Лазарева субота

Новости по темам

Лазарева субота

Накануне празднования Входа Господа Исуса Христа во Иеросалим Церковь вспоминает воскрешение Лазаря, так как это чудо совершилось, согласно Евангелию от Иоанна, перед вступлением Господа во Святой Град.

Лазарева субота

Евангелист сообщает о Лазаре немногое: то, что Господь любил Лазаря, называя его «другом нашим», и до слез скорбел о его кончине; а также то, что Лазарь и его сестры Марфа и Мария были детьми некоего Симона прокаженного. Проказа, страшная болезнь, уродующая лицо и тело, когда отпадают клочья отгнившего мяса, в древности вызывала у людей ужас. Они считали прокаженных отвергнутыми высшей Силой и, в свою очередь, отвергали их, изгоняя и запрещая жить в населенных местах. Понятно, что и члены семьи прокаженного несли на себе печать отчуждения. Возможно, с этим связано то, что дети Симона, будучи взрослыми людьми, в отличие от большинства своих ровесников, не имели семьи: окружающие могли гнушаться брачными узами с семьей, отмеченной клеймом устрашающей и отвратительной болезни. Отцовское несчастье и незаслуженное презрение окружающих не озлобили Лазаря и его сестер, но обострили в них жажду божественного и чистого. «Боже, Боже мой, к Тебе утренюю, возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне, и безводне» (Пс. 62, 1), — так словами псалмопевца, вероятно, нередко взывал Лазарь в своем одиночестве и унижении, привыкнув с юных лет возлагать всю надежду на Бога, а не на людей и не от них безуспешно искать дружбы и любви, а от Него, судящего праведно и видящего глубины сердец.

Христос, пришедший, как сказано, чтобы «трости надломленной не переломить» (Мф. 12, 20), нес утешение униженным, презираемым и отверженным. Полюбил Он и этих детей прокаженного за чистоту их душ, испытанную скорбями, и в странствиях Своих нередко посещал с учениками их дом. Однако, узнав, что Лазарь тяжело болен, Господь не сразу же поспешил к нему, но остался на том месте, где находился, еще два дня, а по истечении их сказал ученикам: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его». Называя Лазаря «другом нашим», то есть другом не только Своим, но и всех учеников, Он свидетельствует, что и они, по примеру Учителя, любили Лазаря. Ученики сказали на это: «Господи! если уснул, то выздоровеет». Евангелист поясняет: Исус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Исус сказал им прямо: «Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему» (Ин. 11, 11–15).

Придя в Вифанию, родное селение Лазаря, Христос и Его ученики встретили Марфу, сообщившую, что вот уже четыре дня, как Лазарь похоронен. Здесь между Господом и Марфой происходит краткий диалог, который, однако, так многозначителен, что евангелист записал его целиком. Марфа: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что, чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог». Исус: «Воскреснет брат твой». Марфа: «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день». Исус: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» Марфа: «Да, Господи! верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» (Ин. 11, 21–27).

Апостол Иоанн, первый получивший в истории христианской Церкви имя Богослова, здесь, как везде в своем Евангелии, внимателен ко всему, что свидетельствует о Богочеловеческой природе Христа. Из уст Марфы, простой сокрушенной горем женщины, в немудреных словах звучит исповедание Христа Богом и человеком в нераздельном и неслитном единстве. Словами «если бы Ты был здесь» она исповедает своего Учителя человеком, а подтверждая веру в то, что «верующий в Него не умрет вовек», исповедает Его Богом, Подателем вечной жизни. Мы уже как бы слышим в речи Марфы то исповедание, которое триста лет спустя Церковь провозгласит на Никейском Соборе: «Верую… во Единаго Господа Исуса Христа, Сына Божия единороднаго […] Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, единосущна Отцу…» Пройдет немного дней? и Господь в Своей прощальной беседе с учениками откроет им истину о Духе Святом, полностью запечатлевая в их душах таинство Единосущной Троицы. 

Подойдя к пещере, где был погребен умерший, Христос повелевает отвалить от входа закрывавший его камень. «Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе», — возражает Марфа. Исус говорит ей: «Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?» Когда открывают устье пещеры, Господь возводит очи к небу со словами: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал это для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня». И, громко обращаясь к умершему, повелевает ему выйти. И вышел умерший, — продолжает Евангелист, — обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платом. Исус говорит им: «Развяжите его, пусть идет» (Ин. 11, 39–44).

Везде в описании этого чуда Исус показан как человек и Бог. Как Бог Он знает и о смерти Лазаря, и о будущем его воскрешении — и как человек скорбит и проливает слезы о нем. Как человек Он велит стоящим рядом отвалить плиту от гроба — и как Бог приказывает мертвому выйти на свет. В образе погребенного и воскрешенного Лазаря Господь показывает то, что произойдет вскоре с Ним самим. Воскрешением Своего друга Он предзнаменует Свое, а затем и всеобщее воскресение.

Снедаемые завистью, ненавистью и неверием, первосвященники и книжники иудеев, вместо того чтобы прославить дело Божие, принимают решение убить Исуса и воскрешенного им Лазаря (Ин. 11, 53; 12, 10). Ужас в том, что на это решаются именно те, кто был поставлен возвещать народу волю Божию и совершать о нем моления и жертвы. «Много чудес сотворил Христос, но ни одно до такой степени не ожесточило их, — ни чудо над расслабленным, ни чудо над слепым, — комментирует это место св. Иоанн Златоуст. — Это потому, что чудо над Лазарем и по самой природе своей было удивительнее, и было совершено после многих чудес. Да и поразительно было видеть, что четверодневный мертвец ходит и говорит. А прекрасное, не правда ли, дело для праздника — к торжеству присоединить убийство!» — горестно восклицает святитель (Беседы на Евангелие от Иоанна). Так зависть может помрачить разум человека, даже служителя Божия, вплоть до того, что он становится орудием диавола. Всею силой должен беречь верующий свою душу от недуга зависти, способного полностью угасить в душе и веру, и добродетель.

Церковное Предание говорит о том, что после вознесения Господа на небеса и ниспослания апостолам Святого Духа Лазарь, вместе с другими учениками вышедший на труды сеяния слова Божия, стал первым епископом христиан на острове Кипр. Он долго потрудился здесь и умер в мире, до конца своих дней являясь как бы живой проповедью Христовой истины. «Познав, возлюбленный, дело Божие, не сомневайся в воскресении: Лазарь пусть послужит тебе зеркалом — и, усмотрев в нем свое собственное отражение, веруй в свое восстание. Тот же самый голос, воздвигнувший Лазаря, воскресит и всех нас, как и апостол говорит: “ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными” (1 Кор. 15, 52) — благодатью Господа нашего Исуса Христа, Которому слава во веки веком. Аминь» (Свт. Иоанн Златоуст. Слово 2-е о четверодневном Лазаре).   

Стихеры на «Господи возвах», глас 6-и

Господи, гласъ Твой разрушилъ есть адово царствие, и слово власти Твоея привлече изъ гроба четверодневнаго, и бысть Лазарь пакибытию проображение спасительно. Вся возможна Тебе, Владыко, всех Царю, даруй рабомъ Своимъ очищение и велию милость.

Господи, поимъ ученики Своя, въ Вифанию прииде, да воставиши друга Своего, и прослезився надъ нимъ закономъ естества человеча, и яко Богъ того четверодневна воздвиглъ еси. И вопияше Ти, Спасе: благословенъ еси, Господи, слава Тебе.

Тропарь, глас 1-и

Общее воскресение прежде Своея страсти уверяя, изъ мертвыхъ воздвиглъ еси Лазаря Христе Боже. Темже и мы яко отроцы, победныя образы носяще, Тебе Победителю смерти вопием: Осанна въ вышних, благословенъ Грядыи во имя Господне.

Поделиться: