О книге из уст автора

Главная Новости Культура, наука, искусство О книге из уст автора

Новости по темам

О книге из уст автора

23 февраля в казанском Музее истории старообрядчества презентовали новое издание. О новой книге по истории старообрядчества рассказывал сам автор — историк-религиовед, писатель и публицист Дмитрий Урушев. Как сказал сам Дмитрий Александрович, свои авторские экземпляры он на днях забрал из типографии. «Что такое старообрядчество?» — переработанное издание уже знакомых читателю исторических книг Дмитрия Урушева, издание расширенное, обогащенное новыми материалами.

О книге из уст автора

На презентацию пришел епископ Казанско-Вятский Евфимий (Дубинов). Помимо прихожан из храмов столицы Татарстана, значительную часть собравшихся составили нестарообрядцы — экскурсоводы, историки, студенты и преподаватели вузов, которым близка эта тема. Для тех, кто не смог увидеть автора воочию, но очень хотел — организовали онлайн-трансляцию и запись выступления, которая доступна на ютуб-канале «Старообрядцы Казани».

— В этом и есть один из главных замыслов встречи, — отмечает о. Роман Донцов, — знакомить со старообрядчеством людей светских, стремящихся понять нашу веру. Это часть систематичной работы музея. Мы планируем и готовим такие мероприятия, делаем афиши, рассылаем приглашения. Сегодня наш зал почти полон — значит, эта тема интересна многим.

О книге из уст автора

— Старообрядчество — одна из самых разработанных тем отечественной истории. По количеству статей, монографий, сборников, публикаций она уступает, пожалуй, только теме Великой Отечественной войны. Удивить публику крайне сложно, — считает Дмитрий Урушев. Новая книга, по его замыслу, призвана развенчать стереотип о том, что старообрядчество — это сугубо историческое, «музейное», «архивное» явление. В ней нет акцентов на этнографических и археологических моментах.

— Когда я рассказываю о старообрядчестве, я хочу, чтобы оно для вас было живым, — подчеркнул автор и привел в пример картину В. Сурикова «Боярыня Морозова»:

— Картина потрясающая по своему воздействию, своей экспрессии. Но я бы хотел, чтоб вы увидели эту картину в движении: как сани едут, как люди насмехаются над боярыней Морозовой, как она звенит цепями, показывая персты, и кому она их показывает. Она едет мимо каких-то окон, но на картине это не просто окна — это окна царя Алексея Михайловича. И боярыня Морозова, по житию, которое использовал Суриков, работая над картиной, думала, что царь «на ее позор из окон смотрит». Я хочу, чтобы вы всё это увидели. Чтобы вы увидели жизнь. Чтобы вы почувствовали пламень костра, на котором был сожжен протопоп Аввакум, чтобы до вас долетали искры… А для этого надо людям рассказывать языком простым, интересным, не требующим каких-то специальных знаний, надо с людьми говорить по-человечески и нести теплоту своего сердца к их душевной теплоте.

Сам автор называет свою книгу опытом современного катехизиса и подчеркивает прямую связь старообрядческой Церкви с апостольской Церковью, раскрывает основы христианской веры:

— Много есть нюансов, которые за внешней стороной теряются — люди видят в старообрядчестве внешнее, но им надо объяснять, что за этим внешним стоит. Смысл даже не в том, что мы не стрижем бороду и двумя перстами крестимся. А в том, что мы исповедуем двумя перстами Христа — Бога и Человека.

Автор поделился своим опытом общения с нестарообрядцами. Ему, как и многим из нас, порой приходится слышать неверные суждения о том, что такое старообрядчество. Развенчать эти мифы и призвано новое издание.

— Когда приходящему в церковь отвечают, что это храм «не православный, а старообрядческий», то для чего пострадала боярыня Морозова, для чего пролилась кровь мучеников — чтобы теперь говорили, что это не православный храм? — Димитрий Урушев настаивает, что старообрядчество — это, в первую очередь, христианство, православие, и обосновывает это богословски и исторически в своей книге.

Автор рассказывает читателю, что за современным старообрядчеством стоит двухтысячелетняя вера и культура, что старообрядчество — это не только купцы ХIX века, это даже не только мученики ХVII века, и даже не только митрополиты ХVI века. Старообрядчество — это более глубокая перспектива. Это Древняя Русь, ее Крещение при князе Владимире, это Византия, Константинополь, древнее христианство, вера первых христиан и Церковь апостольская. «Увидьте в старообрядчестве большее, чем сиюминутность, которую предлагает современный мир. Старообрядчество — это жизнь. Увидьте в старообрядчестве глубину, услышьте в нем живой голос Древней Руси, Константинополя и апостолов», — призывает нас Дмитрий Урушев. И в наше время, говорит автор, «это вера детей, вера молодых матерей и отцов, вера, за которой будущее, потому что в этой вере заключена истина».

О книге из уст автора

После презентации автор ответил на вопросы слушателей. Как отмечали сами участники, после беседы их понимание сути старообрядчества стало более ясным и глубоким. Из конференц-зала Музея истории старообрядчества помимо знаний и приятных впечатлений многие из гостей уносили экземпляры новой книги, подписанные автором.

Состоявшаяся презентация дала старт циклу лекций о старообрядчестве, запланированному на этот год в Музее истории старообрядчества. В конференц-зале музея обсудят еще не одну страницу истории и современной жизни старообрядческой Церкви в целом и казанских общин в частности. Одним из лекторов заявлен епископ Евфимий. Владыка тепло отозвался о состоявшейся встрече:

— Такие встречи важны и нужны. Будет хорошо, если их будет больше. Они дают людям внешним новые знания.

О книге из уст автора

В лектории Казанского музея запланированы беседы как на обширные общестарообрядческие темы, так и на темы более узкие, посвященные истории староверия в Татарстане. За расписанием лектория и анонсами новых встреч можно следить на странице Музея истории старообрядчества Казани ВКонтакте.

Презентация книги Дмитрия Урушева «Что такое старообрядчество?» (смотреть на youtube) →

Поделиться: