Лекция головщика-старообрядца в Московской консерватории

Главная Новости Культура, наука, искусство Лекция головщика-старообрядца в Московской консерватории

Новости по темам

Лекция головщика-старообрядца в Московской консерватории

В середине октября головщик клиросного хора Новосибирского старообрядческого кафедрального собора Александр Николаевич Емельянов побывал с лекцией и мастер-классом в Научно-творческом центре церковной музыки Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.

Лекция головщика-старообрядца в Московской консерватории

Московская консерватория — первый вуз России, который начал изучение русского богослужебного пения. На открытии консерватории великий князь Владимир Федорович Одоевский в своей речи определил магистральные пути работы: изучение русского богослужебного пения и русского народного творчества.  Здесь в 1867 году была открыта первая кафедра истории и теории церковного пения под руководством протоиерея Димитрия Разумовского.  Ему принадлежат и первые научные труды в этой области, которые не потеряли своего научного значения до сих пор.  На этой кафедре подвизались ученые, ставшие классиками отечественной музыкальной медиевистики: В. Металлов, А. Преображенский, С. Смоленский.

Лекция головщика-старообрядца в Московской консерватории

С XIX века началось тесное сотрудничество этой кафедры со старообрядцами как носителями древних богослужебных традиций. Как известно, старообрядцы Морозовы были казначеями Московской консерватории. Другой видный московский предприниматель Козьма Терентьевич Солдатёнков пожертвовал огромную по тем временам сумму — 100 тысяч рублей для приобретения зрительских кресел в Большой зал консерватории. Именно благодаря сотрудничеству прот. Димитрия Разумовского и Арсения Ивановича Морозова в России впервые удалось издать в печатном виде певческие богослужебные крюковые книги, вошедшие в историю под названием «Круг церковного пения». Сотрудничество Московской консерватории со старообрядчеством продолжалось и во второй половине ХХ столетия, когда официально стало возможным изучение церковного пения. Консерватория организовывала экспедиции в старообрядческие общины, проводила защиту дипломов и диссертаций по старообрядческой культуре. В год 150-летия Московской консерватории на её торжествах присутствовал предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Московский и всея Руси Корнилий.

Лекция головщика-старообрядца в Московской консерватории

Встречу студентов консерватории с Александром Емельяновым можно назвать продолжением или возобновлением сотрудничества представителей научного мира с носителями древних певческих традиций — старообрядцами. Александр Николаевич был приглашен по рекомендации доктора искусствоведения профессора кафедры истории русской музыки ведущего специалиста по старообрядческому церковному пению Николая Григорьевича Денисова.

Лекция головщика-старообрядца в Московской консерватории

Студенты Центра под руководством доцента Московской консерватории Наталии Гурьевой изучают историю и теорию древнерусского и византийского церковного пения, историю Церкви, литургику и другие вспомогательные дисциплины. Немаловажная роль отводится изучению живой певческой традиции старообрядцев; изучается опыт клиросной работы головщиков и особенности работы с хором. Обо всём этом и о многом другом студенты разных факультетов консерватории и Н.В. Гурьева поговорили с А.Н. Емельяновым.

В качестве учебного примера студенты испонили второй антифон 4-го гласа «Воззвах Ти Господи» поморской певческой традиции. На основе пропетого Александр Николаевич сделал рекомендации по исполнению, построению ансамбля и чистоте унисона. Далее общение включало в себя разбор нескольких тем: скорость пения на службе, выстраивание голосов в любительском хоре, манера исполнения и т.д. Особое внимание на мастер-классе было уделено достижению молитвенности пения за службой, уходу от чисто технического пропевания крюков и избеганию ярких выразительных элементов академической вокальной школы.

Слушателям мастер-класса было интересно узнать о разных традициях пения в старообрядческих общинах Белокриницкого согласия. В качестве примеров говорилось о пении в общинах Новосибирска, Нижнего Новгорода, Минусинска, казаков-некрасовцев приходов Ставрополья и Кубани. Были упомянуты уставщики и головщики прошлых лет — С.И. Милушкин (ст. Левокумская), М.Ф. Никонов (Н. Новгород), С.И. Кузнецов (Минусинск), А.В. Ударцев (Барнаул), а также мастера светского хорового искусства и выдающиеся регенты в лоне РПЦ — народный артист СССР В.Н. Минин и регент хора Троице-Сергиевой лавры (РПЦ) архимандрит Матфей (Мормыль).

Также был проанализирован опыт публичных выступлений Хора певчих старообрядческих приходов Сибири с 2007 по 2019 годы. В это время коллектив активно занимался подготовкой к выступлениям на различных мероприятиях и форумах, посвящённых старообрядческой певческой традиции. Здесь особое внимание заняла тема воздействия знаменного распева на аудиторию иной культурной и эстетической среды. А.Н. Емельянов рассказал о выступлении на фестивале в Польше в г. Ченстохова (2009) и выступлении в г. Быдгощ (2016), куда сибирский хор ездил при содействии Н.Г. Денисова.

Вместо запланированной одной академической пары, встреча продолжалась два с половиной часа. Была подчёркнута мысль, что знаменное пение невозможно полноценно изучить вне участия в церковной молитвенной жизни. Ибо само пение и есть живая молитва, постигать сущность и опыт которой необходимо каждому православному человеку. Участники мастер-класса договорились о продолжении таких встреч и выразили надежду, что следующий приезд А.Н. Емельянова в Москву подарит не менее результативное и приятное общение преподавателям и студентам Московской консерватории.

Поделиться: