Неделя о расслабленном

Главная Новости Московская Митрополия Неделя о расслабленном

Новости по темам

Неделя о расслабленном

В третье воскресенье от Пасхи совершается память исцеления Господом расслабленного (то есть парализованного), долгое время беспомощно лежавшего на носилках близ Овчей купели в Иеросалиме. Это чудо, описанное в Евангелии от Иоанна, вспоминается теперь, потому что совершилось, как выводят толкователи Писания, вскоре после иудейской Пасхи. «Есть […] в Иеросалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять притворов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» (Ин. 5, 1–4). Так рассказывает об этом месте Евангелие от Иоанна. В славянском тексте читаем: «на всяко лето», из чего можно подумать, будто исцеление совершалось лишь раз в году. Но в греческом читаем: ката кайрон, то есть «по временам». И действительно, если бы исцеления совершались так редко, то навряд ли многие рассчитывали бы на эту чудесную помощь.

Неделя о расслабленном

Любой из часто посещающих церковные службы знает, что этот краткий фрагмент из Евангелия — пять стихов — читается при освящении воды на праздник Первого Спаса и при всех других малых освящениях воды, совершаемых по тому же чину. Почему? Что связывает сошествие ангела на Овчую купель в незапамятные времена и водосвятия, совершаемые в нашей Церкви? Из объяснения свт. Иоанна Златоуста мы узнаем ответ на этот вопрос.

Неделя о расслабленном

«Что здесь изображается? — пишет святитель. — Намерение было даровать нам крещение, имеющее в себе великую силу и величайшие блага, крещение, очищающее от всех грехов и людей из мертвых делающее живыми. […] Ангел сходил и возмущал воду, и сообщал ей целебную силу, чтобы внушить иудеям, что тем более Господь ангелов может исцелять все болезни душевные. Но как здесь врачевала не просто естественная сила воды (иначе это бывало бы всегда), но действие ангела, так и над нами вода не сама по себе действует, но когда воспримет благодать Духа, тогда и очищает все грехи». Итак, это место из Евангелия, читаемое при водосвятии, напоминает о том, что вода освящается и приобретает силу ко очищению душевных скверн и целению телесных болезней не самим иереем, совершающим водосвятие, а всемогущим Богом, действующим через Своего служителя, как некогда Он действовал через ангела.

Итак, продолжает евангелист, «тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Исус, увидев его лежащим и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: да, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. (Из этих слов мы понимаем, что расслабленный не был полностью недвижим, но с большим трудом мог передвигаться.) Исус говорит ему: встань, возьми постель твою и иди. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел» (Ин. 5, 5–9).

«Тогда слабость была препятствием для желающего получить исцеление, а ныне всякий свободно может приступать, — подчеркивает Златоуст отличие освящения прежнего, до спасительной Жертвы Господа, от нынешнего, совершаемого по благодати. — Не ангел воду возмущает, а Господь ангелов совершает все это. И уже не может болящий сказать: ,,не имею человека…” […] но, хотя бы стекалась вся вселенная, благодать не оскудевает и сила ее не истощается, а остается всегда одинакова, как и прежде. Как солнечные лучи светят каждый день и не истощаются, так и еще более сила Духа отнюдь не уменьшается от множества принимающих ее» (Беседы на Евангелие от Иоанна. Беседа 36-я).

Неделя о расслабленном
Сошествие Св. Духа с Евангельскими событиями, XVI в.

Причина такого удивительного отличия в том, что отныне, после Креста и Воскресения Христова, после Жертвы, принесенной во очищение грехов всего мира, благодать открыта всему человечеству. Сам Господь по Воскресении из мертвых сказал Своим ученикам: «Идите в весь мир и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 15–16). Теперь сделалось явным, что не происхождение человека, не обрезание и какие-то подобные обряды, данные лишь на время, открывают человеку доступ к Богу, но вера в Него, и Его Единородного Сына, и Святого Духа. «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Исуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа», — говорил Петр иеросалимлянам (Деян. 2, 38); «Веруй в Господа Исуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» (Деян. 16, 31), — сказали апостолы Павел и Сила темничному стражу в Филиппах.

Господь Исус не произносит перед расслабленным никакой проповеди. Он просто говорит: «Встань, возьми постель твою и иди». И сам Его поступок становится проповедью: Сын Божий исцеляет словом, показывая, что Он равен Отцу, что составляет одного с Отцом Бога.

Однако Христос так и не назвал Себя по имени. И исцеленный не знал, кто перед ним. И когда окружающие спросили: «Кто повелел тебе взять постель и носить ее?» (ибо тем самым нарушалась заповедь о субботнем покое), исцеленный не мог ответить, кто повелел ему это. А между тем, разрешением нарушить субботний запрет Христос также показал Свою божественность, ибо Он был Тот же Самый, Кто некогда говорил на Синае пророку Моисею, давая ему и всему Израилю заповедь о субботе. «Суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть Господин и субботы» (Мк. 2, 27–28), — сказал Он об этом в другом месте.

Евангелист продолжает, что позднее Христос встретил бывшего расслабленного — теперь уже здорового — в храме и сказал ему: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего горше» (Ин. 5, 14). Если обратимся вновь к изъяснению Златоуста, Христос здесь «показывает, что здоровье возвращено расслабленному более по благодати, нежели по заслугам. Не подает вида, что он освобожден от наказания по достоинству, а выражает, что он спасен по человеколюбию. […] Словами ,,не греши больше” Христос показал, что знает все прежде бывшие согрешения его, а потому следует веровать Ему и относительно будущего». В сокращенном виде здесь показывается образ того, что Христос сделал для всего человечества. Он принес нам благодать Святого Духа, не требуя очищений и жертв за грехи, но простив эти грехи. Каждый крещаемый получает это прощение во святой купели и отныне должен уже блюсти себя от новых скверн. Так и с расслабленным: Господь не обличает его в грехах, но подает исцеление тела и наставляет храниться от грехов в будущем, «чтобы не случилось чего горше», намекая на грядущий суд, о котором Он так часто говорил Своим ученикам в притчах.

«Человек тот пошел и объявил иудеям, что это Исус исцелил его» (Ин. 5, 15), — завершает свой рассказ евангелист. Несомненно, в храме, где, как мы знаем, Господь имел обыкновение учить, бывший расслабленный уже не только вновь увидел своего Исцелителя, но мог и слышать Его учение. И зная, как ревниво, завистливо, злобно относятся к Господу иудейские законоучители и старейшины, он все-таки не побоялся сказать им, Кто сотворил ему столь великое и бесценное благодеяние.

Подобно ему, не будем и мы скрывать тех случаев, когда по милости Божией получили какую-то нечаянную помощь в беде или исцеление в болезни. Но будем прославлять Его и непрестанно приводить себе на память Его предупреждение, сделанное расслабленному: «не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего горше». Чтобы в день скончания земного нашего века мы могли сказать с Давыдом: «Обратися, душе моя, в покой твой, яко Господь благо сотвори тебе. […] Благоугожду пред Господем во стране живых» (Пс. 114, 7, 9).

Стихера на вечерне, на «Господи, возвах», славник, глас 5-и

Взыде Исусъ во Иеросалимъ на Овчую купель, глаголемую июдейски Вифезда, пять притворъ имущу, идеже слежаше множество болящихъ. Ангелъ бо Божий по вся лета сходя, возмущаше ю, и здравие подаваше приступающимъ съ верою. И видевъ Господь многовременна человека, глагола къ нему: хощеши ли цел быти? Боляи отвещаваше: Господи, человека не имамъ, да егда возмутится вода, ввержетъ мя въ купель: врачемъ издахъ все имение мое, и милости улучити не сподобихся. Но Врачъ душамъ и теломъ глагола къ нему: возми свой одръ и ходи, проповедая Мою силу, и велию милость въ концехъ.

Стихера, на утрене, на «Хвалитех», славник, глас 8-и

Господи, разслабленаго не купель исцели, но Твое слово обнови, и ниже многолетныи преткну его недугъ: яко гласа Твоего скорейше действо показася, и неудобь носимую тяжесть отверже, и бремя одру понесе, въ послушество многихъ щедротъ Твоихъ, слава Тебе.

Поделиться: