте шестнадцати лет принял пострижение в одной из обителей Синайской горы. Там же постригся и его брат Георгий. После сорокалетней жизни в отшельничестве прп. Иоанна убедили принять игуменскую власть в самом известном из монастырей Синая — монастыре Неопалимой Купины, построенном в гористой пустыне, на том месте, где в древности Бог явился пророку Моисею в пламени горевшего и не сгоравшего тернового куста. Здесь и было написано преподобным его душеполезное сочинение, ставшее одним из известнейших духовных руководств для православных подвижников вплоть до наших дней. За несколько лет до смерти прп. Иоанн сложил с себя игуменство и вновь удалился в пустыню для уединенной молитвы и безмолвия. День его праведной кончины — 30 марта, но год ее с точностью неизвестен.

Труд прп. Иоанна содержит полезнейшие наставления не только для иноков: многие из них важны для всякого человека, искренне любящего Бога и ищущего спасения.

«Как позванные Богом и Царем усердно устремимся в путь, дабы нам, имеющим краткий век на земле, в день смерти не явиться бесплодными […] — призывает он верующих. — Благоугодим Господу, как воины угождают царю; ибо, вступивши в это звание, мы подлежим строгому ответу о служении. Убоимся Господа хотя бы так, как боимся зверей; ибо я видел людей, шедших красть, которые Бога не убоялись, а услышав лай собак, тотчас возвратились назад, и чего не сделал страх Божий, то сделал страх зверей. Возлюбим Господа хотя бы так, как любим и почитаем друзей: ибо я много раз видел людей, прогневавших Бога и нисколько о том не заботившихся, но те же самые, чем-нибудь малым огорчив своих друзей, употребляли все искусство, выдумывали всякие способы, всячески изъявляли им свою скорбь и свое раскаяние, и лично, и через иных, друзей и родственников, приносили извинения, и посылали оскорбленным подарки, чтобы только возвратить прежнюю их любовь» (Слово 1-е. Об отречении от жития мирского).

Прп. Иоанн весьма прославляет иноческий путь, как наиболее удобный, легкий и прямой путь к Царствию небесному; мирян, связанных узами семьи, он сравнивает с теми, кто идет к цели, имея оковы на руках и ногах; но самим этим сравнением не принижает христиан, живущих в миру, а, напротив, говорит о них с полным сочувствием. 

«Некоторые люди, нерадиво живущие в мире, спросили меня, говоря: ,,Как мы, живя с женами и оплетаясь мирскими попечениями, можем подражать житию монашескому?” Я отвечал им: ,,Все доброе, что только можете делать, делайте; никого не укоряйте, не окрадывайте, никому не лгите, ни перед кем не возноситесь, ни к кому не имейте ненависти, не оставляйте церковных собраний, к нуждающимся будьте милосерды, никого не соблазняйте, не прикасайтесь к чужому ложу, будьте довольны помощью вам от жен ваших. Если так будете поступать, то не далеко будете от царствия небесного”» (Там же).

Весьма многие из наставлений, обращенных прп. Иоанном к инокам, для мирян отнюдь не менее важны и обязательны. Вот, например, что пишет преподобный о злословии и клевете — недуге, как все мы знаем, нередко встречающемся у людей, «имеющих образ благочестия, силы же его отвергшихся» (2 Тим. 3, 5).

«Услышав, что некоторые злословят ближних, я запретил им; на что делатели этого зла в извинение себе отвечали, будто делают это из любви и попечения о том, кого они злословят. Но я сказал им: оставьте такую любовь, чтобы не оказалось ложным сказанное: ,,оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях» (Пс. 100, 5). Если ты истинно любишь ближнего, как говоришь, то не осмеивай его, а молись о нем втайне; ибо это образ любви, который приятен Богу. Станешь остерегаться осуждать согрешающих, если всегда будешь помнить, что Иуда был в соборе учеников Христовых, а разбойник в числе убийц; но в одно мгновение произошла с ними чудная перемена. […]

Видел я согрешившего явно, но втайне покаявшегося; и тот, которого я осудил как блудника, был уже целомудренным у Бога, умилостивив Бога чистосердечным обращением.

[…] Как огонь противен воде, так и кающемуся несвойственно судить. Если бы ты увидел кого-либо согрешающего даже при самом исходе души из тела, то и тогда не осуждай его; ибо суд Божий неизвестен людям. Некоторые явно впадали в великие согрешения, но большие добродетели совершали втайне; и те, которые любили осмеивать их, обманулись, гоняясь за дымом и не видя солнца.

Послушайте меня, послушайте, злые судии чужих деяний: если истинно то, как в самом деле истинно, что “тем судом, которым судите, будут судить вас” (Мф. 7, 2); то, конечно, за какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами; и иначе не бывает» (Слово 10-е. О злословии и клевете).

А вот как предостерегает св. отец верующих от гордости — греха, который превратил светоносного ангела Денницу во врага Божия и губителя человеческих душ. Мы все это помним — и, однако, сколь часто впадаем в тот же самый грех!

«Где совершилось грехопадение, там прежде водворялась гордость; ибо провозвестник первого есть второе. […] Положим, что есть двенадцать бесчестных страстей; если произвольно возлюбишь только одну из них, т.е. гордость, то и одной ее хватит наполнить место прочих одиннадцати. […]

Стыдно тщеславиться чужими украшениями, и крайнее безумство — гордиться Божиими дарованиями. Превозносись только теми добродетелями, которые ты совершил прежде рождения твоего; а те, которые ты исполнил после рождения, даровал тебе Бог, как и само рождение. Какие ты исправлял добродетели без помощи ума, — те только и твои; потому что Бог даровал тебе и самый ум. Какие подвиги показал ты без тела, те только и относи к твоему тщанию, ибо и тело не твое, а творение Божие.

Не уповай на себя, пока не услышишь последнего о тебе изречения, памятуя, что и возлежавший уже на брачной вечери был связан по рукам и по ногам, и ,,ввержен во тьму кромешную» (Мф. 22, 13); […] [а] многие [ангелы], будучи святыми и невещественными, были свержены с неба» (Слово 23-е. О безумной гордости).

Так «Лествица» прп. Иоанна наставляет на спасительные пути верующих всякого рода и возраста, всякого призвания и вида занятий. Поднявшись сам по ступеням добродетелей в многолетних ежедневных трудах самоотречения, святой отец и ныне силен подать нам пример, укрепить советом и поддержать молитвами, которые он, пребывая в лике угодивших Богу, возносит к небесному Престолу о всех, с верою чтущих его память. Примем с благодарением и радостью эти советы и молитвы, даже если живем в миру и обременены заботами о доме и семье, не оставляющими нам столько времени и сил для молитвы и поста, сколько имеют иноки. Ибо Сам Господь сказал: ,,в доме Отца Моего много обителей» (Ин. 14, 2), и следовательно, много имеется у Него видов и путей спасительного промысла, по которым все любящие Бога приобщатся, каждый в свою меру, Его благости в невечернем дне Царствия Его.

Тропарь преподобному Иоанну, глас 4-и

Яко божеcтвенную лествицу обретше, Иоaнне преподобне, твоя божеcтвенная писaния, ими же нa небо возводими бывaемъ, и добродетелемъ бо был еси воображeние. Моли Христа Бога, да спасeтъ душа нaша.

Кондак недели, глас 4-и

Креста Твоего, Господи, пощeнием очистившеся, духомъ приближимся, верою молящеся, вопиeм Ти: на воскресение всехъ нaсъ сподоби.

Поделиться: