Неделя крестопоклонная

Главная Новости Московская Митрополия Неделя крестопоклонная

Новости по темам

Неделя крестопоклонная

Третье воскресенье Великого поста носит имя Недели крестопоклонной. Надо напомнить, что в церковнославянском языке неделей называется не семидневный цикл, а воскресный день. «Неделя» — день отдыха, когда «не делают», то есть не работают. Неделя же в современном значении называется по-славянски «седмицей». С Недели крестопоклонной начинаются пять дней поклонения Честному Кресту Господню, который в конце воскресной утрени выносится из алтаря, торжественно полагается посреди церкви и остается здесь до пятницы.

Неделя крестопоклонная

Никифор Каллист, греческий церковный писатель XIV века, автор триодных синаксарей — поучений, и доныне читаемых на утренях в воскресные дни Великого поста, — толкует это древнее церковное установление символически. Он сравнивает Крестное Древо с древом познания добра и зла, росшим в Эдеме, вкушать с которого Бог запретил нашим праотцам. Как то, первое, древо было насаждено Богом посреди рая земного, — пишет он, — так Крестное Древо насаждено посреди Четыредесятницы; но если, вкусив от плода первого древа, человек утратил райское блаженство, то, приобщаясь к плодам второго, он обретает прощение грехов, освящение и вечную жизнь в царстве Христовом.   

«Слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, сила Божия», — учит св. апостол Павел (1 Кор. 1, 18). Для древних казнь на кресте была не только самой мучительной, но и самой позорной: римляне казнили так только рабов, ни один преступник из свободных людей не мог быть ей подвергнут; у иудеев же, согласно Ветхозаветному Писанию, считалось, что «проклят всяк повешенный на дереве» (Втор. 21, 23). И эту страшную казнь принял на Себя за грехи мира единый Безгрешный — Единородный Сын Божий, пришедший в мир для спасения созданных Им людей, посрамляя всякую человеческую мудрость. «Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих, — продолжает апостол. — Ибо и иудеи требуют чудес, и еллины ищут мудрости; мы же проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для еллинов безумие, для самих же призванных, [из] иудеев и [из] еллинов, — Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1, 21–24).

Комментируя эти слова ап. Павла, прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Всякое деяние и чудотворение Христово весьма велико, и божественно, и удивительно, но удивительнее всего Честной Его Крест. Ибо смерть ниспровергнута, прародительский грех уничтожен, ад ограблен, даровано Воскресение, дана нам сила презирать настоящее и даже саму смерть, возвращено первоначальное блаженство, открыты врата рая, наше естество воссело одесную Бога, мы сделались чадами Божиими и наследниками не через другое что, а через Крест Господа нашего Исуса Христа. Крест одел нас в ипостасную Божию мудрость и cилу. Сила же Божия есть слово крестное — или потому, что через него открылось нам могущество Божие, то есть победа над смертью, или потому, что, подобно тому, как четыре конца Креста посредством середины твердо держатся и крепко связываются, так и через посредство силы Божией содержится и высота, и глубина, и длина, и ширина, то есть вся видимая и невидимая тварь» (Точное изложение православной веры. Кн. IV, гл. 11).

Св. Иоанн видит в Кресте символ не только искупления, но и самого миропорядка в его всеобщей живой взаимосвязи, в его премудром единстве, центром, хранителем и движителем которого является Бог. Знамение Креста, пронизывающее собою всю вселенную, и природу, и дела человеческих рук, напоминает нам о том, что Создавший этот мир и Пострадавший за нас — Один и Тот же Бог. И чтители Его Креста, христиане, призваны быть «возделывателями и хранителями» всего мира — подобно тому, как праотцу Адаму было поручено «возделывать и хранить» Эдемский сад, в котором он был поселен (Быт. 2, 15). Слова Спасителя, сказанные ученикам: «Кто хочет идти за Мною, да отвергнется себя, и возьмет крест свой, и идет вслед Меня» (Мк. 8, 34), означают, таким образом, не только готовность к терпению во имя Христово страданий и скорбей, выпадающих на долю христианина, но и готовность к вдохновенному созидательному труду, любовно сохраняющему творение Божие. В наш век разрушительных войн, страшного оружия, губящего вместе с людьми всё живое, век грабительского и разрушительного использования богоданной природной среды, ученик Христов призван являть благодарность Творцу, любовь к созданному Им миру, восхищение всеми делами рук Божиих во всех своих трудах, в заботе каждого дня, в деятельной защите дарованной нам Богом красоты. В этом он так же являет себя носителем и исповедником Креста своего Владыки, как и в посте, молитве, самоотвержении или мученичестве.

Апостол Павел писал к христианам из Ефеса: «Преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Исуса Христа […] да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что [есть] широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Ефес. 3, 16–19). «О преславное чудо, широта Креста и долгота небеси равна eсть: яко Божественною благодатию освящает всячeская», — воспевает славословие Кресту Христову Святая Церковь. Крестом нашего Владыки, освещающим своими лучами концы мира, мы и постигаем любовь Христову, и исполняемся, по слову апостола, всей полнотою Божиею. И дни крестного поклонения, знаменующие собой середину Поста, да подадут нашим душам излияние божественного света, чтобы мы, озаренные и убеленные им, могли в ночь Воскресения из мертвых нашего Спасителя увидеть очами сердца светоносного Ангела, в ризах, блистающих как снег, «велегласно глаголюща: днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко всесилен» (Канон Пасхе, песнь 4-я, ирмос).

Стихера на «Господи, воззвах», глас 5-и

Возсияй Господень Кресте, светолучныя молния Твоея благодати, въ сердца чтущихъ Тя, и благоприятною любовию приемлющихъ, миро возжеленне. Имже слезное потребися умиление, и смертныхъ сетей избавихомся, и къ присному веселию приидохомъ. Покажи красоты Твоея благолепие, воздания подаждь, воздержания рабомъ Твоимъ, верно просящимъ, Твое богатное заступление, и велию милость.

Стихера на литии, глас 5-и

Зрящи Тя тварь вся на Кресте нага висяща, Содетеля и Зиждителя всех, изменяшеся страхомъ и рыдаше. Солнце же светъ омрачи, и земля колебляшеся, камение же разседашеся, и церковная светлость раздирашеся. Мертвии восташа отъ гробъ, и ангельския силы ужасошася глаголюще, О чюдеси Судия судимъ бывает, и стражет волею, за спасение мира и обновление.

Поделиться: