По Москве старообрядческой

Главная Новости Культура, наука, искусство По Москве старообрядческой

Новости по темам

По Москве старообрядческой

Архитектура Москвы для краеведов как открытая книга по истории, истории старообрядчества в том числе. Предстоятель Церкви митрополит Корнилий смог лично убедиться в этом в минувшую пятницу, 29 октября. В сопровождении московского краеведа кандидата исторических наук Владимира Фотиевича Козлова митрополит совершил экскурсию по старообрядческим местам Москвы.

По Москве старообрядческой

Одним из пунктов экскурсии стал бывший Покровский храм в Большом Факельном переулке. Сегодня там размещен Московский детский «Сказочный театр». Можно подумать, что здание возведено специально для театра: розовый цвет фасадов, причудливые картины на окнах, башня создают впечатление сказочной бутафории. На самом же деле, все не так просто. Здание храма принадлежало московской Каринкинской старообрядческой общине Белокриницкой иерархии. Храм был освящен весной 1909 года, пережил перипетии, связанные с революцией, собрал под своими сводами староверов пяти закрытых в округе моленных и был закрыт только в 1935 г., и далее здание бывшего храма использовалось городом под разные нужды.

Далее митрополит Корнилий посетил Шелапутинский переулок, где сохранилось несколько зданий, принадлежавших известному старообрядческому роду Морозовых. Одно из них было приобретено и  перестроено Саввой Васильевичем Морозовым в первой четверти XIX века из более раннего, стоявшего на фундаменте палат XVII века. В начале ХХ в. владение Морозовых принадлежало известным старообрядцам Белокриницкого согласия Нырковым, устроившим здесь моленную свв. апостолов Петра и Павла (ликвидирована в 1923 г.). В 2015 году старинное здание было отреставрировано, и в него въехал Государственный литературный музей.

Рядом находится памятный для старообрядцев-поповцев Николоямской тупик, где в начале ХХ века жили старообрядческие архиепископы и где возник Старообрядческий институт.

Митрополит Корнилий побывал и в Гжельском переулке, где во владении купцов-староверов Белокриницкого согласия Балашовых находилась известная в Москве моленная во имя свв. Сергия и Вакха (закрыта в 1924 г.). Сохранился дом, на верхнем этаже которого и располагалась эта моленная.

Неподалеку от Гжельского переулка расположена Школьная улица, ныне пешеходная, здесь сохранена историческая застройка XIX – начала ХХ века. В этих местах находилась Рогожская застава, за которой возник самый крупный старообрядческий духовный центр. Прогуливаясь по Школьной улице, митрополит с интересом слушал рассказ Владимира Фотиевича об истории и быте московского старообрядческого купечества.

В этом районе существовали моленные и других согласий старообрядчества: Филипповский Братский двор, храм беглопоповской Николо-Рогожской общины (до сих пор не передан староверам Древлеправославной Церкви).

Митрополит Корнилий высказал мысль о необходимости установки информационных табличек на зданиях, где в прошлом существовали старообрядческие храмы и моленные.

О последних достижениях в области исследования московского старообрядчества, об издании новой литературы по этой теме историки и краеведы поговорят 18 ноября в Институте Наследия (Палаты Аверкия Кириллова на Берсеневке) — в этот день здесь пройдет круглый стол «Культурное наследие московского старообрядчества. Опыт изучения, сохранения, возрождения и популяризации». Круглый стол станет частью цикла мероприятий, посвященных 250-летию образования Рогожского и Преображенского старообрядческих кладбищ.