«От Аввакума до Агафьи». Наследие старообрядчества

Главная Новости Предстоящие события «От Аввакума до Агафьи». Наследие старообрядчества

Новости по темам

«От Аввакума до Агафьи». Наследие старообрядчества

Выставка посвящена 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума, русского писателя и религиозного деятеля, одной из ярчайших фигур XVII века.

"От Аввакума до Агафьи". Наследие старообрядчества

Старообрядчество как значимое явление отечественной истории и культуры мало известно широкому зрителю. Данный выставочный проект призван познакомить посетителей с основными вехами старообрядческой истории, но главное – с людьми, для которых сохранение древлего православия стало ведущим жизненным принципом. Идеей персонифицированного показа истории старообрядчества определяется как название выставки, так и специфика экспозиционного ряда. Будут представлены не только иконы, рукописные и печатные книги, предметы церковного обихода, документы, но и портреты XVIII–XX вв., что даст возможность посетителям увидеть лица людей разных эпох, преданно сохранявших старую веру и внесших значительный вклад в отечественную историю и культуру. Такой оригинальный авторский подход сопряжен с выявлением и экспонированием новых материалов и обеспечит данной выставке «свое лицо» в ряду юбилейных мероприятий 2020–2021 гг., посвященных юбилею протопопа Аввакума. Кроме того, выбранный ракурс показа позволит представить историю старообрядчества в контексте общероссийской истории и культуры.

Выставка призвана раскрыть три важнейших события в истории староверия: во-первых, критику церковной реформы патриарха Никона середины XVII в. и появление первых учителей староверия, центральное место среди которых по праву принадлежит протопопу Аввакуму; во-вторых, Соловецкое восстание 1668–1676 гг., когда крупнейший русский монастырь открыто встал на защиту отечественной церковной традиции и в течение восьми лет выдерживал осаду царских войск, и в-третьих, создание в 1694 г. на Севере России Выго-Лексинского старообрядческого общежительства, преемственно связанного и с первыми учителями староверия, и с соловецкими выходцами, покинувшими монастырь во время осады и проповедовавшими неприятие церковных «новин» в Поморье. В создании, становлении, дальнейшем развитии и исключительных культурных достижениях Выговского центра (просуществовал до середины XIX в.) наглядно проявились творческие силы народа, в особенности крестьянства.

Для истории старообрядчества Нового времени представляется важным показать глубинную связь староверия с народными корнями и уже как следствие этой связи продемонстрировать наиболее яркие социальные и культурные достижения, которые старообрядчество явило в конце XVIII – начале XX в. Основополагающими в данном случае являются две идеи. Во-первых, крестьянство с его традиционным мировоззрением и бытовыми устоями составило главную социальную базу для дальнейшего развития старообрядчества. Как показывает пример подмосковного села Коломенского, старообрядческие моленные служили центром местной религиозной жизни вплоть до 1917 года. Во-вторых, с развитием отечественной промышленности в конце XVIII в., переходом наиболее предприимчивых крестьян в купеческое сословие социальная база староверия и финансовые основы существования старообрядческих центров существенно расширились. Изменение государственной политики по отношению к носителям древлеправославия позволило и в этой среде развернуть значительную благотворительность, а купцам-старообрядцам выступить не только крупными жертвователями на многие государственные и городские проекты, но и щедрыми меценатами.

Экспозиционный ряд включает более 300 памятников XVI – начала XX в.: иконы, рукописные и печатные книги, документы, рисованные настенные лубки, картины, портреты, гравюры, фотографии, предметы декоративно-прикладного искусства и старообрядческого быта. Многие из них зрители увидят впервые.

Выставка носит просветительский характер и рассчитана на восприятие различных социальных слоев и категорий посетителей.

Выставка включает шесть разделов, соединяющих хронологический и тематический принципы. Принят во внимание также состав фондов МГОМЗ.

I. Протопоп Аввакум

Кружок боголюбцев. Осуждение Аввакума на соборе 1666 г. Заточение в Николо-Угрешском монастыре. Пустозерская ссылка, автографы протопопа Аввакума и боярыни Морозовой, литературное творчество в пустозерской темнице.

II. Соловецкий монастырь за старую веру

Памятники, находившиеся в Соловецком монастыре в XVI – первой половине XVII в. Подлинные документы времен Соловецкого восстания. Память о соловецких страдальцах в старообрядческой среде (рисованные настенные листы, рукописи).

III. Выго-Лексинское поморское общежительство

Основанное в 1694 г. в Поморье соловецкими выходцами и окрестными крестьянами Выговское общежительство стало самым крупным и авторитетным центром староверия, подлинной культурной столицей: здесь были созданы настоящие шедевры книжности, иконописи, меднолитой пластики и оригинальной графики, включая лубки с портретами киновиархов.

IV. Крестьянство – социальная основа старообрядчества

На протяжении трех с половиной столетий крестьянство в большинстве своем сохраняло традиционную культуру, неразрывно связанную со старообрядчеством. Ярким тому доказательством служат две картины М.П. Боткина, запечатлевшие одного и того же человека: одна из них называется «Крестьянин», другая – «Старовер». Значимый раздел выставки составят предметы из многочисленных старообрядческих моленных в окрестностях Коломенского, поступившие в фонды МГОМЗ.

V. Купцы-старообрядцы

Трудовая этика, прочно сохранявшаяся в крестьянской старообрядческой среде, позволила наиболее предприимчивым представителям этого класса на этапе развития отечественной промышленности перейти в купеческое сословие. На протяжении всего XIX в. целые династии купцов-старообрядцев не только поддерживали храмы и моленные, но занимались благотворительностью, меценатством, собиранием памятников старины. На выставке будут представлены портреты (некоторые из них впервые будут экспонироваться в Москве) И.А. Ковылина, Ф.А. Гучкова, В.Е. Морозова, К.Т. Солдатенкова, С.Т. Кузнецова, Рахмановых и других. Помимо портретов, раздел будет включать иконы и рукописи, связанные с известными купеческими фамилиями, продукцию мануфактурного производства. В мультимедиапроекте впервые для широкого зрителя будет представлен интерьер Покровского собора на Рогожском кладбище, явившийся ярким воплощением храмоздательства московских купцов-старообрядцев (росписи сводов, столпов).

VI. Старообрядцы XX века. Агафья Лыкова

Раздел будет включать подлинные документы о репрессиях 1920–1930-х гг. из архива Митрополии РПСЦ, портреты старообрядцев середины XX – начала XXI в. и редкий для Москвы комплекс предметов, связанных с Агафьей Лыковой.

Участники

Митрополия Русской Православной Старообрядческой Церкви, Государственный исторический музей, Российский государственный архив древних актов, Российская государственная библиотека, Государственная Третьяковская галерея, Музеи Московского Кремля, Музей имени Андрея Рублева, Дом русского зарубежья им. А.И. Солженицына, Государственный музей истории религии, Самарский областной художественный музей, Егорьевский историко-художественный музей, Серпуховской историко-художественный музей

Частные коллекционеры

О. Алексей Лопатин, М.С. Бывшев, Г.В. Лепсверидзе, А.М. Иванов (Москва), М.А. Максимов (С-Петербург), Л.А. Вольфсон (Ярославль)

Е.М. Юхименко,
доктор филологических наук,
главный научный сотрудник
Отдела рукописей и старопечатных книг
Государственного исторического музея,
заслуженный работник культуры РФ