XVIII Тихоно-аввакумовские чтения в Томске

Главная Новости Новости общин XVIII Тихоно-аввакумовские чтения в Томске

Новости по темам

XVIII Тихоно-аввакумовские чтения в Томске

12 декабря священство и миряне Томско-Енисейской епархии собрались в Томске. По традиции в декабре здесь проходят ежегодные Тихоно-аввакумовские чтения, научно-практическая конференция в этом году состоялась в восемнадцатый раз.

Накануне в субботу и воскресным утром в кафедральном Успенском храме прошла служба священномученикам, мученикам и исповедникам, пострадавшим за правоверие в XVII веке.

После богослужения томичи и гости собрались в храме, чтобы послушать доклады. Епископ Томско-Енисейский Григорий приветствовал участников, в этом году их география стала еще более обширной. Современные технологии позволили части докладчиков участвовать онлайн: община организовала трансляцию мероприятия на ютьюб-канале и в зуме, задать вопросы в режиме реального времени мог любой желающий. Научные доклады чередовались с богослужебными песнопениями и духовными стихами — дети и молодежь томского и соседних приходов подготовили выступления.

Не с пустыми руками

Впервые Томск посетил настоятель храма свт. Николы на Вятке иерей Герман Чунин. Отец Герман привез в Томск фотовыставку «Потомки Аввакума» вятских фотографов Евгения Туманова и Сергея Тригубенко. Об этой выставке и опыте выставочных проектов в целом о. Герман поведал на чтениях.

Знакомство авторов фотовыставки со старообрядчеством состоялось в 2007 году на Великорецком крестном ходе. Евгений Туманов тогда называл себя невоцерковленным православным, Сергей Тригубенко категорично именовался атеистом. В 2019 году фотографы по своей инициативе выставили часть своих работ на городской площадке. Старообрядческая община была приглашена на открытие и впервые увидела художественный взгляд на тему старообрядчества со стороны. Дальнейшие фотовыставки уже проводились в тесном сотрудничестве фотографов с общиной. Было создано четыре экспозиции, с которыми познакомились 20 тысяч посетителей в пятидесяти городах России. Но наибольшим достижением о. Герман считает не это. Евгений Туманов принял оглашение в храме свт. Николы. Срегей Тригубенко на недавнем публичном мероприятии назвал себя «начинающим верующим».

Благодаря фотовыставкам возникают обстоятельства, которые могут стать поводом поговорить с человеком даже не о вере, а о духовной жизни, его переживаниях, — отметил о. Герман. — Очень часто после выставки люди хотят увидеть старообрядцев вживую. Мы надеемся, что наши труды всеют в сердце зрителя зернышко, которое послужит ко спасению, а для начала просто побудит к размышлению о смысле жизни.

У фотографов отснято несколько тысяч работ. Выставка, приехавшая в Томск, сформирована на основе отзывов неверующих людей: им было предложено отметить те кадры, которые оставили отклик в душе. Экспозиция разместилась в Музее деревянного зодчества, она доступна для всех желающих до середины января.

Старообрядчество — миру

Доктор философских наук доцент Томского государственного педагогического университета Наталья Ивановна Сазонова выступила с рассуждениями о том, как обратить достижения старообрядчества на пользу современной образовательной системы:

Современная школа дает человеку знания, но не ориентирует в жизни. Согласно Конституции, в России нет идеологии, а общество без нее не может. Общество ищет идеологию. Отсюда интерес к традиционной культуре, и здесь  — большая беда. Традиционная русская культура основана на христианстве, и база ее уничтожена в 30-е гг. ХХ века. Запрос общества на хотя бы какую-то идеологию вылился в разработку школьного курса «Основы религиозных культур и светской этики», однако он не дает представления о традиционной культуре. И это объяснимо. Идеология не насаждается сверху.

Знакомство со старообрядческой традицией и Томской общиной помогло Наталье Ивановне с группой активистов педагогического университета переработать курс ОРКСЭ. Программа не была апробирована, в ближайшее время ее планируют представить в университете.  Докладчик уверена, что старообрядчество может предложить современной педагогике систему духовно-нравственного воспитания, в которой ребенок через погружение в духовную практику возрастает как гармоничная личность. Наталья Ивановна поддержала мысль о. Германа о том, что старообрядчество может принести обществу большую пользу, если будет более открытым.

О святителях Томской земли и уроках пандемии

Судьбы подвижников Томской земли, священников и епископов, на протяжении нескольких лет изучает Елена Алексеевна Долнакова. Она поделилась результатами изысканий по биографии епископа Иоасафа (Ивана Семёновича Журавлева).

Целый ряд выступлений был посвящен истории пандемий и реакции на них христианства. С результатами своих исследований познакомили слушателей архитектор Петр Долнаков, кандидат исторических наук научный сотрудник cектора археографии и источниковедения ИИ СО РАН Никола Старухин, доктор исторических наук руководитель ближневосточного направления Школы востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Муравьев. Размышления, вдохновленные страницами истории, переросли в обсуждение современных задач Церкви, различных направлений работы с молодежью.

Архиерей вчера, сегодня, завтра

Диакон Иоанн Ошин рассказал о том, как на протяжении истории менялся взгляд на задачи и приоритеты деятельности епископа и предложил поразмышлять над тем, каковы они сегодня. В первые века христианства святители призваны были укреплять тех, кого призвали к вере апостолы. Жития святителей Иоанна Златоуста и Николы Чудотворца показали: в период расцвета христианства епископы были мерилом христианской совести для сановников и простого народа. Они были милостивы к людям, бескомпромиссно относились к порокам, проявляли силу духа и смелость в защите своей паствы — выходили навстречу опасностям, лишь бы защитить невиновных и нуждающихся в милосердии.

Архиереи на Руси нередко выполняли «государствообразующую» функцию — их молитва и проповедь сплачивали народ в случае грозившей опасности. Вплоть до трагического раскола Церкви XVII в. русские люди были едины в вере и в целом послушны своим предстоятелям. Основной задачей старообрядческих епископов было сохранение Церкви — священства, чистоты вероучения. После ухода безбожной власти в конце 80-х и в 90-е годы XX в. от архиереев и священников потребовалось с Божьей помощью восстановить богослужение и общины, организовать строительство храмов.

Диакон Иоанн рассказал о своем видении задач, которые ставит жизнь перед современными пастырями: подбор готовых послужить Церкви помощников, организация жизни епархии, поддержка объединяющих мероприятий, активизация деятельности епархии на онлайн-платформах, возвращение христиан к активной жизненной позиции, формирование у прихожан душевного отношения друг к другу, организация проповеди, работа с подрастающим поколением, создание для этого системы воскресных школ, детских христианских лагерей и молодежных обществ.

Организатор и ведущий чтений отец Никола Коробейников поблагодарил за участие всех потрудившихся. В следующем году Сибирская епархия отмечает 160 лет со дня своего основания. Возможно, именно эта круглая дата задаст тему Тихоно-аввакумовских чтений — 2022.