Дети на клиросе: быть или не быть

Главная Новости Московская Митрополия Дети на клиросе: быть или не быть

Новости по темам

Дети на клиросе: быть или не быть

16 января в телеграм-группе «Беседы о церковном пении» прошел круглый стол по теме «Обучение детей пению и крюкам, организация детей на клиросе«. В нем приняли участие около сорока человек. Еще 160 участникам группы, не присутствовавшим онлайн, в течение полугода доступна запись встречи.

Дети на клиросе: быть или не быть
Фото: Группа Лиговской общины СПб ВКонтакте

Старообрядческое богослужебное пение — уже с точки зрения мировой культуры — сокровище. Для православного христианина оно — ведущая к Богу молитва, и потому и вовсе бесценно. Его можно и нужно передавать, это понятно. Но вот с какого возраста, где и как? Дети на клиросе — для одних радость, для других искушение. Как их разместить в хоре? Кому за ними следить? Прощать или не прощать им объяснимое возрастом не всегда попадание в ноты? И главное, с какого возраста садиться с ними за крюковую грамоту и как преподнести эту и для взрослых труднопостижимую науку? На эти и другие темы в течение двух часов за виртуальным круглым столом рассуждали три эксперта: Анна Васильевна Сырцова, Анна Леонтьевна Кадочникова и Валентина Алексеевна Давыдова. В качестве ведущего выступил чтец Василий Гладышев.

Дети на клиросе: быть или не быть

Анна Сырцова — профессиональный музыкант, автор учебника «Знаменное пение для начинающих» и одноименного видеокурса. Ее проект «Сохраняя традиции, создаем будущее. Древнерусская певческая культура — детям и взрослым» был поддержан Фондом президентских грантов. Более десяти лет Анна преподает детям. Сейчас это ребята воскресной школы с. Безводное Нижегородской области. Детям на клиросе здесь рады. Девочек ставят в центр женского хора, мальчиков — в центр мужского. За ними присматривают, поощряют инициативу, но насильно петь не тянут — малышей, не желающих петь, без лишних увещеваний оставляют за клиросом. Ребят призывают приходить на вечернюю службу. Именно там можно сначала впитать на слух, а потом попрактиковать все разнообразие попевок и характерных для разных гласов оборотов. Примерно с 7 лет ребята начинают систематические занятия по авторской системе Анны: сначала разбирают простые знамёна, постепенно глубже и глубже уходя в грамоту. Для упражнений Анна подбирает сначала отрывки из песнопений со знакомым набором знамен, затем целые песнопения. Так за несколько лет обучения безводненские ребята знакомятся со всеми основными песнопениями церковного обихода.

Многолетним опытом обучения пению в Нижегородской воскресной школе поделилась Анна Леонтьевна Кадочникова. В сильном традициями большом Успенском приходе Нижнего Новгорода во многом автономно существуют две системы — клирос и воскресная школа. Певцы на клиросе и преподаватели, готовящие певцов на клиросе, трудятся каждый в рамках своей ниши. Все внимание головщиков направлено на службу. Дети на клиросе есть, но они приходят сюда петь наряду со взрослыми, а образовательно-воспитательный процесс перенесен в воскресную школу. Анна Кадочникова преподает в воскресной школе Успенского прихода более 15 лет. По ее методике обучаются дети в возрасте от 4 до 16 лет, от первого года до выпуска из воскресной школы. Многое на начальных этапах основывается на ассоциациях, в ход идут рисунки и простые стишки. Примерно с десятилетнего возраста Анна начинает работать по так называемой креженской системе. Для разбора берется песнопение целиком, его распечатывают и вклеивают в рабочую тетрадь. Каждый крюк по Азбуке знаменного пения Калашникова разбирается и расписывается отдельно. По таким испещренным записями тетрадям ребята учатся пропевать стихеры и ирмосы по солям.

Дети на клиросе: быть или не быть
Воскресная школа Лиговской общины Санкт-Петербурга. Занятие по пению

Основа Лиговской общины Санкт-Петербурга, где одним из преподавателей является Валентина Алексеевна Синельникова, — молодые семьи. Здесь дети получают свой клиросный опыт буквально с первых месяцев жизни, когда приходят петь вместе с родителями. Сначала малыши просто слушают, лежа на руках, потом начинают мешать, сползая с рук и пытаясь перемещаться между певцами. Но в общине уверены: временные неудобства стоит потерпеть: даже такое пребывание на клиросе развивает слух и очень быстро дети начинают петь. Ркгулярные занятия крюковой грамотой начинаются здесь с детьми примерно от 7 лет. Часть занятий в воскресной школе посвящена именно грамоте, часть — хоровому пению. Поскольку групп в воскресной школе несколько, в обучении задействовано несколько преподавателей из числа клирошан. Результат — молодежь Лиговской общины может спеть уже многие части службы самостоятельно. Дети наряду со взрослыми принимают участие в выступлениях на городских площадках. В прошлом году выпускники воскресной школы успешно держали экзамен по основам крюковой грамоты, главным подспорьем в постижении которой для них стала методичка Валентины Давыдовой «Крюковая грамота».

Дети на клиросе: быть или не быть

Беседа за виртуальным круглым столом заняла около двух часов. Среди присутствовавших были преподаватели воскресных школ из других приходов, родители. Встреча стала продолжением цикла бесед в телеграм-группе «Беседы о церковном пении». Лекционные занятия и ответы на вопросы в группе дает Валентина Давыдова по понедельникам в 19.00. С ноября таких бесед состоялось уже шесть. Все они доступны участникам телеграм-группы.

Вступить в телеграм-группу «Беседы о церковном пении» можно, написав ее администраторам:

Марина Пряхина — 8-911-014-3460

Варвара Михеева — 8-925-461-3765

Григорий Евстигнеев — 8-910-004-2256

Поделиться: