Неделя преподобной Марии Египетской, пятая Великого поста

Главная Новости Московская Митрополия Неделя преподобной Марии Египетской, пятая Великого поста

Новости по темам

Неделя преподобной Марии Египетской, пятая Великого поста

В пятое воскресенье Великого поста церковный Устав повелевает совершать память прп. Марии Египтяныни (то есть египтянки). Всего лишь двумя днями раньше, на утрене четверга, читалось Житие прп. Марии, и мы слышали тропари, посвященные ей, в составе Великого покаянного канона свт. Андрея Критского. Кроме того, служба святой совершается и в день ее кончины — 1 апреля по старому стилю. О подобных ей Господь Исус некогда сказал слушавшим Его проповедь: «Многие будут первые последними, и последние первыми» (Мф. 19, 30) и: «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21, 31).

Неделя преподобной Марии Египетской, пятая Великого поста
Преподобная Мария Египетская с житием в 16 клеймах, нач. XIX в.

Время жизни прп. Марии известно лишь примерно. Патриарх Иерусалимский Софроний, живший в шестом и начале седьмого века, написал ее житие по давнему Преданию, то есть, очевидно, спустя более столетия после ее смерти. Итак, скорее всего, прп. Мария жила в пятом веке, и старость ее пришлась на середину этого века — время довольно мирное, что отмечено и в ее Житии. А прожила она, по свидетельству свт. Софрония, 76 лет — возраст, какого в древности достигали немногие женщины.

Молодость Марии была омрачена тяжкими грехами. Двенадцатилетним подростком она, впервые испытав соблазны плоти и развращенного мира, покинула дом родителей и ушла в Александрию. В ту эпоху Александрия была самым многолюдным и богатым городом христианского Востока, куда со всего света стекались купцы, моряки, искатели приключений, удовольствий и легкой наживы. Здесь Мария вскоре начала блудную жизнь, причем не поневоле, как многие бедные девушки, принуждаемые жестокой нищетой, а по страсти, которая быстро укоренилась в ней, подчинив всё ее тело и душу. Она умела прясть лен и способна была прокормить этой работой себя и даже детей, если б они у нее были. Но блудное желание пылало в ней так сильно, что она не могла думать ни о чем другом, как только об услаждении плоти. Так прошли долгие семнадцать лет.

Однажды увидев в городской гавани толпу народа у корабля, Мария спросила, куда собираются плыть эти люди, и услышала ответ, что они отправляются в Иеросалим на поклонение Честному Древу Креста Господня по случаю скорого праздника Воздвижения. Мария тут же, не раздумывая, попросилась на корабль — не ради поклонения Кресту, но ради того, чтобы среди толпы паломников найти мужчин, которые могли бы удовлетворять ее похоть. Всё время плавания до берегов Палестины она провела в неутолимом разврате и то же самое продолжала без стыда творить во Святом граде, рядом с почитаемыми местами Страстей нашего Господа.

Когда же настал день праздника и тысячи людей пошли в храм Воскресения Христова, пошла с народом и она, привлекаемая любопытством. Но у церковного входа случилось удивительное: пытаясь войти внутрь, Мария не смогла этого сделать, — как будто невидимая сила отталкивала ее от порога. Много раз попытавшись войти вместе со всеми, она так и осталась в притворе. И тогда впервые к ней пришло осознание всего скверного безобразия ее дел. Горький плач о безумно прожитой молодости охватил ее. Возведя глаза к образу Пресвятой Богородицы, написанному на стене притвора, грешница Мария взмолилась к Марии — Пречистой Деве и Матери Спасителя — с мольбой о прощении, дав обет отречься от мира и всего, что в мире, и пойти туда, куда Сама Пречистая ее наставит. После молитвы, получив некоторое утешение, она еще раз попробовала войти в храм, и уже ничто не возбранило ей. Увидев Пресвятое Древо Креста, Мария поклонилась ему с внезапно возгоревшейся в ее сердце любовью к Христу. Во исполнение данного ею обета, она вышла из Иеросалима и удалилась в пустыню за Иорданом, имея с собой лишь три купленных по пути хлеба.

Здесь Мария прожила сорок семь лет в скудости и тяготах, которые могут показаться невероятными, и в непрестанной покаянной молитве. Здесь встретил ее священник и инок Зосима, ради усиленного воздержания и богомыслия ушедший из своего монастыря в пустыню на время Великого поста. Старца безмерно удивил не только облик Марии, которая в течение едва не полувека не входила под человеческий кров, терпя зной и холод, голод и жажду, но и дар ее прозорливости: впервые видя старца, она называла его по имени, знала о его иерействе, а также о порядках в его обители. Не менее удивительным было видеть, как во время молитвы подвижница поднималась над землей и стояла на воздухе. По настоятельной просьбе Зосимы она поведала ему свою жизнь. В ответ на его изумление чудесной переменой, совершившейся с нею, она сказала ему о заветном желании — причаститься Святых Тела и Крови Христовой. Через год, в Великий четверток, Зосима после литургии принес Св. Дары на берег Иордана, в место, где назначила сама подвижница, — и увидел, как она переходит реку по волнам, не касаясь ступнями воды.   

Причастившись, Мария вздохнула со слезами и воскликнула, воздевая очи к небу: «Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видесте очи мои спасение Твое». Затем сказала старцу: «Прости мне, авва, и исполни другое мое желание. Ступай теперь в монастырь, и благодать Божия да хранит тебя. А на будущий год приходи опять к истоку, где я впервые встретилась с тобой. Приходи, ради Бога, и опять увидишь меня, ибо такова воля Божия».    

Через год о. Зосима пришел на прежнее место — и увидел мертвое тело Марии, а рядом — начертанную на земле надпись: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело убогой Марии, отдай праху прах, помолившись Господу за меня, преставившуюся в первый день месяца фармуфия по-египетски, а по-римски апреля, в самую ночь Страстей Господних, после причащения Божественной и Тайной Вечери».

Посмертным чудом преподобной стало то, что к старцу, бессильному вырыть могилу в ссохшейся глинистой почве, пришел на помощь лев, который вырыл яму своими когтями.

После этого Зосима, до тех пор хранивший тайну о преподобной Марии, рассказал о ней игумену и братии своего монастыря. Много лет ее история передавалась между палестинскими иноками изустно, пока, наконец, св. Софроний не записал ее.

Образ преподобной Марии навсегда запечатлелся в памяти и предании Церкви как пример для всех ищущих спасения, как путеводная звезда, зовущая за собой, показывая, что ни один человек, сколь бы ни был он грешен, не должен отчаиваться в милосердии Бога. Ибо, подобно отцу из евангельской притчи, который с радостью и торжеством принял заблудшего сына, истратившего отеческое добро в блуде и пьянстве (Лк. 15, 11–32), Отец небесный готов принять всякого грешника и одарить его благодатными дарами.

«Кто из вас, — вопрошает Господь Исус своих учеников, — имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15, 4–7). Слова эти, удивительным образом сбывшиеся на прп. Марии, зовут и нас последовать ее примеру — если не в превышающих воображение подвигах ее терпения, то в чистоте и безоглядности ее устремления ко Христу, в ее святой любви, преодолевшей и победившей все соблазны и тяготы. «Отпускаются грехи ее многие, ибо она возлюбила много» (Лк. 5, 22). Возлюбим же и мы, подобно прп. Марии, нашего Создателя, Которого нам предписано любить выше всего на земле, и братьев наших — людей, которых Слово Божие зовет, как и нас, войти в Его вечное царство. И да погрузятся бесчисленные, как песок морской, грехи наши в пучине милосердия нашего Спасителя.

Стихеры на «Господи возвах», глас 6-и

Тебе убо возбрани честныхъ видения, сквернъ древнихъ текущее осквернение; твое же чувство, и тебе богомудрая содеянныхъ совесть, къ лучшимъ тебе обращение содела. На икону бо воззревши благословеныя Богоотроковицы, всемъ зазревши прегрешениемъ своимъ, прехвальная, первымъ, со дерзновениемъ честному Древу поклонилася еси.

Въ пустыню всельшися, твоихъ страстей образы благочестно загладила еси, боговидныи образъ въ души написавши, добродетельными виды. И тольми восияла еси, яко и на водахъ легко преходити стопами, и надъ землею взятися иже къ Богу твоими молитвами: и ныне со дерзновениемъ, преславная Марие, Христу предстоящи, молися о душахъ нашихъ.

Славник, глас 2-и

Душевная ловления и страсти плотьския, мечемъ воздержания посекла еси; и мысленая согрешения молчаниемъ поста увядила еси; струями слезъ твоихъ пустыню всю напоила еси, и прозябла еси намъ покаяния плоды. Темже ти память, преподобная, празднуем.

Поделиться: