Светлое Христово Воскресение

Главная Новости Московская Митрополия Светлое Христово Воскресение

Новости по темам

Светлое Христово Воскресение

«Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый: Христос Бог востал есть, веселие вечное». «Ныне вся исполнишася света — небо же, и земля и преисподняя, да празднует убо вся тварь востание Христово, о нем же утвержаемся!» «Сей убо нареченныи святыи день, един суботам Царь и Цосподь, праздник праздником, и торжество есть торжеством, в онь же благословим Христа во веки».

Светлое Христово Воскресение

При этих радостных песнопениях всякой верующей душе открывается безмерное величие наставшего дня. Воскресение Христово есть праздник неба и земли, видимых и невидимых, человеков и ангелов. Воскресение Христово соединяет сотворенный мир в единой радости с Его Творцом. Воскресение Христово есть единая совместная радость Отца, Сына и Святого Духа. И всю единосущную Троицу благодарим мы сегодня за подвиг Единого от Троицы — Сына, «сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята, и Марии Девы вочеловечьшася; распятаго за ны при Понтийстем Пилате, страдавша и погребена, и воскресшаго в третии день по Писаниих».

По прошествии субботы, ранним утром следующего дня, когда еще не рассвело, женщины — ученицы Христовы, с которыми, как известно из Предания Церкви, была и Матерь Господа, пришли ко гробнице, неся с собой благовонные масла, чтобы помазать тело Исусово, лежащее в гробнице. Шли они в темноте, чтобы при свете дня не вызвать ярости книжников, фарисеев и наученной ими толпы; шли, вероятно, не зная о том, что гробница запечатана и находится под охраной воинов. Дорогой они, как повествует евангелист Марк, говорили между собой: «кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Исуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам» (Мк. 16, 3–7).     

Женщины бежали от гробницы, еще не в силах радоваться о чуде, но «в трепете и ужасе», как повествует евангелист. Он прибавляет, что они «никому ничего не сказали, ибо боялись»; но это имеет тот смысл, что они по дороге, когда бежали, никому ничего не сказали о виденном и слышанном. Однако далее сам же Марк (Мк. 16, 10), как и другие евангелисты (Лк. 24, 9), свидетельствует о том, что, пришедши к апостолам, они обо всем рассказали, но, вероятно, так взволнованно и сбивчиво, что апостолы не поверили им (Лк. 24, 11). И тогда сами апостолы Петр и Иоанн наперегонки поспешили к гробнице. Войдя внутрь, они увидали «одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте» (Ин. 20, 6–7). И окрыленные верою в подлинность события, оба ученика возвратились к себе.

Честь первыми увидеть Самого Господа воскресшим была дарована женскому полу. Ученица Его Мария Магдалыня, как пишет евангелист Иоанн, «стояла у гроба и плакала. И когда плакала, наклонилась во гроб и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Исуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Исуса стоящего; но не узнала, что это Исус. Исус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Исус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! — что значит: Учитель! Исус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20, 11–17). Сохранилось, однако, древнейшее церковное предание, что первая, кому явился Господь по воскресении, была Его Пречистая Матерь.  

С Пресвятой Богородицею, с женами-мироносицами, с апостолами ликуем и мы, верующие в Воскресение нашего возлюбленного Спасителя. «Яко воистину священная и всепразднественная сия спасительная нощь светозарная, светоноснаго дне востанию сущи провозвестница, в ней же безлетныи Свет из гроба плотски всем восия!» Воссиявший тогда, почти два тысячелетия назад, светоносный день уже никогда не омрачится ночной тьмой. Христос, Праведное Солнце, ярко горит над миром, пронизывая и гоня Своими лучами всякую тьму неправды и лжи. Верим, что во Втором Его славном Пришествии вся эта тьма уничтожится до конца и без остатка, и те из нас, что сподоблены будут Его вечного царствия, составят гражданство Нового небесного Иеросалима, сошедшего с небес от Бога. И он не будет иметь «нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец» (Откр. 21, 10, 23). В лучах Его света и верные ученики Христовы станут до конца светоносны и сольются с Ним воедино. И тогда, по предсказанному апостолом, «будет Бог всё во всём» (1 Кор. 15, 28).

Возблагодарим же с любовью Отца нашего небесного «всем сердцем нашим, и всею душею нашею, и всем разумением нашим, и всею крепостью нашею» (Мк. 12, 30). Вместе с прп. Максимом Греком воскликнем Ему: «Мы были умерщвлены нечестием, но Ты оживотворил нас светом Твоего благоверия. Мы были Твоими врагами, сынами диавола и чадами гнева по естеству; Ты соделал нас Своими друзьями, сынами и возлюбленными чадами, по благодати Господа нашего Исуса Христа и дарованием Святого Твоего Духа, омыв нас Божественною банею пакибытия. Нас, омраченных всякими прелестями лжеименного разума внешних мудрецов, Ты осветил лучами богоразумия и сокровищами непогрешительного богословия и премудрости; изобильно озаряясь ими, благословим непогрешительно Отца и Сына и Святого Духа, Единого Бога в Трех Ипостасях, безначального, несозданного, соприсносущного, бесконечного, Создателя всего видимого и невидимого, благого, человеколюбивого Подателя и виновника всякого блага. Пред Ним со страхом припадая, воспоем и воззовем:

«Спаси нас Твоею благодатию, Пресвятая Троице, Создателю и Содержителю всего! Даруй нам в настоящей жизни благочестно послужить Тебе и исполнять всегда угодное и любезное Тебе со всяким благодарением и житием чистым; в будущей же жизни сподоби нас быть причисленными к Божественному лику избранных Твоих, где слышится чистый глас празднующих, глас неизреченного радования, ибо Ты Бог наш, любящий, верный и праведный, и мы люди Твои, по благодати Твоей, и, кроме Тебя, другого не знаем, имя Твое именуем и славословим — Отца и Сына и Святого Духа, Едино Божество и Царство, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение в бесконечные веки. Аминь» (Песнь благодарственная к Пресвятой Троице, во всю Светлую седмицу Пасхи).

Стихеры Пасхе, глас 5-и

Стих: Да воскреснетъ Богъ, и разыдутся врази Его.

Пасха священная намъ днесь показася, Пасха ново святая, Пасха таинственная, Пасха всечестная, Пасха Христа Избавителя, Пасха непорочная, Пасха великая, Пасха верным, Пасха двери райския намъ отверзающи, Пасха всехъ освящающая верныхъ.

Стих: Яко исчезаетъ дымъ, да исчезнутъ.

Приидите отъ видения жены благовестницы, и Сиону рцыте: приими отъ насъ радость благовещения Воскресения Христова, красуйся и ликуй, и радуися Иеросалиме, Царя Христа узревъ изъ гроба, яко Жениха исходяща.

Стих: Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы возвеселятся.

Мироносицы жены, зело рано предсташа гробу Живодавца, и обретоша Ангела на камени седяща, и той провещавъ им, сице глаголаше: что ищете Живаго съ мертвыми? что плачете Нетленнаго во тли? шедше проповедите учеником Его.

Стих: Сей день иже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся въ онь.

Пасха красна, Пасха, Господня Пасха. Пасха всечестная нам восия. Пасха, радостию друг друга приимем. О Пасха, избавление скорби, ибо изъ гроба днесь, яко отъ чертога, восия Христос; жены радости исполни, глаголя: проповедите апостолом.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки векомъ, аминь.

Воскресения день, просветимся торжествомъ, и другъ друга приимемъ, и рцем: братие, и ненавидящимъ насъ простимъ вся Воскресениемъ, и тако возопиемъ: Христосъ воскресе изъ мертвыхъ, смертию смерть поправъ и сущимъ во гробехъ животъ дарова.

Поделиться: