30 октября в Рогожском духовном центре прошла презентация альбома «Росписи Покровского собора на Рогожском». Фрески Покровского кафедрального собора, главного храма Русской Православной Старообрядческой Церкви — выдающийся памятник русской монументальной живописи конца XVIII — начала ХIХ века. Даже те, видел эти росписи воочию, в альбоме почерпнут для тебя много нового — благодаря сложнейшей фотосъемке, выполненной фотографом Сергеем Захарченко, удалось запечатлеть детали мастерства иконописцев. Некоторые фрагменты и даже целые сюжеты бывают едва различимы в полумраке храма либо и вовсе не видны в отдаленных уголках.
Альбом по замыслу издан в год 350-летия со дня преставления преподобномученицы Феодоры (боярыни Морозовой) и приурочен к двадцатой годовщине предстоятельства митрополита Корнилия. На презентации альбома в Доме причта, в которой приняли участие представители власти, священство, деятели культуры и прихожане старообрядческих храмов, владыка Корнилий в своем выступлении сказал:
— Многочисленные фрески, которые заполняют всё внутреннее пространство храма, погружают нас в особый духовный мир дореформенного древлего православия, в котором пребывала Святая Русь до трагического церковного раскола. Изобразительное искусство древней Святой Руси — это особая область православной культуры, несущая человеку спасительный духовный настрой посредством изображения святых на фреске или иконе. Эти образы символически являют основной смысл и цель духовного делания каждого христианина: очищение от греха, приближение к Богу, стремление к жизни вечной в Царствии Небесном, в общении со святыми.
Фрески были созданы талантливыми мастерами из палехской артели Сапожниковых, в которой работали представители разных регионов России. Их работа, сознательно ориентированная на древние памятники и исключительная по своему художественному исполнению, отличается красотой, тонкостью письма и торжественной одухотворенностью. Ключевой темой является прославление Богородицы, что воплощено в сценах Акафиста — гимне Богоматери в красках. Этот цикл наследует росписям русских соборов XVI века. Интересна интерпретация житийных циклов русских святых — Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского, образы благоверных князей и других святых подвижников. Учеными выявлен ряд уникальных сюжетов, многие из которых требуют более углубленного исследования.
Работа над альбомом шла в течение двух лет. Издание стало возможным благодаря Обществу содействия сохранению и популяризации русской культуры им. М.Ю. Абрамова. Идею задумывал сам Михаил Юрьевич незадолго до своей гибели, но осуществить не успел.
— Михаил Абрамов с глубоким почтением относился к старообрядцам, с которыми его роднил не только интерес к истории и любовь к собиранию икон, но и стремление подарить возможность всем желающим прикоснуться к дивной красоте древнерусской культуры. Михаил Юрьевич занимался книгоизданием, в том числе и публикацией своей постоянно пополнявшейся коллекции, и создал общедоступный музей, ставший одним из центров просвещения и изучения русского средневекового искусства (Музей русской иконы. — Ред.), — делится Светлана Львовна Абрамова.