Взаимодействие Церкви с силовыми структурами

Главная Новости Государство и общество Взаимодействие Церкви с силовыми структурами

Новости по темам

Взаимодействие Церкви с силовыми структурами

доклад Освященному Собору 2021 года

В связи с тем, что город Клинцы, в котором я служу, находится в приграничной зоне, мне по долгу службы приходится нередко общаться как с офицерами, так и с рядовыми военнослужащими. Так как Клинцы были основаны старообрядцами и весь наш регион считается исконным местом компактного проживания старообрядцев, то военное руководство нередко приглашало меня на разного рода мероприятия. Кроме этого, командование обратилось к высокопреосвященнейшему митрополиту Корнилию с просьбой назначить меня ответственным по работе с вооруженными силами в Брянской области. Владыка Корнилий дал свое согласие на это и поручил мне сделать доклад по этой теме на Освященном Соборе.

Хотя мне поручено было сделать доклад о взаимоотношении Церкви с вооруженными силами, но я буду говорить вообще обо всех силовых структурах и вот почему. Руководство каждой силовой структуры заинтересовано в повышении морально-нравственных качеств личного состава, в постоянной воспитательной работе с личным составом и с теми гражданами, на которых направлена деятельность этих структур. В-четвёртых, для нашей Церкви важно не только наладить отношения с армией и флотом для окормления наших христиан, проходящих срочную службу, но и вести работу с заключёнными в местах лишения свободы, контактировать с участковыми уполномоченными полиции, способствовать миру и спокойствию в нашей стране. Таким образом, я считаю, что необходимо вести работу как с вооружёнными силами, так и с полицией, росгвардией, Федеральной службой исполнения наказаний и, при необходимости, с другими силовыми службами.

История взаимодействия православной Церкви с российским войском уходит корнями в седую древность. Однако я не стану подробно останавливаться на рассказе о том, как служители Церкви молились о войске, благословляли воинов перед отправлением на войну, давали напутствие перед боем. Вспомним только памятную для всех верующих встречу святаго благовернаго князя Димитрия Донского с преподобным Сергием Радонежским. Как повествует житие преподобного Сергия, перед Куликовской битвой святой благоверный князь Димитрий посетил обитель преподобного, чтобы посоветоваться с ним, попросить его о молитве за войско и получить его благословение.

Более формально взаимодействие Церкви с армейскими частями закрепилось в 1647 году во втором военном уставе «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», изданном Московской типографией в царствование Алексея Михайловича, в главе, определяющей жалование воинским чинам. В этом военном уставе уже значится должность полкового священника. В допетровской Руси духовные лица временно прикомандировывались к полкам патриаршим приказом или непосредственным распоряжением царя. При Петре I с 1706 года с приходов стал взиматься особый сбор – подможные деньги в пользу полковых священников и флотских иеромонахов. По Воинскому уставу 1716 года при каждом полку должен был состоять священник, в военное время подчиненный полевому обер-священнику действующей армии, а по Уставу морской службы 1720 года на каждый корабль назначался иеромонах (иногда назначались бессемейные священники из белого духовенства), а во главе морского духовенства ставился обер-иеромонах флота. По Воинскому уставу 1797 года во главе всего военного и морского духовенства был поставлен обер-священник армии и флота, которому было поручено «главное начальство» над полковыми священниками в административном и судебном отношениях. В 1801 году, по смерти императора Павла I, военное и морское духовенство было лишено автономии и подчинено Синоду. Для военного духовенства было установлено регулярное жалованье (должность полкового священника приравнивалась к чину капитана) с начислением пенсии после 20 лет службы, что значительно повысило уровень содержания военного духовенства по сравнению с приходским.

Как вы заметили, после раскола XVII века государственные власти, по понятным причинам, привлекали в качестве полковых священников большей частью священников новообрядческой церкви. Несмотря на то что быть капелланами (полковыми священниками) могли представители даже ислама и иудаизма, в качестве православных священников в армии присутствовали только священники новообрядческой церкви. В наше время есть и юридические и политические основания для того, чтобы наше старообрядческое духовенство также активно занималось работой с военнослужащими.

Теперь несколько слов о служении священников в тюрьмах. Служение тюремных капелланов долгое время в царской России регламентировалось инструкциями, которые были разработаны на протяжении XIX века для отдельных тюрем. Но уже в 1887 г. был принят закон, согласно которому священники входят в состав тюремной администрации. В наше время религия в УИС занимает важное место. После тысячелетия Крещения Руси в 1988 г. начали предприниматься первые попытки священников войти в тюремные камеры к заключенным, в 1990-х годах появилась возможность для священников духовно окормлять заключенных во многих тюрьмах постсоветской России. 19 сентября 1997 г. был принят Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», который закрепил правовые основания для работы православных организаций в пенитенциарных учреждениях России. В 1999 г. было принято соглашение о сотрудничестве Министерства юстиции Российской Федерации и РПЦ.

Сегодня не только существует и законодательная база для служения священников среди личного состава силовых структур, но мы наблюдаем расположенность властей к тому, чтобы сотрудничать со старообрядцами. Конечно, сегодня мы не в силах охватить все силовые структуры, но мы могли бы начать работу с вооружёнными силами и ФСИН. Здесь мы сегодня явно не дорабатываем. К сожалению, наши сыновья, проходящие службу в армии и флоте, на протяжении долгого времени остаются без духовного окормления, без исповеди и причастия. Среди заключенных в местах лишения свободы, есть не только те, кто крещён в нашей Церкви, но и те, кто в стеснённых условия заключения интересуется истинной исконной православной верой. Однако нередки случаи, когда наших священников не допускают в воинские части или в тюрьмы ссылаясь на то, что с Русской Православной Старообрядческой Церковью у министерства обороны или у ФСИН нет никаких договоров или же соглашений.

Для того, чтобы ситуация изменилась, необходимо начать систематически заниматься этими вопросами: налаживать контакты с министерством обороны и ФСИН, согласовывать и готовить к подписанию соглашения с этими структурами по образцу соглашения, заключённого с РПЦ (подписывать это соглашение, безусловно, будет наш Предстоятель). Затем на основании опыта работы, который будет приобретён в рамках этого соглашения, нужно будет двигаться в сотрудничестве с ФСИН.

Позвольте в заключение высказать конкретные предложения.

  1. На мой взгляд, необходимо сформировать команду священнослужителей, которые будут целенаправленно заниматься этим вопросом (это может быть рабочая группа или отдел при Митрополии по взаимодействию с силовыми ведомствами).
  2. В эту команду должны войти священники, служащие в местностях постоянной дислокации большого количества воинских частей и имеющие опыт сотрудничества с армейскими структурами.
  3. Поручить этой условной команде подготовить текст договора, который будет предложен Министерству обороны. Сам текст обсудить либо на Совете Митрополии, либо на Освященном Соборе.
  4. Позволить этим священникам временно принимать на исповедь христиан из числа солдат-срочников (конечно, по их желанию).

Считаю, что сейчас самое подходящее время для решения этих задач. «Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения» (2 Кор., зач. 182). Благодарю за внимание.

Поделиться: