Четверток Страстной седмицы

Главная Новости Московская Митрополия Четверток Страстной седмицы

Новости по темам

Четверток Страстной седмицы

Четверг Страстной седмицы имеет особый смысл, выделяющий его из прочих дней года и оправдывающий его народное название — Чистый четверг. Связано оно, конечно, не с физической чистотой, а с тем духовным очищением, что несет в себе таинство Причащения, учрежденное в этот день Самим Господом и составляющее средоточие как христианского богослужения, так и всей духовной жизни христиан, и даже всего христианства как такового.

Четверток Страстной седмицы

Литургия и причащение Святых Таин Тела и Крови Христовых есть видимый знак самой цели воплощения Господа. Многие поколения учителей Церкви начиная с Иринея Лионского, святителя, богослова и мученика II в., на вопрос, какова была цель вочеловечения Господа, единогласно отвечали: «Сын Божий стал человеком, чтобы люди стали сынами Божиими». Бог еще в Ветхом Завете, обращаясь к согрешившим потомкам Адама, многократно устами пророков извещал людей об их изначальном призвании. «Будьте святы, ибо Я свят», — говорит Он пророку Моисею (Лев. 11, 44);«Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (Лев. 26, 12). «Аз рех: бози будете и сынове Вышняго вси» (Пс. 81, 6), — взывает Он через пророка Давыда, но тут же указывает и на невозможность для человека в его падшем состоянии достигнуть этого достоинства — Вы же яко человецы умираете и яко един от князь падаете» (Пс. 81, 67).

Перед тем как пролить за согрешивший людской род Свою кровь на Голгофе, Сын Божий передал уверовавшим в Него таинство воспоминания о Своей Крестной смерти.

Через три дня после входа Господа Исуса в Иеросалим настал праздник иудейской Пасхи (иначе называемый днем опресноков), когда иудеи, в память исхода из Египта, закалали пасхального агнца. И Христос, как повествует Евангелие, «послал Петра и Иоанна, сказав: […] вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте. Они пошли и нашли, как [Господь] сказал им, и приготовили пасху» (Лк. 22, 1013).

Во время устроенной по обычаю праздничной трапезы Господь совершил перед глазами учеников действие, которое не входило в ее привычный ритуал, но было чем-то совершенно новым. «…Взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также подал и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк. 22, 1920). Тем самым Пасху ветхозаветную, бывшую хоть и божественным установлением, но имевшую значение для одного лишь еврейского народа, Он, придя во имя спасения не одних лишь евреев, но всего мира, не ради освобождения от рабства у фараона, но от рабства у греха и смерти, не ради дарования обетованной земли, но ради царствия Божия «яко на небеси и на земли», заменил безмерно высшим Таинством. Господь показал этим, что прежняя, ветхозаветная, Пасха имела значение лишь как прообраз и тень истинной Пасхи — Его спасительной Жертвы. «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5, 7), — пишет об этом ап. Павел.

Тогда же, в Своей последней, прежде Распятия и Воскресения, беседе с учениками Господь изъяснил суть и цель этого Таинства: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 45).

Причащение Святых Тела и Крови Христовых, подаваемых, по Его примеру и завету, под видом хлеба и вина, есть сущностное единение с Богочеловеком Христом. Принимая их, верные незримо, но действенно принимают в себя Христа, чтобы иметь, по слову св. апостола Павла, «те же чувствования, какие и во Христе Исусе» (Флп. 2, 5) и чтобы сознавать, подобно апостолу: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 1920). Тот же Самый Дух Божий, нашествием и силою Которого совершилось во утробе Пречистой Девы вочеловечение Сына Божия, совершает Его вселение в душах и плоти верующих, исполняя сказанное Господом тогда же, на Тайной вечере: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (Ин. 14, 1618). Итак, всегда и везде Христос пребывает с истинно верными Ему, в ответ на их веру, через вкушение Его Тела и Крови и причастие Святого Духа. Так молится об этом Церковь: «Нас же всех от единого Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу, во единаго Духа Святаго Причастие… да обрящем милость и благодать со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими, праотцы, отцы, патриархи, пророки, апостолы, проповедники, благовестники, мученики, исповедники, учители и со всяким духом праведным…» (Литургия св. Василия Великого); так, по вере своей, сохраняет она единство со своим Великим Первосвященником, будучи на земле Его телом.

Но не дай нам, Господи, прикасаться к Твоим Тайнам подобно Иуде. Ибо и он, в сердце своем уже предав Учителя, не устыдился принять из Его рук святые Хлеб и Чашу. И как свидетельствует Евангелие, «по вкушении хлеба вошел в него сатана» (Ин. 13, 27): он исполнил делом свой гибельный замысел, и это привело его к отчаянию и самоубийству. Да не будет такого ни с кем из нас, но да сохраним мы в сердцах верность и любовь к нашему Господу в трудах, скорбях и искушениях земного жительства и во всех бурях, через которые суждено еще пройти кораблю Церкви до дня Второго пришествия ее Божественного Основателя.

Тропарь, глас 8-и

Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Июда злочестивыи сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает. Виждь имением любителя, иже сих ради несытство стяжавша и удавлению вдавшася. Бежи несытыя души, иже Учителю таковая содеявшия. Иже о всех Благии, Господи слава Тебе.

Кондак, глас 6-и

Вeчери твоeй тaйней днeсь, Сыне Божии причaстника мя приими. Не повемъ бо врагомъ Твоимъ тaйны Твоея, ни лобзaния Ти дaмъ яко Июда, но яко разбойникъ исповедаяся вопю Ти: помяни мя Господи во царствии Си.

Стихера на «Господи возвах», глас 2-и

Егоже проповеда Агнца Исаия, грядетъ на заколение вольное, и плещи даетъ на раны, ланиты на заушения, лица же не отврати отъ студа заплевания, смертию же безобразною осужается. Вся Безгрешныи волею приемлетъ, да всем даруетъ еже изъ мертвыхъ воскресение.

Поделиться: