доклад Освященному Собору 2021 года
В связи с тем, что город Клинцы, в котором я служу, находится в приграничной зоне, мне по долгу службы приходится нередко общаться как с офицерами, так и с рядовыми военнослужащими. Так как Клинцы были основаны старообрядцами и весь наш регион считается исконным местом компактного проживания старообрядцев, то военное руководство нередко приглашало меня на разного рода мероприятия. Кроме этого, командование обратилось к высокопреосвященнейшему митрополиту Корнилию с просьбой назначить меня ответственным по работе с вооруженными силами в Брянской области. Владыка Корнилий дал свое согласие на это и поручил мне сделать доклад по этой теме на Освященном Соборе.
Хотя мне поручено было сделать доклад о взаимоотношении Церкви с вооруженными силами, но я буду говорить вообще обо всех силовых структурах и вот почему. Руководство каждой силовой структуры заинтересовано в повышении морально-нравственных качеств личного состава, в постоянной воспитательной работе с личным составом и с теми гражданами, на которых направлена деятельность этих структур. В-четвёртых, для нашей Церкви важно не только наладить отношения с армией и флотом для окормления наших христиан, проходящих срочную службу, но и вести работу с заключёнными в местах лишения свободы, контактировать с участковыми уполномоченными полиции, способствовать миру и спокойствию в нашей стране. Таким образом, я считаю, что необходимо вести работу как с вооружёнными силами, так и с полицией, росгвардией, Федеральной службой исполнения наказаний и, при необходимости, с другими силовыми службами.
История взаимодействия православной Церкви с российским войском уходит корнями в седую древность. Однако я не стану подробно останавливаться на рассказе о том, как служители Церкви молились о войске, благословляли воинов перед отправлением на войну, давали напутствие перед боем. Вспомним только памятную для всех верующих встречу святаго благовернаго князя Димитрия Донского с преподобным Сергием Радонежским. Как повествует житие преподобного Сергия, перед Куликовской битвой святой благоверный князь Димитрий посетил обитель преподобного, чтобы посоветоваться с ним, попросить его о молитве за войско и получить его благословение.
Более формально взаимодействие Церкви с армейскими частями закрепилось в 1647 году во втором военном уставе «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», изданном Московской типографией в царствование Алексея Михайловича, в главе, определяющей жалование воинским чинам. В этом военном уставе уже значится должность полкового священника. В допетровской Руси духовные лица временно прикомандировывались к полкам патриаршим приказом или непосредственным распоряжением царя. При Петре I с 1706 года с приходов стал взиматься особый сбор – подможные деньги в пользу полковых священников и флотских иеромонахов. По Воинскому уставу 1716 года при каждом полку должен был состоять священник, в военное время подчиненный полевому обер-священнику действующей армии, а по Уставу морской службы 1720 года на каждый корабль назначался иеромонах (иногда назначались бессемейные священники из белого духовенства), а во главе морского духовенства ставился обер-иеромонах флота. По Воинскому уставу 1797 года во главе всего военного и морского духовенства был поставлен обер-священник армии и флота, которому было поручено «главное начальство» над полковыми священниками в административном и судебном отношениях. В 1801 году, по смерти императора Павла I, военное и морское духовенство было лишено автономии и подчинено Синоду. Для военного духовенства было установлено регулярное жалованье (должность полкового священника приравнивалась к чину капитана) с начислением пенсии после 20 лет службы, что значительно повысило уровень содержания военного духовенства по сравнению с приходским.
Как вы заметили, после раскола XVII века государственные власти, по понятным причинам, привлекали в качестве полковых священников большей частью священников новообрядческой церкви. Несмотря на то что быть капелланами (полковыми священниками) могли представители даже ислама и иудаизма, в качестве православных священников в армии присутствовали только священники новообрядческой церкви. В наше время есть и юридические и политические основания для того, чтобы наше старообрядческое духовенство также активно занималось работой с военнослужащими.
Теперь несколько слов о служении священников в тюрьмах. Служение тюремных капелланов долгое время в царской России регламентировалось инструкциями, которые были разработаны на протяжении XIX века для отдельных тюрем. Но уже в 1887 г. был принят закон, согласно которому священники входят в состав тюремной администрации. В наше время религия в УИС занимает важное место. После тысячелетия Крещения Руси в 1988 г. начали предприниматься первые попытки священников войти в тюремные камеры к заключенным, в 1990-х годах появилась возможность для священников духовно окормлять заключенных во многих тюрьмах постсоветской России. 19 сентября 1997 г. был принят Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», который закрепил правовые основания для работы православных организаций в пенитенциарных учреждениях России. В 1999 г. было принято соглашение о сотрудничестве Министерства юстиции Российской Федерации и РПЦ.
Сегодня не только существует и законодательная база для служения священников среди личного состава силовых структур, но мы наблюдаем расположенность властей к тому, чтобы сотрудничать со старообрядцами. Конечно, сегодня мы не в силах охватить все силовые структуры, но мы могли бы начать работу с вооружёнными силами и ФСИН. Здесь мы сегодня явно не дорабатываем. К сожалению, наши сыновья, проходящие службу в армии и флоте, на протяжении долгого времени остаются без духовного окормления, без исповеди и причастия. Среди заключенных в местах лишения свободы, есть не только те, кто крещён в нашей Церкви, но и те, кто в стеснённых условия заключения интересуется истинной исконной православной верой. Однако нередки случаи, когда наших священников не допускают в воинские части или в тюрьмы ссылаясь на то, что с Русской Православной Старообрядческой Церковью у министерства обороны или у ФСИН нет никаких договоров или же соглашений.
Для того, чтобы ситуация изменилась, необходимо начать систематически заниматься этими вопросами: налаживать контакты с министерством обороны и ФСИН, согласовывать и готовить к подписанию соглашения с этими структурами по образцу соглашения, заключённого с РПЦ (подписывать это соглашение, безусловно, будет наш Предстоятель). Затем на основании опыта работы, который будет приобретён в рамках этого соглашения, нужно будет двигаться в сотрудничестве с ФСИН.
Позвольте в заключение высказать конкретные предложения.
- На мой взгляд, необходимо сформировать команду священнослужителей, которые будут целенаправленно заниматься этим вопросом (это может быть рабочая группа или отдел при Митрополии по взаимодействию с силовыми ведомствами).
- В эту команду должны войти священники, служащие в местностях постоянной дислокации большого количества воинских частей и имеющие опыт сотрудничества с армейскими структурами.
- Поручить этой условной команде подготовить текст договора, который будет предложен Министерству обороны. Сам текст обсудить либо на Совете Митрополии, либо на Освященном Соборе.
- Позволить этим священникам временно принимать на исповедь христиан из числа солдат-срочников (конечно, по их желанию).
Считаю, что сейчас самое подходящее время для решения этих задач. «Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения» (2 Кор., зач. 182). Благодарю за внимание.