Рогожское приняло всероссийскую конференцию

Главная Новости Культура, наука, искусство Рогожское приняло всероссийскую конференцию

Новости по темам

Рогожское приняло всероссийскую конференцию

19 апреля 2024 года в Доме причта на Рогожском прошла всероссийская конференция «Историки В.Н. Татищев и Б.А. Рыбаков: связь времён». Мероприятие было приурочено ко дню рождения известного отечественного историка В.Н. Татищева.

Рогожское приняло всероссийскую конференцию

С докладами выступили ученые, краеведы, в том числе потомок В.Н. Татищева историк Марианна Дмитриевна Татищева, заместитель постоянного представителя губернатора Свердловской области в органах власти Наталья Георгиевна Ратиани, замминистра внешнеэкономических связей правительства Астрахани президент РОО «Челябинцы» Александр Владимирович Валов и другие. Научный руководитель Архива Б.А. Рыбакова профессор Александр Александрович Черёмин выступил с пленарным докладом «Историк Б. Рыбаков об историке В. Татищеве». Хранитель архива Б.А. Рыбакова Святослав Юрьевич Первов рассказал о том, как идет на Рогожском исследование материалов архива, который продолжает пополняться. Также своими научными изысканиями поделились заместитель директора по науке музея «Путевой дворец» (Солнечногорск) Елена Борисовна Леонова, директор Центра по сохранению наследия В.Н. Татищева Владимир Михайлович Маленьких (Екатеринбург). Доклады историков были посвящены значительному вкладу В.Н. Татищева в развитие русской науки и освоение Урала: с его именем связано основание городов Пермь, Екатеринбург и др. Член Союза писателей и Союза краеведов России Тамара Васильевна Вересова (Псков) сделала доклад «Сохранение исторической памяти среди молодёжи: проблемы и пути их преодоления». Также были участники конференции в онлайн-формате.

Рогожское приняло всероссийскую конференцию

С приветственным словом к участникам конференции обратился предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви. «Не умаляя заслуг Василия Никитича Татищева перед Отечеством, ради всестороннего взгляда на этот период истории все же стоит осветить и еще один вопрос», — отметил митрополит Корнилий и привел в пример созданный в эту эпоху близ Екатеринбурга лагерь «Заречный тын». Владыка Корнилий отметил, что Василию Татищеву довелось жить во времена Петра I и его последователей, когда на уровне государственной власти в России презираемо было все исконно русское, в том числе древлеправославная вера.

В 17351737 гг. по инициативе В.Н. Татищева на Урале была предпринята широкомасштабная военно-полицейская акция по сыску беглых «раскольников», в результате которой оказались разоренными десятки лесных старообрядческих убежищ, арестованы в том числе несколько сотен иноков и инокинь. Арестованных старообрядцев власти разослали по урало-сибирским новообрядческим монастырям, а также поместили в специально выстроенном для этой цели в Екатеринбурге остроге и использовали их на каторжных работах.

В.Н. Татищев построил первый в России, если не в мире, концлагерь для тогдашних инакомыслящих — старообрядцев под названием «Заречный тын». Приказ о строительстве концлагеря Татищев издал в ноябре 1738 года и самолично сделал его чертеж. Предполагалось, что попавшие в острог выйти оттуда ни живыми, ни мертвыми не должны. Для умерших в обеих половинах (мужской и женской) сразу наметили участки кладбищ.

Располагалась тюрьма «Заречный тын» на мысу, который образовался после строительства плотины Екатеринбургского завода и образования пруда и разделял пойму реки Исеть и устье реки Мельковки. Ныне это место занимает спорткомплекс «Динамо». В 1750 году снова усиливаются преследования старообрядцев, пополняется несчастными «Заречный тын», растут его кладбища. Екатеринбургское узилище гонимых за веру становится символом мученичества на Урале и в Сибири. В 1763 году «Заречный тын», жестокую тюрьму для безвинно гонимых за веру людей, упразднили и решили снести. Остались два кладбища, упокоившие останки более ста узников.

После сноса тюремных строений «Заречного тына» на его месте в течение многих десятилетий новое строительство не дозволялось и не производилось. За то время исчезли и могильные холмики на кладбищах и стерлась память о мучениках. Только архивы хранят документы о жизни и жертвах «Заречного тына».

Поделиться: